Выставка «СССР в стройках
В выставочном зале «Галерея на Солянке» (г.Москва) 17 января 2008 г. открылась выставка «СССР в стройках». Организаторами выставки выступили ООО "Титан-Инвест", ООО "ФА Милком-Инвест" при содействии Национальной ассоциации участников фондового рынка, сообщает пресс-служба «Милком-Инвест». В экспозиции живопись и графика, созданные в те десятилетия, когда по всей стране лозунги «Слава КПСС!» встречались едва ли не чаще, чем «Слава труду!». Сегодня индустриальный пейзаж эпохи соцреализма воспринимается как документ ушедшего времени.
Выставку привезли из Ростова-на-Дону всего лишь на 5 дней. Промышленный жанр представлен в собрании ростовского Музея современного изобразительного искусства целостной коллекцией, и с ней многие готовы были бы ознакомиться. Это в постперестроечную пору никто не хотел любоваться картинами с дымящимися трубами заводов и людьми в спецовках, слишком долго культивировалось такое искусство, и слишком свежо оно еще было в памяти. Сегодня, по прошествии времени, — иное дело. Вещи, некогда направленные на поддержание мифа о трудовом подвиге как естественном состоянии советского человека, теперь этот же миф и разоблачают.
Куратор выставки Вячеслав Давиденко особенно выделяет графическую работу Вячеслава Кислова под названием «Сучкоруб». Здесь только по платку на голове можно опознать в фигуре в ватнике и огромных валенках женщину: «Это, наверное, еще и выставка, посвященная советским женщинам, которые внесли решающий вклад в построение именно индустриального общества. На их плечах было воздвигнуто это могущество. Индустриализация, коллективизация была выстрадана, вынесена именно этими простыми людьми».
Да, не случайно образ женщины в телогрейке, а в поздние советские времена образ женщины в оранжевом железнодорожном жилете был очень устойчивым. Это первое, что вспоминалось при словосочетании «советская женщина». На плакат вынесена именно такая труженица-сучкорубка. Это такой образ, когда действительно женщину трудно опознать по профессии, например, как гальванщица, битумщица, работник кислотного цеха. Тут они здесь немного представлены. Они занимали ведущую роль в советской индустрии.
Кстати, возведение электростанций и прочие гигантские стройки — излюбленный сюжет художников соцреализма. Порой слишком излюбленный. Вячеслав Давиденко обращает внимание на то, что на выставке есть немало картин, написанных разными авторами, но догадаться об этом можно лишь благодаря этикеткам. Добро бы только изобразительный язык оказывался общим. Порой на разных полотнах натыкаешься на один и тот же гигантский роторный двигатель, который с энтузиазмом собирают в цеху бодрые рабочие.
Странно, но вопрос взаимоотношения искусства и техники по-прежнему актуален во время рассуждения о традиционных критериях художественности произведений XX и XXI столетия. А возникшая временная дистанция позволяет иначе говорить о «промышленном реализме» – уникальном явлении в советской живописи, заставляя пересмотреть границы значимого и незначимого при изучении наследия советской культуры, разглядеть незамеченное на «перепаханном» исследователями поле соцреализма.
Выставку привезли из Ростова-на-Дону всего лишь на 5 дней. Промышленный жанр представлен в собрании ростовского Музея современного изобразительного искусства целостной коллекцией, и с ней многие готовы были бы ознакомиться. Это в постперестроечную пору никто не хотел любоваться картинами с дымящимися трубами заводов и людьми в спецовках, слишком долго культивировалось такое искусство, и слишком свежо оно еще было в памяти. Сегодня, по прошествии времени, — иное дело. Вещи, некогда направленные на поддержание мифа о трудовом подвиге как естественном состоянии советского человека, теперь этот же миф и разоблачают.
Куратор выставки Вячеслав Давиденко особенно выделяет графическую работу Вячеслава Кислова под названием «Сучкоруб». Здесь только по платку на голове можно опознать в фигуре в ватнике и огромных валенках женщину: «Это, наверное, еще и выставка, посвященная советским женщинам, которые внесли решающий вклад в построение именно индустриального общества. На их плечах было воздвигнуто это могущество. Индустриализация, коллективизация была выстрадана, вынесена именно этими простыми людьми».
Да, не случайно образ женщины в телогрейке, а в поздние советские времена образ женщины в оранжевом железнодорожном жилете был очень устойчивым. Это первое, что вспоминалось при словосочетании «советская женщина». На плакат вынесена именно такая труженица-сучкорубка. Это такой образ, когда действительно женщину трудно опознать по профессии, например, как гальванщица, битумщица, работник кислотного цеха. Тут они здесь немного представлены. Они занимали ведущую роль в советской индустрии.
Кстати, возведение электростанций и прочие гигантские стройки — излюбленный сюжет художников соцреализма. Порой слишком излюбленный. Вячеслав Давиденко обращает внимание на то, что на выставке есть немало картин, написанных разными авторами, но догадаться об этом можно лишь благодаря этикеткам. Добро бы только изобразительный язык оказывался общим. Порой на разных полотнах натыкаешься на один и тот же гигантский роторный двигатель, который с энтузиазмом собирают в цеху бодрые рабочие.
Странно, но вопрос взаимоотношения искусства и техники по-прежнему актуален во время рассуждения о традиционных критериях художественности произведений XX и XXI столетия. А возникшая временная дистанция позволяет иначе говорить о «промышленном реализме» – уникальном явлении в советской живописи, заставляя пересмотреть границы значимого и незначимого при изучении наследия советской культуры, разглядеть незамеченное на «перепаханном» исследователями поле соцреализма.