В сфере ЖКХ будущее за государственно-частным партнерством
Как было сказано на прошедшей Международной конференции на тему «Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой», организованной при поддержке Внешэкономбанка, «в 2008 году органы управления Внешэкономбанка приняли решения о финансировании 70 инвестиционных проектов, около половины из которых - это проекты в инфраструктуре. Механизм ГЧП для развития инфраструктурных проектов - единственно возможный и правильный. Развитие объектов, составляющих эту инфраструктуру, всегда сопряжено с высокими затратами. Во всяком случае, размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов. Но решать эти проблемы все равно надо, ведь развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост. К тому же есть еще и вопрос качества публичных услуг. Поэтому для решения своих задач власть привлекает частный бизнес и вступает с ним в партнерские отношения».
Особое место в этих проектах занимают вопросы жилищно-коммунального хозяйства. ВЭБ и ОАО «Евразийский» имеют положительный совместный опыт в их реализации в г. Ростове-на-Дону и Краснодарском крае. В тоже время опыт осмысления их внедрения выявил два основных момента, сдерживающих качество инвестиционных инфраструктурных проектов проекта и их развитие. Во-первых, это отсутствие квалифицированного заказчика. Системы жизнеобеспечения территорий находятся в рамках действующего законодательства, как правило, в государственной собственности, в собственности субъектов РФ или муниципалитетов. Чаще всего собственник инфраструктуры не в состоянии определить качественный и количественный спрос на инвестиции. Среди самых непроработанных направлений «прединвестиционной работы» собственников инфраструктурных объектов – отсутствие документации градостроительного планирования, детальных планов развития инженерных коммуникаций, регистрация прав собственности муниципальных образований на большую часть объектов линейной инфраструктуры, и, как следствие, понимания фактического наличия объектов и их состояния.
Во вторых, присутствует явный недостаток «качественных заказчиков» и «качественных исполнителей» реинжиниринга инфраструктурных систем. Было отмечено, что на сегодняшний день спрос на долгосрочные инвестиции приторможен тем, что фактически для коммунальной инфраструктуры существует только одна форма договора – это концессия. Она очень трудоемкая и дорогостоящая и для многих городов, особенно небольших населенных пунктов, просто не подъемная.
Если не будут предприняты конкретные действия по нормализации ситуации хотя бы с основными законодательными и нормативными актами, которые регулируют проектно-инвестиционный цикл – успеха не будет.
Несомненно одно, и опыт сотрудничества с Внешэкономбанком это подчеркивает: за государственно-частным партнерством будущее. В связи с необходимостью предоставления качественных услуг потребителям, расширению их числа, росту экономики странам с переходной экономикой требуется соответствующее развитие инфраструктуры, увеличение эффективности использования ограниченных государственных ресурсов. Именно государственно-частное партнерство должно стать отработанным механизмом, удовлетворяющим строгим критериям всех его участников.
Особое место в этих проектах занимают вопросы жилищно-коммунального хозяйства. ВЭБ и ОАО «Евразийский» имеют положительный совместный опыт в их реализации в г. Ростове-на-Дону и Краснодарском крае. В тоже время опыт осмысления их внедрения выявил два основных момента, сдерживающих качество инвестиционных инфраструктурных проектов проекта и их развитие. Во-первых, это отсутствие квалифицированного заказчика. Системы жизнеобеспечения территорий находятся в рамках действующего законодательства, как правило, в государственной собственности, в собственности субъектов РФ или муниципалитетов. Чаще всего собственник инфраструктуры не в состоянии определить качественный и количественный спрос на инвестиции. Среди самых непроработанных направлений «прединвестиционной работы» собственников инфраструктурных объектов – отсутствие документации градостроительного планирования, детальных планов развития инженерных коммуникаций, регистрация прав собственности муниципальных образований на большую часть объектов линейной инфраструктуры, и, как следствие, понимания фактического наличия объектов и их состояния.
Во вторых, присутствует явный недостаток «качественных заказчиков» и «качественных исполнителей» реинжиниринга инфраструктурных систем. Было отмечено, что на сегодняшний день спрос на долгосрочные инвестиции приторможен тем, что фактически для коммунальной инфраструктуры существует только одна форма договора – это концессия. Она очень трудоемкая и дорогостоящая и для многих городов, особенно небольших населенных пунктов, просто не подъемная.
Если не будут предприняты конкретные действия по нормализации ситуации хотя бы с основными законодательными и нормативными актами, которые регулируют проектно-инвестиционный цикл – успеха не будет.
Несомненно одно, и опыт сотрудничества с Внешэкономбанком это подчеркивает: за государственно-частным партнерством будущее. В связи с необходимостью предоставления качественных услуг потребителям, расширению их числа, росту экономики странам с переходной экономикой требуется соответствующее развитие инфраструктуры, увеличение эффективности использования ограниченных государственных ресурсов. Именно государственно-частное партнерство должно стать отработанным механизмом, удовлетворяющим строгим критериям всех его участников.