Строительству мешает несогласованность
Глава Москомархитектуры Александр Кузьмин на одном из последних заседаний правительства российской столицы выступил с инициативой уменьшить перечень обязательных согласований на выполнение различных работ. По данным специалиста, примерно четверть из них приходится на согласование различных подведомственных организаций друг с другом.
Убрав лишний документооборот, предприятия получат возможность сэкономить огромные средства. Так, при строительстве транспортных объектов на различного рода платные согласования тратится порядка до 20 процентов всех денег, заложенных на строительство, отмечает Александр Кузьмин.
Уменьшить количество платных документов – одна из антикризисных мер, которая должна помочь строительству. В настоящее время в Москве планируется сделать бесплатной выдачу целого ряда бумаг: экспертные заключения на проектную документацию по строительству водоотводящих сетей и очистных сооружений, заключения технических экспертиз на установку и подключение к сетям Моссвета, разрешение на производство инженерно-геодезических работ и многие другие.
Однако данная проблема имеет не только финансовое измерение. Сложность проведения данных процедур приводит к тому, что многие иностранные инвесторы отказываются от крупных проектов в России, а отечественные компании на годы вязнут в бумажной работе. Парадокс, но в России процесс согласований часто длится дольше, чем сама стройка.
Даже объекты национального значения сталкиваются с подобной проблемой. На состоявшемся в марте этого года заседании Совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта Дмитрий Медведев потребовал устранить волокиту при подготовке к Олимпиаде в Сочи.
Очевидно, что подобные ситуации все острее ставят вопрос о формировании новой системы контроля. Принять участие в ее создании должны и сами предприниматели. Например, в настоящее время Всероссийская ассоциация металлопроизводителей подготовила к внесению в Госдуму проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
В отличие от многих томов СНиПов и ГОСТов, новый регламент насчитывает несколько десятков страниц. Общий смысл документа – законодательно утвержденные требования по безопасности необходимо выполнять безоговорочно, все остальное необходимо передать на совместное усмотрение производителя и заказчика, считает Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki, участвовавшей в подготовке законопроекта. Невозможно конкретными СНиПами описать все моменты, появляющиеся в ежедневной практике. В этой ситуации государство, пытаясь играть роль тотального регулятора, поневоле становится серьезным тормозом развития отрасли.
Специалист уверен, что такой подход не только значительно упростить прохождение различных согласований, но и сформирует более развитый рынок. Участники рынка обязаны понять, что именно качество, при гарантированной государством безопасности, должно стать тем универсальным рыночным инструментом, который позволит остаться «на плаву» только серьезным производителям, считает Сергей Чернышев.
В начале 2009 года был сделан еще один важный шаг в сторону выстраивания новой системы контроля: отменено государственное лицензирование строителей, запущен процесс формирования саморегулируемых организаций (СРО). А в начале апреля холдинг «Коксохиммонтаж» стал первой в России организацией, получившей допуск на строительство в рамках СРО. Процесс запущен. Отныне сами строители будут определять стандарты и правила игры на рынке. Государство при этом оставляет за собой право надзора за деятельностью СРО.
В итоге допуск до потребителя товаров и услуг будет в скором времени предоставлять не чиновник, а сам рынок. Для этого в законе «О техническом регулировании» вводится понятие «подтверждение соответствия» - удостоверение, подтверждающее соответствие продукции требованиям технических регламентов, стандартам или условиям договоров; к числу таких «удостоверений» относятся, прежде всего, сертификаты соответствия международным стандартам серии ISO.
Нынешний год будет непростым для строительной отрасли России. Тем не менее, необходимо не только решать оперативные задачи по спасению отрасли, но и заниматься реализацией стратегических планов. К их числу относится и выстраивание новой системы контроля, позволяющей сформировать цивилизованный строительный рынок.
Убрав лишний документооборот, предприятия получат возможность сэкономить огромные средства. Так, при строительстве транспортных объектов на различного рода платные согласования тратится порядка до 20 процентов всех денег, заложенных на строительство, отмечает Александр Кузьмин.
Уменьшить количество платных документов – одна из антикризисных мер, которая должна помочь строительству. В настоящее время в Москве планируется сделать бесплатной выдачу целого ряда бумаг: экспертные заключения на проектную документацию по строительству водоотводящих сетей и очистных сооружений, заключения технических экспертиз на установку и подключение к сетям Моссвета, разрешение на производство инженерно-геодезических работ и многие другие.
Однако данная проблема имеет не только финансовое измерение. Сложность проведения данных процедур приводит к тому, что многие иностранные инвесторы отказываются от крупных проектов в России, а отечественные компании на годы вязнут в бумажной работе. Парадокс, но в России процесс согласований часто длится дольше, чем сама стройка.
Даже объекты национального значения сталкиваются с подобной проблемой. На состоявшемся в марте этого года заседании Совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта Дмитрий Медведев потребовал устранить волокиту при подготовке к Олимпиаде в Сочи.
Очевидно, что подобные ситуации все острее ставят вопрос о формировании новой системы контроля. Принять участие в ее создании должны и сами предприниматели. Например, в настоящее время Всероссийская ассоциация металлопроизводителей подготовила к внесению в Госдуму проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
В отличие от многих томов СНиПов и ГОСТов, новый регламент насчитывает несколько десятков страниц. Общий смысл документа – законодательно утвержденные требования по безопасности необходимо выполнять безоговорочно, все остальное необходимо передать на совместное усмотрение производителя и заказчика, считает Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki, участвовавшей в подготовке законопроекта. Невозможно конкретными СНиПами описать все моменты, появляющиеся в ежедневной практике. В этой ситуации государство, пытаясь играть роль тотального регулятора, поневоле становится серьезным тормозом развития отрасли.
Специалист уверен, что такой подход не только значительно упростить прохождение различных согласований, но и сформирует более развитый рынок. Участники рынка обязаны понять, что именно качество, при гарантированной государством безопасности, должно стать тем универсальным рыночным инструментом, который позволит остаться «на плаву» только серьезным производителям, считает Сергей Чернышев.
В начале 2009 года был сделан еще один важный шаг в сторону выстраивания новой системы контроля: отменено государственное лицензирование строителей, запущен процесс формирования саморегулируемых организаций (СРО). А в начале апреля холдинг «Коксохиммонтаж» стал первой в России организацией, получившей допуск на строительство в рамках СРО. Процесс запущен. Отныне сами строители будут определять стандарты и правила игры на рынке. Государство при этом оставляет за собой право надзора за деятельностью СРО.
В итоге допуск до потребителя товаров и услуг будет в скором времени предоставлять не чиновник, а сам рынок. Для этого в законе «О техническом регулировании» вводится понятие «подтверждение соответствия» - удостоверение, подтверждающее соответствие продукции требованиям технических регламентов, стандартам или условиям договоров; к числу таких «удостоверений» относятся, прежде всего, сертификаты соответствия международным стандартам серии ISO.
Нынешний год будет непростым для строительной отрасли России. Тем не менее, необходимо не только решать оперативные задачи по спасению отрасли, но и заниматься реализацией стратегических планов. К их числу относится и выстраивание новой системы контроля, позволяющей сформировать цивилизованный строительный рынок.