Возможно ли стопроцентное оснащение приборами учета

К 1 июля 2013 года все российские многоквартирные жилые дома должны были быть переведены на расчеты за коммунальные услуги по приборам учета. В тех зданиях, где собственники не установили счетчики по собственному желанию, инициатива с июля прошлого года перешла к ресурсоснабжающим организациям. Но, как показывает практика, до сих пор ситуация далека от стопроцентного оснащения счетчиками всех потребителей. В большинстве городов общедомовыми теплосчетчиками оборудовано фактически от 20 до 50 прроцентов жилого фонда, говорит Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу в России компании Kamstrup, одного из мировых лидеров производства приборов учета тепла и воды. Однако там, где поставщики тепла действительно заинтересованы в получении данных о реальном потреблении и соответствующей платы, процент оснащения счетчиками существенно выше.

В числе причин, которые мешают теперь уже поставщикам услуг установить узлы учета в каждом доме, можно выделить следующие. Это, во-первых, короткий срок выполнения задачи. Обследование каждого дома, подготовка, согласование и реализация проекта занимают обычно от одного до трех месяцев. С учетом объективно низкой степени оснащенности узлами учета к середине 2012 года двенадцати месяцев на массовую установку счетчиков оказалось недостаточно.

Во-вторых, это отсутствие свободных средств для кредитования установки узлов учета. Законодательством предусмотрена пятилетняя рассрочка для потребителей, которую предоставляет ресурсоснабжающая компания, возвращая собственные затраты путем соответствующего повышения сумм в платежках. В-третьих, это техническая невозможность установки общедомовых тепловодосчетчиков в большой части жилого фонда.

Например, в Московской области не подлежит оснащению приборами учета 77 процентов общего числа домов . В эту категорию попадают ведомственные дома, здания, требующие капитального ремонта, строения, не имеющие монтажного пространства. Поэтому даже если на бумаге план по установке выполнен на 100 процентов, это вовсе не означает, что учетом охвачены все потребители.

Все дело в мотивации, считает Татьяна Кислякова. Если стоит цель просто выполнить план, реального учета не будет никогда. Если же ресурсоснабжающая организация понимает, какие преимущества дает ей повсеместный учет, все препятствия оказываются преодолимыми. Сегодня закон дает таким компаниям возможность взять процесс под свой контроль. В частности, выбор марки оборудования стал прерогативой специалистов тепловой компании, что облегчает унификацию парка приборов учета.

Одним из примеров единого подхода к организации общедомового учета является Череповец. С 1997 года общедомовыми ультразвуковыми теплосчетчиками MULTICAL в городе были оборудованы почти все жилые здания. В целом благодаря установке ультразвуковых приборов датской компании Kamstrup и проведенной модернизации оборудования потребление тепла в домах снизилось в среднем на 30 процентов.

Оборудование настолько надежное, что нет ни аварий, ни летних профилактических ремонтов, говорит Марина Лобакова, начальник отдела аналитической работы в жилкоммунальной сфере департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца.

Кроме снижения эксплуатационных расходов, специалисты теплосетевой компании отмечают легкость снятия показаний теплосчетчиков. Если используется множество различных приборов учета, задача их контроля усложняется многократно и требует дополнительных человеческих ресурсов для сведения показаний в единую базу.

Не говоря уже о дистанционном снятии данных, когда приборы объединены в общую сеть. В этом случае все они должны быть одинаковыми, объясняет Геннадий Малинов, главный инженер компании Теплоэнергия, ресурсоснабжающей компании Череповца.

www.kamstrup.ru

©1995-2024 Строительство и недвижимость