Инструменты регулирования в строительстве
Вопрос о выборе эффективных методов регулирования стоит сегодня перед российской стройиндустрией особенно остро. В настоящее время существует несколько основных механизмов регулирования: лицензирование, страхование, менеджмент качества, сертификация и государственная экспертиза. Большинство специалистов считают: чтобы система контроля работала исправно, она должна быть основана на комплексных решениях.
Лицензирование строительной деятельности в России осуществляется с 1991 года. Этот механизм применялся как инструмент государственного контроля качества и надежности работы предприятий отрасли, а также как барьер для недобросовестных и непрофессиональных участников рынка. Однако, по мнению многих специалистов, процедура лицензирования на деле представляет собой простую формальность, своего рода "моментальный снимок" состояния организации на момент получения лицензии, не гарантирующий ее соответствия установленным требованиям в дальнейшем.
С 1 января 2009 года государственное лицензирование строительной деятельности прекратилось. Выданные ранее документы будут действовать до 1 января 2010 года, а после этого право на осуществление профессиональной деятельности должно обеспечиваться свидетельством о допуске саморегулируемой организации (СРО).
Эксперты опасаются, что скоропалительный переход к системе СРО в отсутствие других методов регулирования рынка чреват серьезными последствиями, в том числе потерей доверия потребителей к продукции предприятий строительного комплекса. В ближайшее время Государственная Дума должна решить вопрос о продлении сроков выдачи строительных лицензий. Вероятно, в связи с ситуацией, сложившейся из-за мирового финансового кризиса, они будут увеличены. Это даст дополнительное время для тщательной проработки системы саморегулирования и ее интеграции с другими механизмами управления качеством.
Даже самая строгая система лицензирования не может гарантированно защитить интересы потребителей. Как известно, наиболее эффективная форма гарантии – гарантия материальная. Поэтому большинство специалистов отмечают необходимость страхования гражданской ответственности строителей (ГОС), которая может существенно повысить гарантии качества строительства для потребителей и его безопасности для третьих лиц. Сегодня этот механизм успешно применяется.
Например, при прокладке Лефортовского тоннеля в Москве специалистами страховой компании "Гефест" была проведена серьезная предстраховая экспертиза. В результате была определена стоимость всей недвижимости, окружающей строительную площадку, в размере 430 миллионов рублей. Это та сумма, на возмещение которой могут претендовать собственники прилегающих строений в случае причинения их имуществу вреда в ходе работ по прокладке тоннеля. Если подобная практика станет повсеместной, это не только обезопасит потребителей, но и позволит строительным компаниям продемонстрировать уважение к клиентам и таким образом поддержать свою репутацию.
В качестве механизма страхования можно рассматривать и концепцию коллективной ответственности участников СРО. Если такая организация осуществляет допуск компаний на строительный рынок, то она должна быть в состоянии гарантировать защиту интересов потребителей. Для этой цели следует формировать компенсационный фонд из средств участников СРО.
Конечно, лицензирование и страхование строительству необходимы. Однако при этом очень важно, чтобы сам производственный процесс не оставался подобием "черного ящика", доступным для контроля только при анализе последствий нештатных ситуаций. Обеспечить прозрачность организации производства позволяют системы управления качеством, когда качество продукции обеспечивается качеством производства. Крупные компании, не дожидаясь отмены лицензирования и не полагаясь на гарантии, которое оно давало, вводят собственные системы сертификации.
Уже около года Группа компаний Проплекс проводит сертификацию своих партнеров на соответствие требованиям, предъявляемым компанией к технологии производства и качеству изделий. При этом соблюдается обоюдный интерес: сертифицированные партнеры получают всестороннюю поддержку производителя, например, помощь в профессиональной подготовке кадров.
Подобная практика широко применяется во всем мире. Существуют и международные системы сертификации менеджмента качества, например, ISO 9001. Однако некоторые эксперты считают этот стандарт не приспособленным для нужд стройиндустрии. Так, специалисты Федерального центра технической оценки продукции в строительстве полагают, что стандарт ISO 9001 создан для совершенствования управления организацией в промышленности, тогда как в строительстве качество обеспечивается преимущественно на уровне управления производственными процессами. Поэтому при всех его достоинствах и универсальности стандарт не очень хорошо отражает специфику строительства вообще, а российского в особенности.
Все время мы говорили о качестве строительства. Однако оно недостижимо без обеспечения надлежащего качества используемых материалов и технологий. К сожалению, сегодня механизм их сертификации практически не работает. Отчасти это объясняется реформой системы стандартизации: СНиПы перешли в разряд рекомендательных документов, а большинство технических регламентов находится сегодня в состоянии разработки.
В этой связи особое значение приобретает добровольная сертификация. Она выгодна сегодня не только потребителям, но и производителям, так как подтверждает качество выпускаемой ими продукции и повышает ее конкурентоспособность. Этим механизмом пользуются многие компании. Группа компаний Проплекс провела сертификацию производимого ей оконного ПВХ-профиля, в ходе которой был установлен 60-летний срок его эксплуатации, а также повышенная морозостойкость.
Документально подтвердить эффективность своей продукции в отечественных климатических условиях может и компания URSA, производитель строительных изоляционных материалов и систем утепления. Вполне естественно, что потребители отдают предпочтение материалам, высокое качество которых подтверждено сертификатом.
Обеспечить полноценный эффект от применения всех перечисленных механизмов контроля качества должна государственная экспертиза возводимых объектов. Сегодня эти функции исполняют органы Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН). Его задачей является контроль за обеспечением участниками строительства соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации.
Итак, строительству необходима интегрированная система регулирования, основанная на применении целого ряда независимых инструментов. Это вполне осуществимо, если контроль допуска компаний на рынок сопровождается сертификацией услуг и материалов, страхованием интересов потребителей, а также государственным надзором за качеством строительства.
Специалисты высказывают различные мнения, но сходятся в одном: ожидаемые сегодня законодательные изменения должны носить комплексный характер. Возможно, что в нынешней ситуации следует воздержаться от поспешных решений и выделить дополнительное время (например, в пределах срока, отведенного на переход к системе технических регламентов) для тщательной проработки и согласования всех аспектов проблемы.
Лицензирование строительной деятельности в России осуществляется с 1991 года. Этот механизм применялся как инструмент государственного контроля качества и надежности работы предприятий отрасли, а также как барьер для недобросовестных и непрофессиональных участников рынка. Однако, по мнению многих специалистов, процедура лицензирования на деле представляет собой простую формальность, своего рода "моментальный снимок" состояния организации на момент получения лицензии, не гарантирующий ее соответствия установленным требованиям в дальнейшем.
С 1 января 2009 года государственное лицензирование строительной деятельности прекратилось. Выданные ранее документы будут действовать до 1 января 2010 года, а после этого право на осуществление профессиональной деятельности должно обеспечиваться свидетельством о допуске саморегулируемой организации (СРО).
Эксперты опасаются, что скоропалительный переход к системе СРО в отсутствие других методов регулирования рынка чреват серьезными последствиями, в том числе потерей доверия потребителей к продукции предприятий строительного комплекса. В ближайшее время Государственная Дума должна решить вопрос о продлении сроков выдачи строительных лицензий. Вероятно, в связи с ситуацией, сложившейся из-за мирового финансового кризиса, они будут увеличены. Это даст дополнительное время для тщательной проработки системы саморегулирования и ее интеграции с другими механизмами управления качеством.
Даже самая строгая система лицензирования не может гарантированно защитить интересы потребителей. Как известно, наиболее эффективная форма гарантии – гарантия материальная. Поэтому большинство специалистов отмечают необходимость страхования гражданской ответственности строителей (ГОС), которая может существенно повысить гарантии качества строительства для потребителей и его безопасности для третьих лиц. Сегодня этот механизм успешно применяется.
Например, при прокладке Лефортовского тоннеля в Москве специалистами страховой компании "Гефест" была проведена серьезная предстраховая экспертиза. В результате была определена стоимость всей недвижимости, окружающей строительную площадку, в размере 430 миллионов рублей. Это та сумма, на возмещение которой могут претендовать собственники прилегающих строений в случае причинения их имуществу вреда в ходе работ по прокладке тоннеля. Если подобная практика станет повсеместной, это не только обезопасит потребителей, но и позволит строительным компаниям продемонстрировать уважение к клиентам и таким образом поддержать свою репутацию.
В качестве механизма страхования можно рассматривать и концепцию коллективной ответственности участников СРО. Если такая организация осуществляет допуск компаний на строительный рынок, то она должна быть в состоянии гарантировать защиту интересов потребителей. Для этой цели следует формировать компенсационный фонд из средств участников СРО.
Конечно, лицензирование и страхование строительству необходимы. Однако при этом очень важно, чтобы сам производственный процесс не оставался подобием "черного ящика", доступным для контроля только при анализе последствий нештатных ситуаций. Обеспечить прозрачность организации производства позволяют системы управления качеством, когда качество продукции обеспечивается качеством производства. Крупные компании, не дожидаясь отмены лицензирования и не полагаясь на гарантии, которое оно давало, вводят собственные системы сертификации.
Уже около года Группа компаний Проплекс проводит сертификацию своих партнеров на соответствие требованиям, предъявляемым компанией к технологии производства и качеству изделий. При этом соблюдается обоюдный интерес: сертифицированные партнеры получают всестороннюю поддержку производителя, например, помощь в профессиональной подготовке кадров.
Подобная практика широко применяется во всем мире. Существуют и международные системы сертификации менеджмента качества, например, ISO 9001. Однако некоторые эксперты считают этот стандарт не приспособленным для нужд стройиндустрии. Так, специалисты Федерального центра технической оценки продукции в строительстве полагают, что стандарт ISO 9001 создан для совершенствования управления организацией в промышленности, тогда как в строительстве качество обеспечивается преимущественно на уровне управления производственными процессами. Поэтому при всех его достоинствах и универсальности стандарт не очень хорошо отражает специфику строительства вообще, а российского в особенности.
Все время мы говорили о качестве строительства. Однако оно недостижимо без обеспечения надлежащего качества используемых материалов и технологий. К сожалению, сегодня механизм их сертификации практически не работает. Отчасти это объясняется реформой системы стандартизации: СНиПы перешли в разряд рекомендательных документов, а большинство технических регламентов находится сегодня в состоянии разработки.
В этой связи особое значение приобретает добровольная сертификация. Она выгодна сегодня не только потребителям, но и производителям, так как подтверждает качество выпускаемой ими продукции и повышает ее конкурентоспособность. Этим механизмом пользуются многие компании. Группа компаний Проплекс провела сертификацию производимого ей оконного ПВХ-профиля, в ходе которой был установлен 60-летний срок его эксплуатации, а также повышенная морозостойкость.
Документально подтвердить эффективность своей продукции в отечественных климатических условиях может и компания URSA, производитель строительных изоляционных материалов и систем утепления. Вполне естественно, что потребители отдают предпочтение материалам, высокое качество которых подтверждено сертификатом.
Обеспечить полноценный эффект от применения всех перечисленных механизмов контроля качества должна государственная экспертиза возводимых объектов. Сегодня эти функции исполняют органы Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН). Его задачей является контроль за обеспечением участниками строительства соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации.
Итак, строительству необходима интегрированная система регулирования, основанная на применении целого ряда независимых инструментов. Это вполне осуществимо, если контроль допуска компаний на рынок сопровождается сертификацией услуг и материалов, страхованием интересов потребителей, а также государственным надзором за качеством строительства.
Специалисты высказывают различные мнения, но сходятся в одном: ожидаемые сегодня законодательные изменения должны носить комплексный характер. Возможно, что в нынешней ситуации следует воздержаться от поспешных решений и выделить дополнительное время (например, в пределах срока, отведенного на переход к системе технических регламентов) для тщательной проработки и согласования всех аспектов проблемы.