Экологи бьет тревогу
За последние несколько месяцев Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь получило огромное количество обращений граждан Беларуси по поводу намерения Правительства Литовской Республики построить полигон по захоронению радиоактивных отходов снимаемой с эксплуатации Игналинской АЭС в непосредственной близости от белорусской границы.
Государственные органы Беларуси, научная общественность, общественные объединения и организации, население республики, - все обеспокоены вопросом строительства полигона, так как он, без сомнения, создаст потенциальную угрозу радиационной безопасности населения не только в Браславском районе Витебской области, но и во всей республике в целом.
Постановлением Правительства Литовской Республики в феврале 2001 года была утверждена Программа вывода из эксплуатации первого блока Игналинской атомной электростанции.
Программа и план мер по осуществлению данной программы предусматривают, помимо прочего, выполнение следующих проектов, связанных с воздействием на окружающую среду:
1. Строительство временного хранилища отработавшего ядерного топлива (начало эксплуатации - 2008 год);
2. строительство комплекса по обработке и хранению твердых радиоактивных отходов (к 2009 году);
3. сооружение приповерхностного могильника для размещения короткоживущих твердых радиоактивных отходов низкой и средней активности (2012 год);
4. сооружение приповерхностного могильника для короткоживущих твердых радиоактивных отходов очень низкой активности (2008 год).
31 декабря 2004 года в рамках выполнения программы был закрыт первый ядерный блок Игналинской АЭС. Отчет об оценке воздействия на окружающую среду (далее - OB ОС) предполагаемых к строительству объектов в настоящий момент разработан лишь для проекта первой фазы снятия с эксплуатации первого блока ИАЭС Литовской стороной. Выводы данного отчета в целом свидетельствуют о том, что влияние снятия с эксплуатации первого блока ИАЭС будет минимальным по сравнению с угрозой, которую потенциально может представлять ныне действующая АЭС.
Вместе с тем, необходимо отметить, что комплексная оценка влияния на окружающую среду всех планирующихся к постройке объектов, в том числе в трансграничном контексте, не проводилась. Поскольку литовская сторона приняла решение о подготовке отчетов об ОВОС для каждого отдельного проекта и лишь после разработки проектов всех планируемых сооружений.
В соответствии с Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, сторонами которой являются как Республика Беларусь, так и Литовская Республика, предусмотрено проведение консультаций с договаривающейся стороной и предоставление ей по ее запросу общих данных об установке, необходимых для оценки вероятного воздействия данного объекта на безопасность ее территории.
В связи с этим литовской стороне Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси неоднократно направлялись запросы о предоставлении полной информации о технических характеристиках планируемых к строительству установок и мероприятиях, которые предусмотрены для снижения влияния на окружающую среду. К сожалению, полной информации, позволяющей оценить потенциальный уровень опасности объектов, предполагаемых к строительству на литовской стороне, Республике Беларусь до сих пор не предоставлено. В настоящее время ожидается ответ на очередной запрос Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как сообщил на пресс-конференции, состоявшейся 12 августа в Национальном пресс-центре, первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Василий Подоляко, до конца года в республике планируется завершить модернизацию системы слежения за радиационной обстановкой на всех ближайших к республике АЭС. В частности, по его словам, уже реконструирована система наблюдения за Чернобыльской атомной станцией (Украина), завершается модернизация систем мониторинга вблизи Ровенской (Украина) и Смоленской (Россия) атомных станций. Система наблюдения за Игналинской АЭС (Литва) в связи с намерениями страны построить могильник для отработанных радиоактивных отходов будет расширена. Планируется установить дополнительные пункты контроля, в том числе и за состоянием подземных вод.
Государственные органы Беларуси, научная общественность, общественные объединения и организации, население республики, - все обеспокоены вопросом строительства полигона, так как он, без сомнения, создаст потенциальную угрозу радиационной безопасности населения не только в Браславском районе Витебской области, но и во всей республике в целом.
Постановлением Правительства Литовской Республики в феврале 2001 года была утверждена Программа вывода из эксплуатации первого блока Игналинской атомной электростанции.
Программа и план мер по осуществлению данной программы предусматривают, помимо прочего, выполнение следующих проектов, связанных с воздействием на окружающую среду:
1. Строительство временного хранилища отработавшего ядерного топлива (начало эксплуатации - 2008 год);
2. строительство комплекса по обработке и хранению твердых радиоактивных отходов (к 2009 году);
3. сооружение приповерхностного могильника для размещения короткоживущих твердых радиоактивных отходов низкой и средней активности (2012 год);
4. сооружение приповерхностного могильника для короткоживущих твердых радиоактивных отходов очень низкой активности (2008 год).
31 декабря 2004 года в рамках выполнения программы был закрыт первый ядерный блок Игналинской АЭС. Отчет об оценке воздействия на окружающую среду (далее - OB ОС) предполагаемых к строительству объектов в настоящий момент разработан лишь для проекта первой фазы снятия с эксплуатации первого блока ИАЭС Литовской стороной. Выводы данного отчета в целом свидетельствуют о том, что влияние снятия с эксплуатации первого блока ИАЭС будет минимальным по сравнению с угрозой, которую потенциально может представлять ныне действующая АЭС.
Вместе с тем, необходимо отметить, что комплексная оценка влияния на окружающую среду всех планирующихся к постройке объектов, в том числе в трансграничном контексте, не проводилась. Поскольку литовская сторона приняла решение о подготовке отчетов об ОВОС для каждого отдельного проекта и лишь после разработки проектов всех планируемых сооружений.
В соответствии с Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, сторонами которой являются как Республика Беларусь, так и Литовская Республика, предусмотрено проведение консультаций с договаривающейся стороной и предоставление ей по ее запросу общих данных об установке, необходимых для оценки вероятного воздействия данного объекта на безопасность ее территории.
В связи с этим литовской стороне Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси неоднократно направлялись запросы о предоставлении полной информации о технических характеристиках планируемых к строительству установок и мероприятиях, которые предусмотрены для снижения влияния на окружающую среду. К сожалению, полной информации, позволяющей оценить потенциальный уровень опасности объектов, предполагаемых к строительству на литовской стороне, Республике Беларусь до сих пор не предоставлено. В настоящее время ожидается ответ на очередной запрос Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как сообщил на пресс-конференции, состоявшейся 12 августа в Национальном пресс-центре, первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Василий Подоляко, до конца года в республике планируется завершить модернизацию системы слежения за радиационной обстановкой на всех ближайших к республике АЭС. В частности, по его словам, уже реконструирована система наблюдения за Чернобыльской атомной станцией (Украина), завершается модернизация систем мониторинга вблизи Ровенской (Украина) и Смоленской (Россия) атомных станций. Система наблюдения за Игналинской АЭС (Литва) в связи с намерениями страны построить могильник для отработанных радиоактивных отходов будет расширена. Планируется установить дополнительные пункты контроля, в том числе и за состоянием подземных вод.