Контролировать состояние белорусских дорог помогут дорожно-измерительные станции
Предприятия дорожного хозяйства Беларуси практически полностью завершили подготовку к работе в зимних условиях. Такой вывод был озвучен в ходе коллегии департамента «Белавтодор», состоявшейся 26 октября 2005 г., сообщает пресс-служба департамента.
Как было отмечено на коллегии, для борьбы с гололедицей на дорогах общего пользования необходимо заготовить порядка 1,2 млн тонн песчано-соляной смеси: около 640 тыс. т для республиканских дорог и порядка 540 тыс. т для местных. К настоящему времени запасы противогололедных материалов активно пополняются и к 10 ноября потребность в них будет закрыта на 100%. Полным ходом идет работа и по подготовке специальной техники – снегоочистителей и пескосолераспределителей (всего свыше 4000 единиц), по пополнению запаса горюче-смазочных материалов.
С 1 ноября нынешнего года по 1 мая 2006 года в предприятиях автомобильных дорог будет организовано круглосуточное дежурство. Его цель – сбор оперативной информации о состоянии проезжаемости по автомобильным дорогам, обеспечение безопасности дорожного движения и своевременное принятие мер по выполнению работ зимнего содержания автодорог. Кроме того, будет обеспечено взаимодействие с местными службами ГАИ и диспетчерскими автобусных станций для уточнения оперативной информации о состоянии проезжаемости по дорогам.
Важным подспорьем в работе дорожных служб в зимнее время будут дорожно-измерительные станции (ДИС) – сегодня их уже порядка 50, а к концу 2005 года планируется ввести в эксплуатацию еще 9 станций.
Как правило, ДИС включает в себя метеостанцию с целым набором датчиков, а также счетчики интенсивности движения. Датчики системы измеряют температуру воздуха и дорожного полотна, эти цифры выводятся на информационные табло, установленные на трех постах. Но это - лишь верхушка сложного технического «айсберга». Система собирает информацию о температуре грунта, скорости и направлении ветра, состоянии покрытия: наличии льда, снега, пленки воды, причем толщину этой пленки также можно определить. Определяется видимость в диапазоне от 20 до 2000 метров, вид и количество осадков.
Сведения с ДИС по модемам поступают в дорожно-эксплуатационные управления (ДЭУ). Здесь инженер-диспетчер контролирует работу системы, анализирует полученные данные и принимает решения, необходимые для своевременного информирования о прогнозируемых изменениях дорожных условий, о необходимости выхода на линию обслуживающей техники. Анализ всей полученной информации позволяет прогнозировать наступление гололеда за 2-3 часа - достаточное время, чтобы принять меры и выпустить на трассу технику для борьбы с гололедом до того, как проезд будет перекрыт и из-за случившихся аварий. Эти же датчики определяют концентрацию химических противогололедных материалов на покрытии, а если, несмотря на принятые меры, датчики фиксируют наличие гололеда, компьютер сам «бьет тревогу». После исчезновения гололеда состояние покрытия определяется по наихудшему показанию из четырех датчиков, и в целях безопасности движения гололедное предупреждение сохраняется еще в течение часа.
В свою очередь, анализ информации, полученной от счетчиков интенсивности движения, позволяет изучать скорость движения и пропускную способность дороги, заблаговременно планировать необходимый ремонт или поддерживающие мероприятия на определенном участке.
Следует отметить, что информация, получаемая со всех ДИС, в итоге поступает в Центральную оперативную диспетчерскую службу департамента «Белавтодор». В результате руководство дорожной отрасли располагает общей картиной реальных метеоусловий и интенсивности движения, что позволяет принимать оперативные решения в масштабах всей республики.
Как было отмечено на коллегии, для борьбы с гололедицей на дорогах общего пользования необходимо заготовить порядка 1,2 млн тонн песчано-соляной смеси: около 640 тыс. т для республиканских дорог и порядка 540 тыс. т для местных. К настоящему времени запасы противогололедных материалов активно пополняются и к 10 ноября потребность в них будет закрыта на 100%. Полным ходом идет работа и по подготовке специальной техники – снегоочистителей и пескосолераспределителей (всего свыше 4000 единиц), по пополнению запаса горюче-смазочных материалов.
С 1 ноября нынешнего года по 1 мая 2006 года в предприятиях автомобильных дорог будет организовано круглосуточное дежурство. Его цель – сбор оперативной информации о состоянии проезжаемости по автомобильным дорогам, обеспечение безопасности дорожного движения и своевременное принятие мер по выполнению работ зимнего содержания автодорог. Кроме того, будет обеспечено взаимодействие с местными службами ГАИ и диспетчерскими автобусных станций для уточнения оперативной информации о состоянии проезжаемости по дорогам.
Важным подспорьем в работе дорожных служб в зимнее время будут дорожно-измерительные станции (ДИС) – сегодня их уже порядка 50, а к концу 2005 года планируется ввести в эксплуатацию еще 9 станций.
Как правило, ДИС включает в себя метеостанцию с целым набором датчиков, а также счетчики интенсивности движения. Датчики системы измеряют температуру воздуха и дорожного полотна, эти цифры выводятся на информационные табло, установленные на трех постах. Но это - лишь верхушка сложного технического «айсберга». Система собирает информацию о температуре грунта, скорости и направлении ветра, состоянии покрытия: наличии льда, снега, пленки воды, причем толщину этой пленки также можно определить. Определяется видимость в диапазоне от 20 до 2000 метров, вид и количество осадков.
Сведения с ДИС по модемам поступают в дорожно-эксплуатационные управления (ДЭУ). Здесь инженер-диспетчер контролирует работу системы, анализирует полученные данные и принимает решения, необходимые для своевременного информирования о прогнозируемых изменениях дорожных условий, о необходимости выхода на линию обслуживающей техники. Анализ всей полученной информации позволяет прогнозировать наступление гололеда за 2-3 часа - достаточное время, чтобы принять меры и выпустить на трассу технику для борьбы с гололедом до того, как проезд будет перекрыт и из-за случившихся аварий. Эти же датчики определяют концентрацию химических противогололедных материалов на покрытии, а если, несмотря на принятые меры, датчики фиксируют наличие гололеда, компьютер сам «бьет тревогу». После исчезновения гололеда состояние покрытия определяется по наихудшему показанию из четырех датчиков, и в целях безопасности движения гололедное предупреждение сохраняется еще в течение часа.
В свою очередь, анализ информации, полученной от счетчиков интенсивности движения, позволяет изучать скорость движения и пропускную способность дороги, заблаговременно планировать необходимый ремонт или поддерживающие мероприятия на определенном участке.
Следует отметить, что информация, получаемая со всех ДИС, в итоге поступает в Центральную оперативную диспетчерскую службу департамента «Белавтодор». В результате руководство дорожной отрасли располагает общей картиной реальных метеоусловий и интенсивности движения, что позволяет принимать оперативные решения в масштабах всей республики.