Скандинавские технологии на белорусских автомагистралях

В числе технических средств организации дорожного движения (ТСОДД) удерживающие ограждения играют значимую роль: они служат механическим препятствием против съезда автомобилей с дороги и одновременно ориентиром для водителей о повышенной опасности. Специалисты не без оснований полагают, что наиболее действенный эффект от барьерных ограждений имеется в случае их установки на разделительной полосе: так они предупреждают появление лобовых столкновений,которые относятся к категории ДТП с наиболее тяжкими последствиями.

В Беларуси, впрочем, как и во многих других странах, традиционно применяется металлическое барьерное ограждение. За многие годы эксплуатации оно доказало свою эффективность и неоднократно спасало человеческие жизни. Такая конструкция практически на 100% исключает возможность выезда транспортного средства на полосу встречного движения, однако, в случае наезда на нее, зачастую фиксируются случаи серьезных повреждений автомобилей, травмы их водителей и пассажиров. Довольно затратной является и процедура восстановления металлического барьерного ограждения после ДТП.

Однако время не стоит на месте, и специалисты в сфере безопасности дорожного движения постоянно совершенствуют ТСОДД. И удерживающие ограждения здесь не исключение. Несколько лет назад в этом смогла наглядно убедиться делегация белорусских дорожников, посетившая скандинавские страны. Здесь, вместо традиционного металлического барьерного ограждения, довольно широко и, надо сказать, с должным эффектом используется его тросовый аналог. Поэтому вопрос возможного применения такого ограждения на белорусских дорогах был вскоре поднят на специальном семинаре по современным ТСОДД, проведенным Департаментом "Белавтодор" с участием руководства ГАИ республики. Тогда участникам семинара был продемонстрирован видеофильм, красноречиво свидетельствующий о высокой пассивной безопасности тросового ограждения на примере краш-тестов. Так, автомобиль, въезжающий на скорости свыше 100 км/ч под углом в 25° в традиционное барьерное ограждение, после столкновения являл собой довольно печальное зрелище. Если бы в машине сидели люди, а не манекены, то их жизнь наверняка бы оборвалась прямо на месте аварии. Совсем другая картина вырисовывалась в краш-тесте с тросовым ограждением. Та же скорость и тот же угол, но автомобиль в результате практически цел. Все дело в том, что тросовое ограждение равномерно поглощает удар и значительно смягчает его. Меньше страдает в этом случае и само ограждение: ломаются лишь стойки, замену которых можно осуществить за короткое время. Важно и то, что такое ограждение гораздо ниже по металлоемкости, чем одинарное оцинкованное, меньше, соответственно, и его стоимость. Поэтому по окончании работы семинара было принято решение апробировать данную технологию на дорогах республики.

И вот в 2006 году на тендерной основе была произведена закупка 12 км импортного тросового барьерного ограждения, широко применяемого на дорогах Скандинавских стран. Для апробации тросовой системы безопасности в условиях Беларуси в первом полугодии 2006 года было установлено на разделительной полосе более 6 км такого ограждения на автомобильных дорогах М-1/Е30 Брест-Минск-граница Российской Федерации и М-6 Минск – Гродно. Как пояснили нашему корреспонденту специалисты "Института дорожных исследований", приобретенное тросовое барьерное ограждение – это запатентованная разработка, прошедшая испытания и являющаяся эффективным инструментом повышения безопасности дорожного движения и спасения человеческих жизней. Она также позволяет устранить недостатки существующих типов ограждений за счет применения новых технологий и инновационных решений. В первую очередь, ограждение обеспечивает повышенную безопасность для всех видов транспортных средств за счет обтекаемой формы стойки и расширенного распределения тросов. Также к достоинствам данной разработки относится повышенная гибкость, достигаемая путем расчета оптимального прогиба. Помимо этого, обеспечивается высокая экономическая эффективность за счет быстрого ремонта после наезда транспортных средств и простого содержания.

Следует отметить, что даже столь небольшая протяженность установленного в республике тросового ограждения уже доказала свою эффективность: за короткое время эксплуатации этой системы уже случилось несколько ДТП, в которых, благодаря установленному ограждению, ни один человек серьезно не пострадал.

Учитывая все достоинства тросового ограждения перед традиционными, в будущем планируется значительно расширить практику его применения на дорогах республики.

©1995-2024 Строительство и недвижимость