Реорганизация предприятий дорожной отрасли Беларуси
1 сентября текущего года ознаменовало собой новый этап в работе дорожного хозяйства Беларуси – в отрасли реализован комплекс мер согласно указу главы государства «О повышении эффективности использования дорожных фондов и совершенствовании управления дорожной деятельностью». В соответствии с этим документом в отрасли создано новое предприятие «Минскавтодор-Центр» путем слияния «Магистральавтодора» и «Минскавтодора».
В ведении этого предприятия находятся республиканские автомобильные дороги Минской области и М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Другие дороги и имущество «Магистральавтодора» передано по территориальному признаку предприятиям «Бреставтодор», «Витебскавтодор», «Гомельавтодор», «Гродноавтодор» и «Могилевавтодор». Также создано РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» путем слияния предприятий «БелдорНИИ», «Белдорцентр» и «Компьютерный центр». Это позволило объединить научные исследования, диагностику автомобильных дорог и мостовых сооружений и информационное обслуживание дорожной отрасли, а также исключить дублирующие функции предприятий.
Отныне технический надзор за всеми дорожными работами осуществляется независимыми от исполнителей работ организациями, что делает процесс расходования средств дорожных фондов более прозрачным. Важно и то, что органы государственного казначейства производят оплату только за выполненные и принятые работниками технического надзора в установленном порядке работы. Тем самым исключается нецелевое использование заказчиками и подрядчиками средств республиканского и местных дорожных фондов.
Таким образом, выстраивается следующая система: «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» осуществляет технический надзор и контроль за состоянием республиканских дорог, принимает все работы, выполняемые собственными силами автодоров. В свою очередь, управления технического надзора автодоров принимают работы, выполняемые подрядными организациями на республиканской сети и собственными силами облдорстроев — на местной. Наконец, последние принимают работы у своих подрядчиков. Подготовлена и соответствующая нормативная база для функционирования такой системы: Министерством транспорта и коммуникаций утверждена Инструкция о порядке осуществления технического надзора за работами на автомобильных дорогах общего пользования, выполняемыми собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства. Технический надзор за работами, выполненными подрядным способом, осуществляется согласно действующему в стране порядку.
В республиканском дорожном хозяйстве в период реорганизации сокращено 3 предприятия с высвобождением 865 человек, в том числе 120 работников аппарата управления. Вопросы трудоустройства высвободившихся при реорганизации работников решаются.
В указе дорожно-строительным и промышленным организациям государственного дорожного хозяйства предписывается в 2005 году принять меры по выполнению работ и производству продукции по заказам организаций, не подчиненных Минтрансу, в размере не менее 20% от общего объема выполняемых работ (произведенной продукции). По данным за первое полугодие текущего года, этот показатель составил 27,7%.
Кроме этого, подготовлен и оформляется в установленном порядке проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления технического надзора за работами на автомобильных дорогах общего пользования».
В соответствии с указом также утверждена инструкция о порядке использования средств финансового резерва республиканского дорожного фонда. Денежные средства, выделенные Минтрансу в соответствии с этой Инструкцией для финансирования ремонта автомобильных дорог, проходящих по территории агрогородков, и на подъездах к ним, а также площадок для хранения, сушки зерна и подъездов к ним, подъездов к машинным дворам и животноводческим фермам, распределены по областям. Минтрансом осуществляется контроль за целевым использованием денежных средств, выделенных областям для выполнения заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы в части модернизации автомобильных дорог общего пользования.
Что касается структуры управления местными дорогами, то согласно указу облисполкомам необходимо обеспечить совершенствование управления подчиненными им организациями государственного дорожного хозяйства, сохранив в каждой области не более одной такой организации. Суммы средств местных дорожных фондов, предусмотренных в областных бюджетах, приведены в соответствие с указом. В коммунальном дорожном хозяйстве сокращено 143 человека, из них 86 работников аппарата управления.
Следует отметить, что осуществленный комплекс мероприятий – это только первый этап реформы. В Совете Министров республики полагают, что предложения о дальнейшем реформировании дорожной деятельности целесообразно разработать несколько позже с учетом произведенных преобразований и на основании опыта работы реформированных структур в нынешнем году.
В ведении этого предприятия находятся республиканские автомобильные дороги Минской области и М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Другие дороги и имущество «Магистральавтодора» передано по территориальному признаку предприятиям «Бреставтодор», «Витебскавтодор», «Гомельавтодор», «Гродноавтодор» и «Могилевавтодор». Также создано РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» путем слияния предприятий «БелдорНИИ», «Белдорцентр» и «Компьютерный центр». Это позволило объединить научные исследования, диагностику автомобильных дорог и мостовых сооружений и информационное обслуживание дорожной отрасли, а также исключить дублирующие функции предприятий.
Отныне технический надзор за всеми дорожными работами осуществляется независимыми от исполнителей работ организациями, что делает процесс расходования средств дорожных фондов более прозрачным. Важно и то, что органы государственного казначейства производят оплату только за выполненные и принятые работниками технического надзора в установленном порядке работы. Тем самым исключается нецелевое использование заказчиками и подрядчиками средств республиканского и местных дорожных фондов.
Таким образом, выстраивается следующая система: «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» осуществляет технический надзор и контроль за состоянием республиканских дорог, принимает все работы, выполняемые собственными силами автодоров. В свою очередь, управления технического надзора автодоров принимают работы, выполняемые подрядными организациями на республиканской сети и собственными силами облдорстроев — на местной. Наконец, последние принимают работы у своих подрядчиков. Подготовлена и соответствующая нормативная база для функционирования такой системы: Министерством транспорта и коммуникаций утверждена Инструкция о порядке осуществления технического надзора за работами на автомобильных дорогах общего пользования, выполняемыми собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства. Технический надзор за работами, выполненными подрядным способом, осуществляется согласно действующему в стране порядку.
В республиканском дорожном хозяйстве в период реорганизации сокращено 3 предприятия с высвобождением 865 человек, в том числе 120 работников аппарата управления. Вопросы трудоустройства высвободившихся при реорганизации работников решаются.
В указе дорожно-строительным и промышленным организациям государственного дорожного хозяйства предписывается в 2005 году принять меры по выполнению работ и производству продукции по заказам организаций, не подчиненных Минтрансу, в размере не менее 20% от общего объема выполняемых работ (произведенной продукции). По данным за первое полугодие текущего года, этот показатель составил 27,7%.
Кроме этого, подготовлен и оформляется в установленном порядке проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления технического надзора за работами на автомобильных дорогах общего пользования».
В соответствии с указом также утверждена инструкция о порядке использования средств финансового резерва республиканского дорожного фонда. Денежные средства, выделенные Минтрансу в соответствии с этой Инструкцией для финансирования ремонта автомобильных дорог, проходящих по территории агрогородков, и на подъездах к ним, а также площадок для хранения, сушки зерна и подъездов к ним, подъездов к машинным дворам и животноводческим фермам, распределены по областям. Минтрансом осуществляется контроль за целевым использованием денежных средств, выделенных областям для выполнения заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы в части модернизации автомобильных дорог общего пользования.
Что касается структуры управления местными дорогами, то согласно указу облисполкомам необходимо обеспечить совершенствование управления подчиненными им организациями государственного дорожного хозяйства, сохранив в каждой области не более одной такой организации. Суммы средств местных дорожных фондов, предусмотренных в областных бюджетах, приведены в соответствие с указом. В коммунальном дорожном хозяйстве сокращено 143 человека, из них 86 работников аппарата управления.
Следует отметить, что осуществленный комплекс мероприятий – это только первый этап реформы. В Совете Министров республики полагают, что предложения о дальнейшем реформировании дорожной деятельности целесообразно разработать несколько позже с учетом произведенных преобразований и на основании опыта работы реформированных структур в нынешнем году.