Что ждет рынок строительных материалов в 2019 году
На пресс-ланче, организованном производственной компанией ТЕХНОНИКОЛЬ, эксперты данной корпорации поделились своим видением развития рынка строительных материалов в России. Главными драйверами роста для развития отрасли являются государственные программы поддержки, в том числе реновации и строительства нового жилья, ипотечное кредитование, различные финансовые инструменты, стимулирующие потребление строительных материалов. Развитие рынка строительных материалов зависит от ситуации в строительной отрасли в целом. Завершение объектов к Чемпионату мира по футболу и других крупных инфраструктурных проектов привело к небольшому снижению объема строительства. По данным Росстата, в первом квартале 2018 года объем строительства снизился на 0,7 процента по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Однако динамика рынка оказалась в этом году неравномерной. Так, Северо-Кавказский федеральный округ показал рост на 25,3 процента.
Среди главных трендов 2018 года эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ выделяют диджитализацию, то есть переход от традиционной продажи к дистанционной, а также Green Building, инновационное строительство с акцентом на энергоэффективность и экологию в широком смысле слова. На российском рынке гидроизоляционных материалов постепенно растет доля продукции современного типа.
Спрос на рубероид продолжает падать и, как прогнозируют эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ, в ближайшие 5 лет снизится до 19 процентов. Мы рассчитываем, что в течение 5 лет доля рулонных материалов современного типа достигнет 73 процентов, при этом половина из них будет изготавливаться на битумно-полимерной смеси, обеспечивающей высокие эксплуатационные свойства, рассказала руководитель направления Битумные мембраны и гранулы Татьяна Антропова.
На российском рынке постепенно растет доля полимерных мембран, занимая на протяжении последних лет порядка 10 процентов рынка. Российские производители все больше делают акцент на экспорт. Внешние продажи ПВХ мембран составляют 32,5 процента. Мы поставляем продукцию от Казахстана до Новой Зеландии, подчеркнул операционный директор направления Полимерные мембраны и PIR Евгений Спиряков.
Рынок скатных кровель наибольших значений достиг в 2013 году, это составило 335 миллионов квадратных метров. Наименьшее значение в 2018 году, это 247,5 миллиона квадратных метров. Падение рынка по сравнению с прошлым годом составило 3 процента. На протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли металла и шифера. При этом рынок гибкой черепицы больших колебаний не ощущает, отметил коммерческий директор направления Скатная кровля Дмитрий Рындин.
Среди главных проблем рынка кровельных и гидроизоляционных материалов эксперты называют качество монтажных работ, которое может испортить любой самый дорогой и долговечный материал. Второй проблемой является несовершенство нормативной документации. Как рассказал Василий Ткачев, руководитель направления Минеральная изоляция, на рынке теплоизоляционных материалов по-прежнему высока доля минеральной изоляции. Это 69 процентов, где каменная вата занимает две трети.
В прошлом году был отмечен небольшой рост потребления каменной ваты, до 5 процентов, благодаря возведению крупных спортивных объектов и государственным программам развития отдельных регионов России. В 2018 году, по оценкам специалистов, прирост составит ноль процентов. В 2019 году возможно снижение потребления каменной ваты на 3 процента.
В 2019 году мы не видим предпосылок для наращивания производственных мощностей внутри страны, отметил Василий Ткачев. Одним из приоритетов для нас станет апгрейд технологии производства каменной ваты. Сейчас специалисты научно-технического центра сосредоточены над процессом подготовки новых рецептур и их внедрении на заводах.
Рост рынка экструзионного пенополистирола в 2018 году составил 1 процент. Замедление связано с сокращением количества объектов промышленного и гражданского строительства, а также с затяжной зимой и поздним стартом строительного сезона. Но в дальнейшем эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ ожидают ежегодный рост рынка в размере 4-5 процента. По прежнему важным драйвером рынка XPS является тренд на энергоэффективность зданий.
В связи с этим мы в 2017 году выступили с инициативой о введении нормативных требований тепловой защиты заглубленных конструкций здания, коими являются фундаменты и полы по грунту, отметил операционный директор направления Полимерная изоляция Алексей Касимов. Сейчас уже окончены публичные слушания по этому вопросу, и эти изменения будут внедрены уже в следующем году.
И на российском, и на мировом рынках постепенно растет доля теплоизоляции PIR. Если в 2016 году объем продаж PIR в России составлял 1,4 миллиона квадратных метров продукции, то в 2018 году этот показатель должен достигнуть 3,5 миллиона квадратных метров, увеличившись за два года более, чем в 2 раза. Одним из драйверов роста рынка PIR является производство сэндвич-панелей, рассказал операционный директор направления Полимерные мембраны и PIR Евгений Спиряков.
Российский рынок монтажных пен является профицитным и крайне высококонкурентным При этом на протяжении последних трех лет данный сегмент переживает стагнацию, которой предшествовал значительный обвал рынка в 2015 году, связанный с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, снижением покупательской способности населения, завершением цикла обновления окон, это переход с деревянных окон на пластиковые, а также с завершением федеральной программы реконструкции жилого фонда по 185 ФЗ.
Значительных изменений в емкости рынка по итогам 2018 года не ожидается, и общий объем сохранится на уровне 2017 года. Но, начиная с 2019-2020 года, мы рассчитываем на возобновление спроса, связанного с началом нового цикла. Речь идет об обновлении первых пластиковых окон. Что особенно важно, если в предыдущие годы на рынке монтажных пен доминировал импорт, то в этом году мы ждем, что впервые доля отечественных производителей превысит 50 процентов.
Для того же, чтобы потребитель не покупал кота в мешке, необходимо эффективное нормативное регулирование рынка. Именно поэтому компания ТЕХНОНИКОЛЬ выступила инициатором разработки ГОСТ по монтажной пене, подчеркнула операционный директор направления Мастики и строительная химия Екатерина Горячева.
www.tn.ru
Среди главных трендов 2018 года эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ выделяют диджитализацию, то есть переход от традиционной продажи к дистанционной, а также Green Building, инновационное строительство с акцентом на энергоэффективность и экологию в широком смысле слова. На российском рынке гидроизоляционных материалов постепенно растет доля продукции современного типа.
Спрос на рубероид продолжает падать и, как прогнозируют эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ, в ближайшие 5 лет снизится до 19 процентов. Мы рассчитываем, что в течение 5 лет доля рулонных материалов современного типа достигнет 73 процентов, при этом половина из них будет изготавливаться на битумно-полимерной смеси, обеспечивающей высокие эксплуатационные свойства, рассказала руководитель направления Битумные мембраны и гранулы Татьяна Антропова.
На российском рынке постепенно растет доля полимерных мембран, занимая на протяжении последних лет порядка 10 процентов рынка. Российские производители все больше делают акцент на экспорт. Внешние продажи ПВХ мембран составляют 32,5 процента. Мы поставляем продукцию от Казахстана до Новой Зеландии, подчеркнул операционный директор направления Полимерные мембраны и PIR Евгений Спиряков.
Рынок скатных кровель наибольших значений достиг в 2013 году, это составило 335 миллионов квадратных метров. Наименьшее значение в 2018 году, это 247,5 миллиона квадратных метров. Падение рынка по сравнению с прошлым годом составило 3 процента. На протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли металла и шифера. При этом рынок гибкой черепицы больших колебаний не ощущает, отметил коммерческий директор направления Скатная кровля Дмитрий Рындин.
Среди главных проблем рынка кровельных и гидроизоляционных материалов эксперты называют качество монтажных работ, которое может испортить любой самый дорогой и долговечный материал. Второй проблемой является несовершенство нормативной документации. Как рассказал Василий Ткачев, руководитель направления Минеральная изоляция, на рынке теплоизоляционных материалов по-прежнему высока доля минеральной изоляции. Это 69 процентов, где каменная вата занимает две трети.
В прошлом году был отмечен небольшой рост потребления каменной ваты, до 5 процентов, благодаря возведению крупных спортивных объектов и государственным программам развития отдельных регионов России. В 2018 году, по оценкам специалистов, прирост составит ноль процентов. В 2019 году возможно снижение потребления каменной ваты на 3 процента.
В 2019 году мы не видим предпосылок для наращивания производственных мощностей внутри страны, отметил Василий Ткачев. Одним из приоритетов для нас станет апгрейд технологии производства каменной ваты. Сейчас специалисты научно-технического центра сосредоточены над процессом подготовки новых рецептур и их внедрении на заводах.
Рост рынка экструзионного пенополистирола в 2018 году составил 1 процент. Замедление связано с сокращением количества объектов промышленного и гражданского строительства, а также с затяжной зимой и поздним стартом строительного сезона. Но в дальнейшем эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ ожидают ежегодный рост рынка в размере 4-5 процента. По прежнему важным драйвером рынка XPS является тренд на энергоэффективность зданий.
В связи с этим мы в 2017 году выступили с инициативой о введении нормативных требований тепловой защиты заглубленных конструкций здания, коими являются фундаменты и полы по грунту, отметил операционный директор направления Полимерная изоляция Алексей Касимов. Сейчас уже окончены публичные слушания по этому вопросу, и эти изменения будут внедрены уже в следующем году.
И на российском, и на мировом рынках постепенно растет доля теплоизоляции PIR. Если в 2016 году объем продаж PIR в России составлял 1,4 миллиона квадратных метров продукции, то в 2018 году этот показатель должен достигнуть 3,5 миллиона квадратных метров, увеличившись за два года более, чем в 2 раза. Одним из драйверов роста рынка PIR является производство сэндвич-панелей, рассказал операционный директор направления Полимерные мембраны и PIR Евгений Спиряков.
Российский рынок монтажных пен является профицитным и крайне высококонкурентным При этом на протяжении последних трех лет данный сегмент переживает стагнацию, которой предшествовал значительный обвал рынка в 2015 году, связанный с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, снижением покупательской способности населения, завершением цикла обновления окон, это переход с деревянных окон на пластиковые, а также с завершением федеральной программы реконструкции жилого фонда по 185 ФЗ.
Значительных изменений в емкости рынка по итогам 2018 года не ожидается, и общий объем сохранится на уровне 2017 года. Но, начиная с 2019-2020 года, мы рассчитываем на возобновление спроса, связанного с началом нового цикла. Речь идет об обновлении первых пластиковых окон. Что особенно важно, если в предыдущие годы на рынке монтажных пен доминировал импорт, то в этом году мы ждем, что впервые доля отечественных производителей превысит 50 процентов.
Для того же, чтобы потребитель не покупал кота в мешке, необходимо эффективное нормативное регулирование рынка. Именно поэтому компания ТЕХНОНИКОЛЬ выступила инициатором разработки ГОСТ по монтажной пене, подчеркнула операционный директор направления Мастики и строительная химия Екатерина Горячева.
www.tn.ru