Башню Свободы можно судить
Судебный процесс по делу Дэвида Чайлдса и архитектурной компании Skidmore, Owings & Merrill, которые якобы позаимствовали идеи некоего студента для своего знаменитого проекта Башни Свободы, может продлиться в суде федерального округа Манхэттена. Таким был результат предварительного слушания иска о нарушении авторских прав архитектора Томаса Шайна из Бруклина, который обратился в суд осенью прошлого года.
Он обвиняет Чайлдса и Skidmore, Owings & Merrill в незаконном использовании идей, которые он изложил в своем проекте под названием «Олимпийская Башня» еще в 1999 году, будучи студентом престижной архитектурной школы Йельского университета. Студенческие работы были тогда представлены комиссии, в состав которой входил Чайлдс. Именитый мастер похвалил проект Шайна в местном архитектурном журнале, отметив красивую форму здания. Теперь то интервью рассматривается в качестве улики.
Судьи обнаружили достаточное сходство двух проектов. В постановлении, которое заняло 27 страниц, сказано, что на взгляд непрофессионала «форма скручивания Башни Свободы и ромбовидный фасад делают ее очень похожей на Олимпийскую Башню Шайна».
С другой стороны, суд признал, что «возможно, и даже вероятно, что другие обычные наблюдатели не сочли бы эти два здания похожими».
Но суд не нашел никаких существенных подобий между Башней Свободы и другим студенческим проектом Шайна под названием «Сияние '99», на чем Шайн также наставал. Более того, в Skidmore, Owings & Merrill обнаружили и доказали, что Шайн просто подделал три иллюстрации.
Чайлдс и Skidmore, Owings & Merrill отрицают какое-либо сходство и настаивают, что закручивающиеся башни давно стали общим местом проектирования, и вовсе не Шайн их изобрел. И именно в 1990-е здания такой формы пользовались особой популярностью.
Знаменитый архитектор Ричард Мейер также поддержал коллег, заявив, что не нашел «никакого существенного сходства» между проектами и не видит никаких оснований для защиты авторских прав Шайна. Напротив, по мнению Мейера, истец и ответчик должны поменяться местами, так как диагональные фасады были в свое время изобретены как раз Skidmore, Owings & Merrill.
Тем не менее, многие профессионалы, даже признавая общую нелепость ситуации, рассматривают процесс как определенное профессиональное завоевание. Это прецедент, и отныне авторские права архитекторов подлежат защите, как в любом другом роде творчества.
Поскольку Шайн подал иск против проекта Башни Свободы образца 2003 года, который с тех пор по настоянию нью-йоркского департамента полиции уже успели переделать, судебный процесс не должен сказаться на строительном графике.
Он обвиняет Чайлдса и Skidmore, Owings & Merrill в незаконном использовании идей, которые он изложил в своем проекте под названием «Олимпийская Башня» еще в 1999 году, будучи студентом престижной архитектурной школы Йельского университета. Студенческие работы были тогда представлены комиссии, в состав которой входил Чайлдс. Именитый мастер похвалил проект Шайна в местном архитектурном журнале, отметив красивую форму здания. Теперь то интервью рассматривается в качестве улики.
Судьи обнаружили достаточное сходство двух проектов. В постановлении, которое заняло 27 страниц, сказано, что на взгляд непрофессионала «форма скручивания Башни Свободы и ромбовидный фасад делают ее очень похожей на Олимпийскую Башню Шайна».
С другой стороны, суд признал, что «возможно, и даже вероятно, что другие обычные наблюдатели не сочли бы эти два здания похожими».
Но суд не нашел никаких существенных подобий между Башней Свободы и другим студенческим проектом Шайна под названием «Сияние '99», на чем Шайн также наставал. Более того, в Skidmore, Owings & Merrill обнаружили и доказали, что Шайн просто подделал три иллюстрации.
Чайлдс и Skidmore, Owings & Merrill отрицают какое-либо сходство и настаивают, что закручивающиеся башни давно стали общим местом проектирования, и вовсе не Шайн их изобрел. И именно в 1990-е здания такой формы пользовались особой популярностью.
Знаменитый архитектор Ричард Мейер также поддержал коллег, заявив, что не нашел «никакого существенного сходства» между проектами и не видит никаких оснований для защиты авторских прав Шайна. Напротив, по мнению Мейера, истец и ответчик должны поменяться местами, так как диагональные фасады были в свое время изобретены как раз Skidmore, Owings & Merrill.
Тем не менее, многие профессионалы, даже признавая общую нелепость ситуации, рассматривают процесс как определенное профессиональное завоевание. Это прецедент, и отныне авторские права архитекторов подлежат защите, как в любом другом роде творчества.
Поскольку Шайн подал иск против проекта Башни Свободы образца 2003 года, который с тех пор по настоянию нью-йоркского департамента полиции уже успели переделать, судебный процесс не должен сказаться на строительном графике.