ЕС наложил штраф на производителей лифтового оборудования

За грубое нарушение правил Общеевропейского соглашения Еврокомиссия выставила штрафы группам компаний Otis, KONE, Schindler и ThyssenKrupp за деятельность картелей по установке и обслуживанию лифтов и эскалаторов в Бельгии, Германии, Люксембурге и Нидерландах. Общая сумма штрафов составила 992 миллиона евро. Решение Еврокомиссии касается 17 дочерних компаний, входящих в крупнейшие картели по производству лифтового оборудования, а также компании Mitsubishi Elevator Europe B.V., которая работала в составе голландского картеля.

Как было доподлинно установлено, в период, по меньшей мере, с 1995 по 2004 год эти компании искусственно завышали ценовые предложения, устанавливали необоснованно высокие цены и распределяли между собой заказы, фактически поделив рынки, а также активно обменивались важной и конфиденциальной коммерческой информацией.

Последствия такого картельного соглашения могут действовать от двадцати до пятидесяти лет, так как техническое обслуживание оборудования часто производится компаниями, которые его установили. Объединившись в картели по установке оборудования, компании на годы вперед монополизировали рынок. Дочерние предприятия концерна KONE, работающие в составе картелей в Бельгии и Люксембурге, получили полное освобождение от штрафов по программе амнистии Евросоюза, так как они первыми предоставили информацию о существующих картельных соглашениях. Также полную амнистию получила работающая в голландском картеле компания Otis Netherlands. Штрафы, наложенные на компании ThyssenKrupp, были увеличены на 50%, так как для них данное правонарушение стало повторным. Эти штрафные санкции являются крупнейшими из когда-либо налагаемых Еврокомиссией за нарушения деятельности картелей.

Компании распределяли между собой тендерные торги и прочие контракты на продажу, установку, техническое обслуживание и модернизацию лифтов и эскалаторов, чтобы заморозить доли рынка и установить фиксированные цены. Между участниками картелей происходил также взаимообмен коммерческими тайнами и конфиденциальной информацией о размерах тендерных ставок и ценах. Искусственно завышались цены на лифты и эскалаторы для больниц, железнодорожных станций, торговых центров и коммерческих зданий.

Распределение проектов и заказов происходило одинаково во всех четырех группах компаний. Компании информировали друг друга о своем участии в том или ином тендере и согласовывали предлагаемые цены в соответствии с ранее оговоренными картельными квотами. Заранее неприемлемые цены, которые были слишком высокими, предлагались компаниями, которые не должны были выиграть именно эти тендерные торги, чтобы создать видимость честной конкуренции. Компании постоянно обменивались друг с другом обновляемыми списками различных проектов, реализуемых в Бельгии, Германии и Люксембурге. В Германии и Нидерландах часто оговаривалось, что компания, у которой имеются долгосрочные или хорошие отношения с конкретным заказчиком, должна получать большинство контрактов от этого заказчика. Среди компаний этот принцип был известен как "принцип сохранения имеющегося клиента".

Во всех четырех картелях в регулярных встречах и обсуждениях принимали участие высокопоставленные менеджеры местных компаний – исполнительные директора, директора по продажам и техническому обслуживанию, руководители отделов по работе с клиентами. Имеются доказательства того, что компаниям было известно, что их деятельность противоречит законодательству и им необходимо избегать раскрытия подобных фактов. Руководители компаний обычно встречались в барах и ресторанах, выезжали за город или даже за границу, использовали для своих мобильных телефонов карточки предоплаты, чтобы не допустить прослушивания.

Компании не опровергли факты, выявленные Еврокомиссией, и ни одна из них не потребовала устного разбирательства. Величины штрафов рассчитаны с учетом емкости рынков продукции, периода деятельности картелей и размеров вовлеченных компаний.

©1995-2024 Строительство и недвижимость