Музей стрит-арта и его победители

Выставка проектов, представленных на закрытый международный конкурс Архитектурная и ландшафтная концепция Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге, возможно, единственная, на которой работы участников были представлены анонимно, под девизами. Посетитель, надежно защищенный стенами потерны от любой сотовой связи, имел дело с безымянным искусством. Что в тему, поскольку до недавнего времени стрит-арт был безымянным, да и нынче предпочитает псевдонимы. Впрочем, в данном случае критически важно отвлечься от антуража экспозиции, Петропавловки, катера под названием Батя и всего, что заставляет ощущать жизнь города. Иначе не перенестись на территорию бывшего завода слоистых пластиков, где ничего такого нет. Не зная сформулированной кураторами конкурса концепции, можно все же предположить, что музей в данном случае скорее проект, чем здание, и в этом смысле победа финской мастерской JKMM Architects вполне закономерна.

Архитекторы уловили, что дело не в архитектуре, и наметили вектор развития, без которого затея теряет всякий смысл. С другой стороны, сдается, что их проект может вписаться в сравнительно скромный бюджет, и воплощать в жизнь его можно, поэтапно обживая то, что удалось отнять у разрухи. Наконец, эстетика интерьеров, построенная на контрасте между мрачными руинами и новехонькими элементами, жизнерадостными, а местами даже гламурными, вполне соответствует и духу времени вообще, и поставленной задаче в частности.

Если от этого отвлечься и вернуться к архитектуре, фаворитом станет аутсайдер пьедестала петербургская мастерская Витрувий и сыновья, которой удалось создать чудесный памятник уходящей промышленной эпохе, по-питерски монументальный и безукоризненный с градостроительной точки зрения. Получился не лофт на Индустриальном проспекте, а полноценный музей, в котором было бы здорово демонстрировать какие-нибудь старинные поезда, трамваи, велосипеды или станки. Или наоборот, ультрасовременные гаджеты.

Но стрит-арт как архитектура сильная может просто раздавить, поскольку, во-первых, он появился именно как реакция на убогую среду, во-вторых, является частью постиндустриальной культуры и распространялся по миру из мест, где заводы умирали или их не было никогда. Занявший второе место проект польской мастерской VROA гораздо снисходительней к произведениям, которые предполагается экспонировать и, по сути, выстраивается вокруг существующих объектов. Можно сказать, что это самое скромное и одновременно поэтичное решение.

Скорее всего, архитекторы и проиграли лидеру из-за сдержанности, которая пока внушает резонные опасения. Там, где разрухи мало, она притягивает, как магнит, но у нас этого добра хватает, так что неподготовленный обыватель может не сообразить, где музей, а где просто руины. И, наконец, разделившая третье место с Витрувиями российская мастерская Поле-Дизайн показала высокий класс, ограничившись при этом преимущественно планировкой. Умно и грамотно, но опять же в данном случае недостаточно просто по смыслу.

А врытые в землю красные буквы Street Art Museum наводят на мысль, что аскетичный подход отчасти маскирует недостачу артистизма. Заметно, что понятие ландшафтная концепция все участники, за исключением петербуржцев, трактуют весьма академично. Между тем тут есть ресурс, способный завлечь на территорию хороших и разных людей, а заодно опоэтизировать все, что под руку попадется. Как ни крути, тема требует междисциплинарной проработки. Уличное искусство часто рождается ночью, когда прохожих нет. Но для них.

www.forma.spb.ru

©1995-2024 Строительство и недвижимость