Мировой финансовый кризис не затронул искусство
Американский инвестиционный банк Lehman Brothers, чье банкротство стало одной из причин мирового финансового кризиса, в скором времени продаст свою компанию по управлению активами Neuberger Berman, которой принадлежит более 600 произведений искусства. Интересно, что именно это подразделение банка, одно из немногих, приносило прибыль в последние месяцы. Этот пример, пусть и косвенно, демонстрирует, что, как бы "утилитарно" это не звучало, но искусство – одно из немногих явлений современности, не подверженное финансовым кризисам.
Долгое время в России все, что связанно с искусством, считалось делом неблагодарным и убыточным. Это, в частности, касается музейной деятельности. Как правило, эти заведения вызывали ассоциации с полупустыми залами и табличками "руками не трогать". Бизнес и музей были несовместимыми понятиями. "Зачастую имеют в виду примитивное представление о музее как о каком-то месте, куда собирают все ненужное. На самом деле современный музей (и российский, и западный) помимо всей его важности для культуры является мощным экономическим организмом, - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Музей – это и научное учреждение, и экспозиции, за осмотр которых люди платят деньги, и меценаты, и фонды со своей экономикой, и всевозможные галереи, магазины, рестораны, приносящие доход и создающие рабочие места".
Учитывая современные мировые тенденции, отечественные "храмы культуры" отходят от привычных форматов, пробуют новые формы общения с аудиторией, меняя само представление о том, как должен выглядеть музей. В том же городе на Неве 1 октября откроется обновленная экспозиция музея "Мир воды Санкт-Петербурга". Он располагается в стенах Главной водопроводной станции: на этажах водонапорной башни выставлена основная коллекция экспонатов. Скоро к ним добавится интерактивная инсталляция, которая позволит посетителям с помощью современных средств мультимедиа увидеть разнообразные кадры на тему воды.
Не менее оригинально располагается и современный культурный центр "Гараж", открытый осенью на севере Москвы. Здание этой галереи переоборудовано из бывшего автобусного парка. Уникальное пространство площадью 8,5 тысяч квадратных метров выполнено по типу крытого манежа. "Мы поставили на объект почти 10.000 кв. м кровельных сэндвич-панелей, - говорит Сергей Вадимович Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki, европейского поставщика решений из металла для строительства и машиностроения. – И хотя металлоконструкции чаще применяются при строительстве спортивных, деловых объектов, зданий автоцентров, в последнее время они востребованы и на культурных объектах". Так, огромные 30-метровые стальные конструкции компании Ruukki были использованы в прошлом году для кровли Большого театра.
Переворот в умах музейщиков происходит не только в двух российских столицах, но и в других городах страны. Например, в Калуге не так давно появился музей русской печи. Одна из этих печей настолько велика, что посетители могут свободно войти внутрь и увидеть, как она устроена изнутри.
Современные музеи стараются стать все более интересными, уходя от "штампа" помещений с приглушенным светом, где под стеклом выставлены разные экспонаты. Сегодня часто уже не запрещено "трогать руками" экспонаты, а совсем наоборот: посетитель может не только прикоснуться "к вечности", но, если необходимо, и пожить в музее. Именно такую возможность предлагают модные сейчас в Европе арт-отели: гостиницы, в которых картины, статуэтки и прочие предметы искусства являются частью интерьера. Например, в арт-отеле UNA Vittoria во Флоренции картины на стенах (копии с полотен из музея Уффици) являются одновременно и входом в номер.
Несмотря на то, что музеи рассказывают обычно о прошлом, они не могут не учитывать тенденции настоящего. Соответствуя ритму эпохи, музей обретает новые возможности, возрождая интерес к искусству, становясь при этом не дотационным, а высоколиквидным бизнесом, основанным на "вечных ценностях".
Долгое время в России все, что связанно с искусством, считалось делом неблагодарным и убыточным. Это, в частности, касается музейной деятельности. Как правило, эти заведения вызывали ассоциации с полупустыми залами и табличками "руками не трогать". Бизнес и музей были несовместимыми понятиями. "Зачастую имеют в виду примитивное представление о музее как о каком-то месте, куда собирают все ненужное. На самом деле современный музей (и российский, и западный) помимо всей его важности для культуры является мощным экономическим организмом, - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Музей – это и научное учреждение, и экспозиции, за осмотр которых люди платят деньги, и меценаты, и фонды со своей экономикой, и всевозможные галереи, магазины, рестораны, приносящие доход и создающие рабочие места".
Учитывая современные мировые тенденции, отечественные "храмы культуры" отходят от привычных форматов, пробуют новые формы общения с аудиторией, меняя само представление о том, как должен выглядеть музей. В том же городе на Неве 1 октября откроется обновленная экспозиция музея "Мир воды Санкт-Петербурга". Он располагается в стенах Главной водопроводной станции: на этажах водонапорной башни выставлена основная коллекция экспонатов. Скоро к ним добавится интерактивная инсталляция, которая позволит посетителям с помощью современных средств мультимедиа увидеть разнообразные кадры на тему воды.
Не менее оригинально располагается и современный культурный центр "Гараж", открытый осенью на севере Москвы. Здание этой галереи переоборудовано из бывшего автобусного парка. Уникальное пространство площадью 8,5 тысяч квадратных метров выполнено по типу крытого манежа. "Мы поставили на объект почти 10.000 кв. м кровельных сэндвич-панелей, - говорит Сергей Вадимович Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki, европейского поставщика решений из металла для строительства и машиностроения. – И хотя металлоконструкции чаще применяются при строительстве спортивных, деловых объектов, зданий автоцентров, в последнее время они востребованы и на культурных объектах". Так, огромные 30-метровые стальные конструкции компании Ruukki были использованы в прошлом году для кровли Большого театра.
Переворот в умах музейщиков происходит не только в двух российских столицах, но и в других городах страны. Например, в Калуге не так давно появился музей русской печи. Одна из этих печей настолько велика, что посетители могут свободно войти внутрь и увидеть, как она устроена изнутри.
Современные музеи стараются стать все более интересными, уходя от "штампа" помещений с приглушенным светом, где под стеклом выставлены разные экспонаты. Сегодня часто уже не запрещено "трогать руками" экспонаты, а совсем наоборот: посетитель может не только прикоснуться "к вечности", но, если необходимо, и пожить в музее. Именно такую возможность предлагают модные сейчас в Европе арт-отели: гостиницы, в которых картины, статуэтки и прочие предметы искусства являются частью интерьера. Например, в арт-отеле UNA Vittoria во Флоренции картины на стенах (копии с полотен из музея Уффици) являются одновременно и входом в номер.
Несмотря на то, что музеи рассказывают обычно о прошлом, они не могут не учитывать тенденции настоящего. Соответствуя ритму эпохи, музей обретает новые возможности, возрождая интерес к искусству, становясь при этом не дотационным, а высоколиквидным бизнесом, основанным на "вечных ценностях".