Кризис стимулирует энергосбережение
В апреле текущего года Россия и Германия планируют зарегистрировать совместное агентство по энергоэффективности и энергосбережению. Новая организация объединит энергетические компании и банковские структуры двух стран. В обмен на энергосберегающие технологии и ноу-хау Германия сможет получить выгодные заказы в России.
Сегодня перед российской промышленностью стоит задача 40-процентного снижения энергоемкости до 2020 года. Возможно, стагнация в производственной сфере заставит пересмотреть эти планы. Необходимо предпринимать срочные меры и безолагательно.
В мировой экономике немало примеров, когда кризисные явления приводили к существенному повышению эффективности. Так, энергоемкость сталелитейной промышленности США плавно снижалась до середины семидесятых годов прошлого века. Но в начале восьмидесятых произошел резкий рывок в энергосбережении на волне экономического кризиса и резкого роста цен на энергоресурсы. А с 1990 по 2006 год энергоемкость сталелитейной отрасли США снизилась на рекордные 29 процентов.
Специалисты называют три способа снижения потребления энергии: исключение нерационального использования, устранение потерь и, наконец, повышение эффективности. При этом основным методом повышения энергоэффективности, считается разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в которых удельная энергоемкость ниже существующих.
Как рассказывает Роман Цикоза, руководитель представительства компании Grundfos в Центральном регионе, только замена устаревших насосов на современные модели приносит крупным предприятиям миллионы рублей экономии. Например, насосы Grundfos со встроенным частотным преобразователем дают возможность реального 30-процентного сбережения электроэнергии. Если учесть, что промышленные насосы применяются во многих отраслях, легко оценить размер резервов для экономии.
Внедрение нового оборудования должно сопровождаться одновременным переходом на новые технологии. Например, применение методики выплавки чугуна с вдуванием пылеугольного топлива позволяет металлургам в несколько раз сокращать потребление природного газа, а переход с мокрого способа производства цемента на полусухой и сухой методы сокращает расходы объема потребления топливно-энергетических ресурсов до 25 процентов.
Энергосбережение не может быть выборочным, необходимо охватить разные сферы деятельности предприятия. Чтобы сделать это наиболее эффективно, перед началом всех мероприятий проводят энергетический аудит, позволяющий точно определить все узкие места и недочеты. Так, с 2008 года компания Grundfos организует бесплатный аудит насосного оборудования на предмет энергозатрат и дает оценку потенциала повышения энергоэффективности промышленных предприятий.
Кроме того, нужно учитывать, что такие меры лучше предпринимать не от кризиса к кризису, а на регулярной основе. Сдвинуть с места решение проблемы энергосбережения смогут только меры системного характера. Таким системным мероприятием, по мнению экспертов, является энергетический менеджмент. Он представляет собой постоянно действующую систему управления энергопотреблением, которая направлена на уменьшение энергетических затрат предприятия.
Последовательно снижая энергоемкость собственной продукции, предприятие не просто учится выживать в сложных условиях, а становится более конкурентоспособным. Те же компании, которые не будут уделять этой проблеме внимания, станут заложниками не финансового, а управленческого кризиса, выбраться из которого со временем будет все сложнее.
Сегодня перед российской промышленностью стоит задача 40-процентного снижения энергоемкости до 2020 года. Возможно, стагнация в производственной сфере заставит пересмотреть эти планы. Необходимо предпринимать срочные меры и безолагательно.
В мировой экономике немало примеров, когда кризисные явления приводили к существенному повышению эффективности. Так, энергоемкость сталелитейной промышленности США плавно снижалась до середины семидесятых годов прошлого века. Но в начале восьмидесятых произошел резкий рывок в энергосбережении на волне экономического кризиса и резкого роста цен на энергоресурсы. А с 1990 по 2006 год энергоемкость сталелитейной отрасли США снизилась на рекордные 29 процентов.
Специалисты называют три способа снижения потребления энергии: исключение нерационального использования, устранение потерь и, наконец, повышение эффективности. При этом основным методом повышения энергоэффективности, считается разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в которых удельная энергоемкость ниже существующих.
Как рассказывает Роман Цикоза, руководитель представительства компании Grundfos в Центральном регионе, только замена устаревших насосов на современные модели приносит крупным предприятиям миллионы рублей экономии. Например, насосы Grundfos со встроенным частотным преобразователем дают возможность реального 30-процентного сбережения электроэнергии. Если учесть, что промышленные насосы применяются во многих отраслях, легко оценить размер резервов для экономии.
Внедрение нового оборудования должно сопровождаться одновременным переходом на новые технологии. Например, применение методики выплавки чугуна с вдуванием пылеугольного топлива позволяет металлургам в несколько раз сокращать потребление природного газа, а переход с мокрого способа производства цемента на полусухой и сухой методы сокращает расходы объема потребления топливно-энергетических ресурсов до 25 процентов.
Энергосбережение не может быть выборочным, необходимо охватить разные сферы деятельности предприятия. Чтобы сделать это наиболее эффективно, перед началом всех мероприятий проводят энергетический аудит, позволяющий точно определить все узкие места и недочеты. Так, с 2008 года компания Grundfos организует бесплатный аудит насосного оборудования на предмет энергозатрат и дает оценку потенциала повышения энергоэффективности промышленных предприятий.
Кроме того, нужно учитывать, что такие меры лучше предпринимать не от кризиса к кризису, а на регулярной основе. Сдвинуть с места решение проблемы энергосбережения смогут только меры системного характера. Таким системным мероприятием, по мнению экспертов, является энергетический менеджмент. Он представляет собой постоянно действующую систему управления энергопотреблением, которая направлена на уменьшение энергетических затрат предприятия.
Последовательно снижая энергоемкость собственной продукции, предприятие не просто учится выживать в сложных условиях, а становится более конкурентоспособным. Те же компании, которые не будут уделять этой проблеме внимания, станут заложниками не финансового, а управленческого кризиса, выбраться из которого со временем будет все сложнее.