Этой зимой снег будут "расстреливать" и "топить"
В России, кроме дураков и дорог, из года в год появляется и третья беда – зима. И она уже не за горами. Насколько хорошо регионы подготовились к встрече холодов, станет окончательно ясно лишь 15 ноября, когда каждый из них отчитается перед Министерством регионального развития. Однако уже сейчас можно сделать определенные выводы о готовности коммунальных служб к зиме.
К середине октября 76 регионов уже начали отопительный сезон: в частности, в 56-ти из них отопление включено полностью, в 20 – частично. Впервые в этом году Министерство регионального развития разработало критерии, по которым оценивается подготовка регионов к холодам. Один из них – это паспорт готовности к отопительному сезону каждого объекта коммунального хозяйства. Его выдают коммунальщикам органы Ростехнадзора после соответствующей проверки.
Согласно этим критериям, готовность в целом по стране в министерстве оценивают на уровне 97-98 процентов. В настоящее время из-за роста цен на топливо сложности с подготовкой жилья к холодам испытывают 4 региона России – Архангельская и Мурманская области, Камчатка и Приморье. По решению правительства им будет выделено из федерального бюджета дополнительно 3 миллиона 200 тысяч рублей.
Конечно, подготовка к отопительному сезону – основная забота ЖКХ накануне зимы, но далеко не единственная. Важной проблемой также являются и снегоуборочные работы. Под влиянием кризиса коммунальщики вынуждены искать в нынешнем году экономичное решение данного вопроса.
Показателен в этом плане опыт российской столицы. В Департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы подсчитали, что дешевле не допустить выпадения снега, нежели его потом убирать. Поэтому в этом году коммунальщиками Москвы взята на вооружение система "расстрела" туч, однако использовать ее будут только, если снежный покров превысит 10 сантиметров. И хотя подобная технология, по подсчетам департамента, позволит сэкономить на уборке снега 300 миллионов рублей, сам "расстрел" туч будет стоить 180 миллионов рублей, что по карману лишь крупным городам.
В борьбе же с уже выпавшим снегом коммунальщикам поможет сэкономить другая прогрессивная технология – снегоплавильная. Дело в том, что доля транспортных расходов в общем бюджете работ по расчистке дорог и улиц от снега постоянно повышается. Происходит это потому, что увеличиваются расстояния до снегосвалок, которые из-за предъявляемых к ним экологических требований отодвигаются от населенных пунктов все дальше и дальше. Кроме того, дело осложняют и постоянные пробки, где часами могут простаивать снегоуборочные машины. Проблему эту можно решить при помощи утилизации снега, путем растапливания прямо на месте уборки. Однако существуют и стационарные снегоплавильные пункты – они также располагаются в черте города и могут перерабатывать значительно больше снега, нежели мобильные снегоплавилки.
Схема работы снегоплавильных пунктов достаточно проста. Снег, удаленный с территорий города, доставляется в подобный пункт и отправляется в специальный бункер, оснащенный тепловыделяющим элементом. В этом бункере привезенный снег растапливается, а талая вода попадает в узел очистки, имеющий, как правило, две ступени. И только после подобной процедуры вода поступает в сточные сети города. Удаление примесей и загрязнений является особенно важным преимуществом подобного способа утилизации снега.
Дело в том, что применяемые на улицах реагенты наносят серьезный удар экологическому состоянию города. А при использовании снегоплавильных технологий противогололедные материалы утилизируются вместе с прочими загрязнениями. Так, по последним данным мониторинга, проводенным специалистами кафедры Института почвоведения МГУ, общая экологическая ситуация в Москве постепенно стабилизируется. Одна из причин – использование снегоплавильных пунктов, куда вывозится более 80 процентов снега, который содержит в себе реагенты.
Однако может показаться, что в крупных городах с плотной застройкой будет проблематично выделить территорию под установку снегоплавильных станций. В Москве эту проблему решили при помощи использования мини-зданий, включающих в себя металлический каркас, стеновые и кровельные сэндвич-панели, окна и двери. Еще в апреле 2009 года был подписан контракт с компанией Ruukki, европейским поставщиком комплексных решений из металла для строительства и машиностроения, на изготовление и поставку таких мини-зданий для снегоплавильных пунктов. Объем поставок составил 10 тонн металлоконструкций, 230 квадратных метров стеновых панелей, 87 квадратных метров кровельных панелей. На сегодняшний день здания уже собраны и станции готовы к эксплуатации в Москве.
Использование мобильных снеготаялок позволит утилизировать порядка 140 тысяч кубометров в сутки. Также подготовлено 46 стационарных снегосплавных пунктов, позволяющих утилизировать еще около 160 тысяч кубометров в сутки. В итоге в предстоящем сезоне коммунальные службы города смогут утилизировать около 300 тысяч кубических метров снега в сутки".
Так, по отчетам чиновников, Россия уже сейчас практически повсеместно готова встретить зиму 2009-2010. Но только время покажет, насколько мы научились решать наши извечные проблемы, и ждать осталось совсем недолго.
К середине октября 76 регионов уже начали отопительный сезон: в частности, в 56-ти из них отопление включено полностью, в 20 – частично. Впервые в этом году Министерство регионального развития разработало критерии, по которым оценивается подготовка регионов к холодам. Один из них – это паспорт готовности к отопительному сезону каждого объекта коммунального хозяйства. Его выдают коммунальщикам органы Ростехнадзора после соответствующей проверки.
Согласно этим критериям, готовность в целом по стране в министерстве оценивают на уровне 97-98 процентов. В настоящее время из-за роста цен на топливо сложности с подготовкой жилья к холодам испытывают 4 региона России – Архангельская и Мурманская области, Камчатка и Приморье. По решению правительства им будет выделено из федерального бюджета дополнительно 3 миллиона 200 тысяч рублей.
Конечно, подготовка к отопительному сезону – основная забота ЖКХ накануне зимы, но далеко не единственная. Важной проблемой также являются и снегоуборочные работы. Под влиянием кризиса коммунальщики вынуждены искать в нынешнем году экономичное решение данного вопроса.
Показателен в этом плане опыт российской столицы. В Департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы подсчитали, что дешевле не допустить выпадения снега, нежели его потом убирать. Поэтому в этом году коммунальщиками Москвы взята на вооружение система "расстрела" туч, однако использовать ее будут только, если снежный покров превысит 10 сантиметров. И хотя подобная технология, по подсчетам департамента, позволит сэкономить на уборке снега 300 миллионов рублей, сам "расстрел" туч будет стоить 180 миллионов рублей, что по карману лишь крупным городам.
В борьбе же с уже выпавшим снегом коммунальщикам поможет сэкономить другая прогрессивная технология – снегоплавильная. Дело в том, что доля транспортных расходов в общем бюджете работ по расчистке дорог и улиц от снега постоянно повышается. Происходит это потому, что увеличиваются расстояния до снегосвалок, которые из-за предъявляемых к ним экологических требований отодвигаются от населенных пунктов все дальше и дальше. Кроме того, дело осложняют и постоянные пробки, где часами могут простаивать снегоуборочные машины. Проблему эту можно решить при помощи утилизации снега, путем растапливания прямо на месте уборки. Однако существуют и стационарные снегоплавильные пункты – они также располагаются в черте города и могут перерабатывать значительно больше снега, нежели мобильные снегоплавилки.
Схема работы снегоплавильных пунктов достаточно проста. Снег, удаленный с территорий города, доставляется в подобный пункт и отправляется в специальный бункер, оснащенный тепловыделяющим элементом. В этом бункере привезенный снег растапливается, а талая вода попадает в узел очистки, имеющий, как правило, две ступени. И только после подобной процедуры вода поступает в сточные сети города. Удаление примесей и загрязнений является особенно важным преимуществом подобного способа утилизации снега.
Дело в том, что применяемые на улицах реагенты наносят серьезный удар экологическому состоянию города. А при использовании снегоплавильных технологий противогололедные материалы утилизируются вместе с прочими загрязнениями. Так, по последним данным мониторинга, проводенным специалистами кафедры Института почвоведения МГУ, общая экологическая ситуация в Москве постепенно стабилизируется. Одна из причин – использование снегоплавильных пунктов, куда вывозится более 80 процентов снега, который содержит в себе реагенты.
Однако может показаться, что в крупных городах с плотной застройкой будет проблематично выделить территорию под установку снегоплавильных станций. В Москве эту проблему решили при помощи использования мини-зданий, включающих в себя металлический каркас, стеновые и кровельные сэндвич-панели, окна и двери. Еще в апреле 2009 года был подписан контракт с компанией Ruukki, европейским поставщиком комплексных решений из металла для строительства и машиностроения, на изготовление и поставку таких мини-зданий для снегоплавильных пунктов. Объем поставок составил 10 тонн металлоконструкций, 230 квадратных метров стеновых панелей, 87 квадратных метров кровельных панелей. На сегодняшний день здания уже собраны и станции готовы к эксплуатации в Москве.
Использование мобильных снеготаялок позволит утилизировать порядка 140 тысяч кубометров в сутки. Также подготовлено 46 стационарных снегосплавных пунктов, позволяющих утилизировать еще около 160 тысяч кубометров в сутки. В итоге в предстоящем сезоне коммунальные службы города смогут утилизировать около 300 тысяч кубических метров снега в сутки".
Так, по отчетам чиновников, Россия уже сейчас практически повсеместно готова встретить зиму 2009-2010. Но только время покажет, насколько мы научились решать наши извечные проблемы, и ждать осталось совсем недолго.