Соединение деталей из дерева "ласточкин хвост"
Ничто так не символизирует традицию в деревообработке, как соединения типа "ласточкин хвост". "Ласточкин хвост", стандартное корпусное соединение, имеет прочность за счет напряжения, направленного вдоль детали, на которой выпилены "хвосты". Это прекрасный прочный способ создания углового соединения деталей, широко использующийся в конструкциях корпусной мебели. Узел состоит из взаимозамыкающихся шипов и "хвостов", обеспечивая прочность за счет напряжения, направленного вдоль детали, на которой выпилены "хвосты".
Таким образом, соединение должно быть так расположено в конструкции, чтобы сопротивляться напряжению на "хвостах". Так, например, в ящике стола "хвосты" должны располагаться на стенках, а шипы – на передней и задней панелях. При создании корпуса, шипы должны располагаться на стенках, а "хвосты" - на крышке, для того чтобы предотвращать стенки от "разъезжания". Хотя прочность соединения обеспечивается заклиниванием "хвостов" в шипах, не последнюю роль играет склеивание их соответствующих поверхностей с продольным расположением волокон.
При проектировании такого соединения необходимо достичь определенного компромисса при выборе угла наклона "хвоста". Если угол недостаточно велик, заклинивающее усилие будет недостаточным. А если угол будет слишком большой, то скошенные концы "хвоста" будут слишком хрупкими и появится компонента поперечного расположения волокон, что нарушит целостность клеевого соединения. Многовековая практика доказала, что величина угла должна находиться в пределах 10°-12°.
Эффективность соединения, его прочность, во многом зависят от успешного склеивания поверхностей с продольным расположением волокон (области с поперечным расположением волокон, находящиеся за шипами и "хвостами" не в счет, так как их вклад в создание связующих сил незначителен) и прочности "хвостов" и шипов "на срез". То есть, прочность соединения увеличивается с увеличением числа "хвостов". Необходимо только следить, чтобы в основании "хвоста" оставалось достаточно древесины для поддержания его прочности.
При машинной обработке дерева можно пренебречь формой "ласточкиного хвоста" и изготавливать обе детали просто с большим числом прямоугольных шипов, так как благодаря высокой точности изготовления склеиваемых поверхностей сил склеивания будет достаточно для поддержания прочности соединения. Так произошел на свет так называемый "ящичный" шип.
Таким образом, соединение должно быть так расположено в конструкции, чтобы сопротивляться напряжению на "хвостах". Так, например, в ящике стола "хвосты" должны располагаться на стенках, а шипы – на передней и задней панелях. При создании корпуса, шипы должны располагаться на стенках, а "хвосты" - на крышке, для того чтобы предотвращать стенки от "разъезжания". Хотя прочность соединения обеспечивается заклиниванием "хвостов" в шипах, не последнюю роль играет склеивание их соответствующих поверхностей с продольным расположением волокон.
При проектировании такого соединения необходимо достичь определенного компромисса при выборе угла наклона "хвоста". Если угол недостаточно велик, заклинивающее усилие будет недостаточным. А если угол будет слишком большой, то скошенные концы "хвоста" будут слишком хрупкими и появится компонента поперечного расположения волокон, что нарушит целостность клеевого соединения. Многовековая практика доказала, что величина угла должна находиться в пределах 10°-12°.
Эффективность соединения, его прочность, во многом зависят от успешного склеивания поверхностей с продольным расположением волокон (области с поперечным расположением волокон, находящиеся за шипами и "хвостами" не в счет, так как их вклад в создание связующих сил незначителен) и прочности "хвостов" и шипов "на срез". То есть, прочность соединения увеличивается с увеличением числа "хвостов". Необходимо только следить, чтобы в основании "хвоста" оставалось достаточно древесины для поддержания его прочности.
При машинной обработке дерева можно пренебречь формой "ласточкиного хвоста" и изготавливать обе детали просто с большим числом прямоугольных шипов, так как благодаря высокой точности изготовления склеиваемых поверхностей сил склеивания будет достаточно для поддержания прочности соединения. Так произошел на свет так называемый "ящичный" шип.