Дерипаска остановился на Апраксином дворе

В Санкт-Петербурге закончилась «битва титанов» за Апраксин двор. За право привести его в порядок боролись ООО «Главстрой-СПб», подконтрольное структурам Олега Дерипаски, и ООО «Ренессанс Апраксин двор», партнерство шведской Ruric AВ и российской Russian Land, принадлежащей известному бизнесмену Шалве Чигиринскому. Победа досталась «Главстрою», проект которого, получивший в народе название «Облако», оценивается в 40 млрд руб. На его сторону встала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, пишет «Спутник снабженца».

Апраксин двор — квартал, ограниченный Садовой улицей, улицей Ломоносова, набережной реки Фонтанки и Апраксиным переулком. На территории комплекса общей площадью 16,9 га располагается недвижимость площадью 150 тыс. кв. м. Инвестору передадут 12 га, где расположено 60 тыс. кв. м недвижимости. Из них 37% (38 построек) — частная собственность и 63% (28 построек) — государственная.

Оба претендента выбрали себе в партнеры известных архитекторов: «Главстрой» — Криса Уилкинсона (для него это будет первый архитектурный проект в Санкт-Петербурге), а «Ренессанс Апраксин двор» — Нормана Фостера, который уже разработал для Северной столицы проект реконструкции «Новой Голландии». Концепции, предложенные их архитектурными бюро, отличались как небо и земля. В народе их даже окрестили «Облако» и «Подземелье».

Изюминкой проекта Криса Уилкинсона стала крыша нового комплекса в виде стеклянного облака. В беседе с РБК daily он заявил, что «хотел создать ясное и безопасное пространство для встреч горожан». Проект предполагает строительство на территории комплекса 80 тыс. кв. м торговых площадей, 70 тыс. кв. м офисов и столько же жилья. В будущем в него войдет здание «Лениздата», где разместится гостиница класса 5 звезд. По оценке генерального директора корпорации «Главстрой» Артура Маркаряна, проект потребует инвестиций в объеме около 40 млрд руб. «На выкуп недвижимости у частных владельцев уйдет 20% бюджета проекта», — заявил он.

Конкуренты «Главстроя» предложили проект подземной Апрашки. По идее Нормана Фостера, комплекс должен был углубиться на четыре этажа. Также предполагалось соединить его подземными тоннелями с ближайшими станциями метро «Сенная» и «Гостиный Двор». По оценке Шалвы Чигиринского, на это потребовалось бы дополнительно около $150 млн инвестиций. «Дорого. Зато сохраним все памятники архитектуры на территории комплекса и решим проблему с его транспортной доступностью. Да и срок окупаемости у нас будет восемь с половиной лет, а у конкурентов — десять лет», — отметил Ш.Чигиринский.

Но жюри остановило выбор на «Облаке». «Подземные проекты такого масштаба будут востребованы в городе лет через пять. Пока в них слишком много рисков», — заявила Валентина Матвиенко, добавив, правда, что мнение жюри не было единодушным.

Многие эксперты считают, что в проекте «Главстроя» тоже немало рисков, особенно для исторического облика города. Дело в том, что концепция победителя предполагает снос восьми из 58 зданий на территории Апраксина двора. Причем шесть из них имеют статус памятников архитектуры. Управляющий директор ООО «Главстрой СПб» Игорь Евтушевский пообещал, что «без согласований, в том числе с ЮНЕСКО, ни один кирпич на территории комплекса не будет тронут». «Если мы не получим всех разрешений, мы сместим центральную ось развития проекта», — заявил Евтушевский РБК daily.

Вторая проблема — транспортная доступность. «Появление комплекса такого масштаба может привести к транспортному коллапсу в центре Петербурга. Чтобы уехать со второго подземного уровня паркинга Апрашки, посетителю потребуется около двух часов», — заявил директор по консалтингу Praktis CB Алексей Чижов. По его мнению, выход — в изменении транспортной логистики всего района. С этим согласен генеральный менеджер Knight Frank Санкт-Петербург Олег Барков: «Вероятно, потребуется пересмотр и четкая организация маршрутов движения транспорта по соседним улицам». По данным Баркова, проект «Главстроя» предполагает создание 2,5 тыс. парковочных мест. «Здания на территории комплекса будут сносить именно для того, чтобы освободить площадь для строительства паркинга. У конкурентов в проекте есть технология, которая позволяет создать подземное пространство без сноса зданий. Возможно, победитель возьмет ее на вооружение», — заявил эксперт.

©1995-2021 Строительство и недвижимость