Утвержден перечень строительных услуг для Госзаказа
Российское правительство существенно расширило список товаров и услуг, госзаказы на которые могут размещаться госструктурами только на аукционной основе. По оценкам ФАС, расширение списка обеспечит проведение аукционов примерно по 70% госзакупок. Крупнейшее расширение списка — включение в него услуг строительства и объектов недвижимости. Действия правительства выгодны крупным игрокам на строительном рынке, для которых удешевляется доступ к региональным строительным госзаказам.
Новый расширенный список товаров и услуг, закупки которых госструктурами на основании закона "О госзакупках" разрешены только на аукционах, правительство опубликовало лишь в начале марта, хотя ряд вступивших в силу с 1 января законов уже предусматривал перевод на аукционную основу закупок с начала года. Предыдущий список был опубликован в мае 2007 года. По словам начальника управления ФАС по госзакупкам Михаила Евраева, теперь этот перечень существенно расширен. "Этот перечень — еще один большой шаг вперед по повышению прозрачности и открытости госзакупок. Экономия бюджетных средств благодаря аукционам составила в прошлом году в среднем 20-30% по сравнению с конкурсами. Цены на товары и услуги в некоторых случаях снижаются в разы. По экспертным оценкам, госзаказы на 70% товаров и услуг теперь размещаются на аукционах. Аукцион, как ФАС и добивалась, стал главной формой размещения госзаказа в стране".
Расширение списка произошло в основном за счет включения в него более широкого списка товарных групп — так, отдельные виды нефтепродуктов заменены на все виды нефтепродуктов по классификатору ОКВЭД, равно как и все виды услуг ЖКХ. Еще одним серьезнейшим изменением списка стало включение в него всех видов финансовых услуг. Однако наиболее серьезное расширение — включение в перечень всех видов "услуг строительных и объектов строительства". Норма об аукционной или конкурсной закупке строительных услуг была внесена в закон "О госзакупках" в апреле 2007 года. Строительные госзаказы, кроме особо опасных объектов, теперь должны размещаться только на аукционах.
Эти нормы были в прошлом году внесены в закон "О госзакупках" по инициативе Минрегиона. При этом чиновников нисколько не смущает, что в большинстве регионов рынок ЖКХ остается монополизированным, к тому же к аукциону по размещению госзаказа на строительство будут допускаться только компании, которые в предыдущие пять лет выполнили работу, по объему превышающую 20% от объема строительства необходимого по госзаказу объекта. "Сейчас идет активная демонополизация рынка, чем и занимается Фонд содействия реформе ЖКХ. Но если в каком-то городе нет конкуренции совсем, значит, пока услуги будут предоставляться монополистом по той цене, которая будет объявлена на аукционе. Уже в ближайшем будущем у этого единственного поставщика появятся конкуренты, — пояснили в Минрегионе.— Для любой компании желание получить господряд настолько велико, что проблем не возникнет. Более того, на услуги строительства действуют дефляторы, которые учитывают изменение цен на услуги и материалы", — отмечают в Минрегионе.
Между тем в регионах уже начали выражать недовольство происходящим. В комитете по строительству Санкт-Петербурга заявили, что сомневаются в эффективности аукционов на строительство. "При подготовке сметной документации по объектам городского строительства норматив прибыли составляет 10-11%. Неоправданный демпинг на аукционе может привести к негативным последствиям для подрядчика", — говорит заместитель председателя комитета Станислав Логунов. В строительных компаниях, крайне редко комментирующих госзаказы, отмечают, что основная проблема строительства по господряду — общепринятые отсрочки платежей, сложность оформления изменений в документации. "Почти всегда работа за бюджетные деньги сопряжена с отсрочками платежей, — пояснили корреспонденту журнала "Спутник снабженца" в одной из генподрядных компаний.— Пройдя все долговременные процедуры оформления документации, генподрядчик вынужден ждать поступления денежных средств полгода. В принципе крупным холдингам это выгодно, второму эшелону — нет".
Новый расширенный список товаров и услуг, закупки которых госструктурами на основании закона "О госзакупках" разрешены только на аукционах, правительство опубликовало лишь в начале марта, хотя ряд вступивших в силу с 1 января законов уже предусматривал перевод на аукционную основу закупок с начала года. Предыдущий список был опубликован в мае 2007 года. По словам начальника управления ФАС по госзакупкам Михаила Евраева, теперь этот перечень существенно расширен. "Этот перечень — еще один большой шаг вперед по повышению прозрачности и открытости госзакупок. Экономия бюджетных средств благодаря аукционам составила в прошлом году в среднем 20-30% по сравнению с конкурсами. Цены на товары и услуги в некоторых случаях снижаются в разы. По экспертным оценкам, госзаказы на 70% товаров и услуг теперь размещаются на аукционах. Аукцион, как ФАС и добивалась, стал главной формой размещения госзаказа в стране".
Расширение списка произошло в основном за счет включения в него более широкого списка товарных групп — так, отдельные виды нефтепродуктов заменены на все виды нефтепродуктов по классификатору ОКВЭД, равно как и все виды услуг ЖКХ. Еще одним серьезнейшим изменением списка стало включение в него всех видов финансовых услуг. Однако наиболее серьезное расширение — включение в перечень всех видов "услуг строительных и объектов строительства". Норма об аукционной или конкурсной закупке строительных услуг была внесена в закон "О госзакупках" в апреле 2007 года. Строительные госзаказы, кроме особо опасных объектов, теперь должны размещаться только на аукционах.
Эти нормы были в прошлом году внесены в закон "О госзакупках" по инициативе Минрегиона. При этом чиновников нисколько не смущает, что в большинстве регионов рынок ЖКХ остается монополизированным, к тому же к аукциону по размещению госзаказа на строительство будут допускаться только компании, которые в предыдущие пять лет выполнили работу, по объему превышающую 20% от объема строительства необходимого по госзаказу объекта. "Сейчас идет активная демонополизация рынка, чем и занимается Фонд содействия реформе ЖКХ. Но если в каком-то городе нет конкуренции совсем, значит, пока услуги будут предоставляться монополистом по той цене, которая будет объявлена на аукционе. Уже в ближайшем будущем у этого единственного поставщика появятся конкуренты, — пояснили в Минрегионе.— Для любой компании желание получить господряд настолько велико, что проблем не возникнет. Более того, на услуги строительства действуют дефляторы, которые учитывают изменение цен на услуги и материалы", — отмечают в Минрегионе.
Между тем в регионах уже начали выражать недовольство происходящим. В комитете по строительству Санкт-Петербурга заявили, что сомневаются в эффективности аукционов на строительство. "При подготовке сметной документации по объектам городского строительства норматив прибыли составляет 10-11%. Неоправданный демпинг на аукционе может привести к негативным последствиям для подрядчика", — говорит заместитель председателя комитета Станислав Логунов. В строительных компаниях, крайне редко комментирующих госзаказы, отмечают, что основная проблема строительства по господряду — общепринятые отсрочки платежей, сложность оформления изменений в документации. "Почти всегда работа за бюджетные деньги сопряжена с отсрочками платежей, — пояснили корреспонденту журнала "Спутник снабженца" в одной из генподрядных компаний.— Пройдя все долговременные процедуры оформления документации, генподрядчик вынужден ждать поступления денежных средств полгода. В принципе крупным холдингам это выгодно, второму эшелону — нет".