Роль городского самоуправления в реформе теплоснабжения

За последние несколько лет в теплоснабжении Новосибирска, как и большинства российских городов, произошли кардинальные структурные перемены. Однако реформирование отрасли не закончено. Жесткого централизованного планирования, где каждый шаг регламентировался сверху, уже нет, а рыночные отношения еще не оформились в работающий механизм.

Таким переходным состоянием объясняются многие болезни роста, в том числе массовые неплатежи и аварии теплотрасс. Ввиду особой социальной значимости теплоснабжения пустить эту ситуацию на самотек нельзя. Как показал опыт последних лет, для успешной реализации реформы необходимы координирующее участие муниципальных структур.

В прежние годы муниципальные теплосети обеспечивали теплом муниципальные же жилые дома, за исключением разве что немногочисленных кооперативных и ведомственных зданий. Их обитатели, имевшие статус социальных арендаторов, оплачивали эту услугу в соответствии с установленными городом расценками.

Все проблемы систем отопления фактически были внутренними вопросами городских властей. Сегодня же и теплоснабжающие организации как поставщики тепла, и горожане как потребители стали субъектами рыночных отношений. Однако ни те, ни другие не оказались готовы играть по новым правилам.

Жильцы домов превратились в полноправных собственников своего жилья. Большинство квартир в Новосибирске приватизировано давно, еще в 1992-93 годах. Сейчас в городе приватизировано 75 процентов всего имеющегося жилья. Однако это обстоятельство никоим образом не отразилось на состоянии кошельков горожан, которые по-прежнему рассчитывают на помощь со стороны властей в оплате коммунальных услуг.

С другой стороны, теперь теплоснабжающие организации должны обеспечивать свою самоокупаемость. Содержать теплосети в надлежащем состоянии, закупать тепло и газ для котельных, оплачивать работу сотрудников они вынуждены только на те средства, которые получили от потребителей.

Между тем их единственными активами чаще всего являются протекающие трубопроводы и устаревшие котельные. По мнению специалистов Новосибирскгортеплоэнерго, при транспортировке теряется до 30 процентов тепла, а десятая часть городских теплосетей находится в крайне изношенном состоянии.

В 2009 году высокий уровень теплопотерь в сетях стал причиной конфликта между управляющими компаниями и СибирьЭнерго, когда горожанам были сделаны доначисления по оплате услуги отопления. В такой непростой ситуации лишь муниципалитеты как представители интересов и поставщиков, и потребителей тепла могут взять на себя роль посредника при переходе к нормальным рыночным отношениям в отрасли теплоснабжения, которые и являются целью реформы.

Главное, что могут сделать городские власти во избежание конфликтных ситуаций, это обеспечение оплаты энергоресурсов по факту потребления, то есть по объективным показаниям приборов учета. Компания СибирьЭнерго предъявила цифры доплат тем домам, на которых нет счетчиков, объясняет зампредседателя Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев.

Поэтому мы стараемся решить проблему, побуждая жильцов ставить приборы. Также необходимо ставить их на центральных тепловых пунктах и на выходе с теплоэлектроцентрали, чтобы можно было контролировать потери тепла на каждом участке. Жители же должны платить только за потери тепла в самом доме. Но эти потери, как правило, минимальны. Опыт показывает, что дома, в которых установлены счетчики, платят на 20-25 процентов меньше, чем по нормативу.

Коммерческий учет тепла подобен лакмусовой бумажке для теплоснабжения. Если потребитель платит слишком много, значит, его дом нуждается в утеплении и модернизации системы отопления. Если же тепловая компания недополучает средства, самое время искать и ликвидировать потери тепла в трубопроводах, добавляет Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства Kamstrup, одного из мировых лидеров производства приборов учета тепла. Пока нет повсеместного учета, мы так и будем отапливать улицу и жаловаться, что это слишком дорого.

Городская администрация уже всерьез работает в этом направлении, реализуя программы перевода потребителей на оплату тепла по факту. На протяжении последних трех лет в Новосибирске действовала муниципальная целевая программа "Энергосбережение на 2007-2010 годы" с бюджетом более 2, 2 миллиарда рублей.

Она позволила многим собственникам установить общедомовой теплосчетчик всего за половину стоимости, около 100-150 тысяч рублей на дом, причем с возможностью отсрочки оплаты на срок до одного года. Остальное компенсировал городской бюджет. Однако далеко не все собственники домов успели воспользоваться льготным предложением.

Также установка приборов учета тепла производилась и производится в рамках федеральной программы капитального ремонта. В общей сложности до 2010 года приборами учета тепловой энергии уже было оснащено 1613 жилых домов, а до конца года эта цифра должна увеличиться еще на 639.

Однако на этом городская программа перевода новосибирского жилищно-коммунального хозяйства на приборный учет тепла не завершится. Власти города рассматривают возможность выделения на эти цели дополнительных средств. Органами социальной защиты населения, районными администрациями уже ведется работа по изучению данного вопроса. Всем нуждающимся будут предоставлены субсидии на установку счетчиков, заверяет председатель горсовета Надежда Болтенко.

Между тем в течение 2011 года теплосчетчиками, а также приборами учета воды и других коммунальных ресурсов необходимо оснастить весь жилищный фонд Новосибирска, который составляет 8,6 тысячи домов. Очевидно, что большинству горожан стоит рассчитывать лишь на себя, ведь для тех, кто не имеет счетчиков, правительство планирует повысить нормативы в несколько раз.

Кстати, при поломке прибора учета оплата будет начисляться по тем же нормативам. Поэтому особого внимания требуют качество и эксплуатационные параметры используемого оборудования. Это хорошо понимают специалисты новосибирского жилкоммунхоза. Надежность прибора учета есть определяющий фактор, говорит Сергей Анистратов, директор новосибирской компании ТМ Комплект. Если спустя 1-2 года прибор выходит из строя и требует замены, то за 10-15 лет набежит кругленькая сумма.

Специалисты Сибирского инженерного бюро считают, что определяющими факторами при выборе теплосчетчиков для эксплуатации в российских условиях являются отсутствие подверженных износу механических элементов, высокая точность измерений и длительный срок службы. Именно поэтому, по мнению сотрудников компании, будущее теплоучета за ультразвуковыми расходомерами, например, UltraFlow, используемыми в составе теплосчетчиков MultiCal.

С учетом таких сложных условий эксплуатации, как состояние подвалов в новосибирских домах и качество теплоносителя, надежность оборудования является основополагающим фактором успешной реализации программы по установке счетчиков. При этом внедрение приборного учета есть самое первое и наиболее очевидное, но не единственно необходимое действие по реформированию теплоснабжения.

Если мы устанавливаем теплосчетчик, нельзя оставлять подъезд с выбитыми стеклами, дом с протекающей крышей. Иначе все усилия будут сведены на нет, говорит Андрей Ксензов, первый заместитель мэра Новосибирска. Имея под рукой данные о фактическом расходе тепла, можно начинать работу по сокращению теплопотерь, а, соответственно, и платежей за отопление. Прибор учета на этом этапе поможет найти наиболее эффективные решения, будь то утепление подвалов, установка терморегуляторов или замена окон в квартирах.

Ольга Белоколодская

©1995-2024 Строительство и недвижимость