Царское дело

Классические интерьеры ванных комнат и туалетов, говорит Светлана Бирюкова, дизайнер группы KERAMA MARAZZI, настолько удобны, в них так естественно и беспроблемно вписывается практически любая современная сантехника, что их популярность была, есть и будет стабильно высокой. Неудивительно, что у большинства современных производителей для классики обязательно находится место. Например, в последней коллекции группы, она называется Французский стиль, есть серия Одеон, достоверно имитирующая мрамор, причем в качестве декора используются вставки-камеи, повторяющие античные образцы.

Падение Римской империи погребло под собой не только цирки и храмы, но и культуру мытья, да и большинство гигиенических навыков. Впрочем, стоит развеять общее заблуждение о тотальной нечистоплотности средневековых людей. Как раз в Средневековье, особенно раннее, люди мыться любили и за собой, в общем, следили. Тому свидетельством бани в Равенне, столице Теодориха Великого, остготского короля, владыки Италии. Да и в написанном в начале XIV века врачом Арнольдом из Виллановы Салернском кодексе, адресованном английскому королю, рекомендуется следующее.

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти.
Всё это Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими…

Изменилось все на заре Возрождения, когда на Европу обрушилась чума. Из-за большого количества зараженных в коллективных бассейнах, а больных пытались лечить ваннами, они стали эпицентрами распространения "черной смерти". Это заметили, но, как часто бывает, в буквальном смысле с водой выплеснули ребенка. Решили, что болезнь связана с излишней чистоплотностью. И началась эпоха тотальной грязи, продлившаяся несколько столетий…

Но дело в том, что отправление естественных надобностей, особенно в городах, превращается в серьезную социальную проблему. Решить ее пытались с переменным успехом, однако дальше ночных горшков инженерная мысль не уходила довольно долго. Лишь в конце XVI века в Англии была разработана более-менее удачная конструкция, ставшая прототипом современного унитаза. Да и канализации.

Причиной ее создания стала в буквальном смысле невыносимая атмосфера в королевской резиденции. Поэтому знаменитый придворный поэт, коему приписывают авторство многих шекспировских произведений, техник, интриган и авантюрист сэр Джон Харингтон решил создать для королевы Елизаветы I настоящий унитаз с водяным смывом. Впрочем, новинка не прижилась, поскольку главной своей цели, каковой ставилось избавление монархини от неприятных запахов, устройство Аякс достичь не позволило.

По-настоящему отношение к гигиене вновь изменила страшная эпидемия. После нескольких лет «великой лондонской вони» (в жару отбросы и стоки, невозбранно попадающие в Темзу, не успевали уноситься течением; они заражали источники питьевой воды и порождали невыносимый запах), принесшей за собой еще и холеру, англичане всерьез озаботились проблемами чистоты.

Революцию произвело изобретение в 1849 году сифона, U-образного изгиба сточной трубы между унитазом и входом в канализацию. Между прочим, примерно в это время появилось и само слово «унитаз». Мастера Джордж Дженнингс и Томас Твитворд придумали единую конструкцию, состоящую из привычных ныне стульчака и сливного бака, назвали по-латински unitas («единство») и, возрождая традицию, представили ее королеве Виктории.

Дальше развитие туалетных технологий пошло стремительнее, вместе с убыстряющимся ритмом жизни. В начале XIX века появился душ. Одна из самых ранних моделей, выпущенная в 1830 году, устанавливалась в ванне, откуда вода вручную накачивалась в верхнюю лейку. Таким образом простая помывка превращалась в довольно серьезную тренировку.

Эволюция ванных и туалетов резко ускорилась с ростом урбанизации. В крупных городах, где жилое пространство ограничено типовой архитектурой многоэтажек, от душа и унитаза потребовались не только функциональность, но и компактность. Конструкции сантехники усложнялись и миниатюризировались, приспосабливаясь к сужающимся площадям. Так, уже в середине прошлого века Александр Манукян изобретает однорычажный смеситель, а швейцарцы из Geberit разрабатывают встроенную сантехнику.

Инсталляционные стойки позволили убрать громоздкие бачки в стену, подвесив унитаз и освободив драгоценные сантиметры пространства. Можно сказать, считает Оксана Клевец, менеджер по продаже сантехники Hatria, что теснота в данном случае есть двигатель не только прогресса, но и дизайна.

Например, встроенная сантехника не просто добавляет полезной площади, но и позволяет решать достаточно сложные архитектурные задачи, делая интерьер более воздушным. И следует заметить, что встраивание техники не есть единственный пример того, как продвинутая технология экономит пространство.

Для случаев, когда монтаж инсталляционной стойки невозможен, есть вариант с монолитным бачком унитаза. Эта система, Monolith, которая предлагается и в России, позволяет визуально убрать несимпатичные технические детали. Когда же, уже в наши дни, дизайн, наряду с качеством, стал одним из главных критериев потребительского выбора, в дело вновь вступили итальянцы, оказавшись законодателями мод.

Компания Hatria сумела вернуть в современную ванную дух римских терм достаточно простым способом. Продукция изготавливается не из стандартного дешевого фаянса, а из фарфора Vitreous China. Замена позволила создать изделия сложной формы и очень высокого качества. Одну из разработок Hatria, несколько лет назад получившую престижную премию Ассоциации индустриального дизайна Италии, систему G-FULL, и вовсе можно назвать достойной наследницей античности.

Данная система, больше похожая на скамью из благородного дерева, представляет собой единое моноблочное изделие. Это унитаз с удобным сидением и биде. Оба устройства скрыты под общей крышкой, которая делается из массива древесины ироко. Это дерево, произрастающее в Африке, широко используется при строительстве яхт, поскольку не боится воды. Впрочем, для последователей hi-tech верх может изготавливаться из полимерного композита.

Надо заметить, что использование фарфора и дерева делает изделия более массивными, чем обычные (например, G-FULL достигает 50 кг). Однако «лишний» вес не только говорит о качестве материала, но и делает технику более устойчивой и надежной. Вообще же эволюция ванной комнаты представляется штукой интереснейшей.

Она прошла замысловатый, но закономерный путь от мозаичных терм Каракаллы до высокотехнологичного санузла в городской многоэтажке. Это дистанция огромного размера, в которой уложились и сибаритские нравы Древнего Рима, и нечистоплотность позднего средневековья, и маниакальная страсть к гигиене современного человека.

И если венцом развития животного мира можно признать человека, то изменения в ванных все еще идут, подчиняясь прихотливой моде. Впрочем, с критериями успешности сантехнической эволюции люди уже явно определились. На вершине множества критериев остаются стиль, качество и долговечность.

Пресс-служба Группы KERAMA MARAZZI

©1995-2024 Строительство и недвижимость