Кто подрежет крылья Калатраве?
В Нью-Йорке показали пересмотренный проект транспортного центра и терминала Всемирного торгового центра испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Первоначальная концепция появилась полтора года назад, когда похожий на птицу вокзал вызвал восторги публики и профессионалов.
Терминал должен соединить подземную железнодорожную линию из Нью-Джерси и четырнадцать других линий метро. До 11 сентября 2001 года этой станцией ежедневно пользовались около 67.000 жителей пригородов Нью-Йорка. В 2003 году открыли временный вокзал, на который потратили $323 млн.
По замыслу Калатравы терминал, который должен открыться в 2009 году, будет не просто пригородной железнодорожной станцией, хотя и жизненно важной для Нижнего Манхэттена, а чем-то намного более символичным.
28 июля правление порта, владеющее участком, одобрило видоизмененный проект, с тем, чтобы уже 6 сентября можно было начать подготовку к строительству. Федеральная администрация транспорта выделила на проект $1,92 млрд из требуемых $2,21 млрд.
Изменения потребовались, чтобы защитить здание от террористов и скорректировать затраты. После модернизации размеры терминала уменьшились, материалы изменились. Хотя внешне проект почти не изменился – только укрепили фундамент транзитного зала, перепланировали один из входов и удалили один из пешеходных переходов.
Но «ребра» похожего на птицу каркаса из стекла и стали удвоились в числе, а в «крыльях» оставили меньше стекла. И ради безопасности «птица» Калатравы отрастила клюв.
В погожие дни и каждое 11 сентября «крылья» по-прежнему будут распахиваться и открывать небо. Но уже не так широко, как планировалось раньше. Сам зал сократится в длине, зато увеличится расстояние между ним и ближайшими улицами – чтобы обезопасить пассажиров от автомобильных бомб. Одним словом, чуть меньше элегантности, чуть больше надежности.
Но на прошлой неделе в Америке обнародовали и другой проект Калатравы, пока еще в первозданном виде.
Чикагский девелопер Кристофер Карли предъявил публике чертежи 115-этажной спирали, которая должна стать самым высоким гостинично-жилым небоскребом Америки. Высота «шпиля Фордхэм» (назван в честь компании-девелопера, которую возглавляет Карли), составит 2000 футов (610 м). Получается, что он обгонит 1776-футовую Башню Свободы в Нью-Йорке. Правда, это если учитывать шпиль, без которого высота здания Калатравы была бы всего 444 м.
Но самое характерное в будущем небоскребе стоимостью $500 млн вовсе не его высота, а завихрение, достигаемое за счет поворота каждого последующего этажа на 2 градуса, и в целом на 270 градусов. Калатрава говорит, что этот проект основан на скульптуре, которую он сделал еще в начале своей карьеры, но к идее которой возвращался много раз – например, в проектах для шведского Мальмо (знаменитый «Поворачивающийся торс») и испанской Валенсии.
Но если экстравагантная форма Шпиля Фордхэм не вызывает нареканий, то вокруг его высоты уже разгорелись дебаты. В Чикаго, где собственно родились небоскребы, уже есть три из пятнадцати самых высоких зданий мира. И сегодня проектируется еще четыре башни не ниже 80 этажей.
Но после 11 сентября многим американцам трудно поверить в необходимость строить высотные здания, в которых они по-прежнему серьезно опасаются жить и работать. Хотя архитектурные эксперты утверждают, что здесь решают не просто жители, а толстосумы.
Именно поэтому со времен строительства Вавилонской башни жажда человечества достучаться до небес нисколько не утихла.
В Азии и вовсе никто не боится высоты. Именно поэтому самые высокие здания будут на той половине света. В Гонконге больше небоскребов, чем в Нью-Йорке, а в Шанхае полным ходом идет проектирование 492-метровой башни всемирного финансового центра, самой высокой в Китае. На Тайване уже построен Тайпей-101, обогнавший прежних рекордсменов - малазийские Петронас Тауэрс. А в Дубае строится Бурж Тауэр (701 м), застройщик которой, Balfour Beatty, ясно дал понять свое намерение установить - и удержать – мировой рекорд высоты.
Амбиции застройщиков, конечно, решают многое. И понятно, почему Дональд Трамп (уж куда амбициознее!) вовсе не рад появлению в Чикаго нового рекордсмена. Там, где другие увидели архитектурный шедевр, он разглядел только плод протухшего ума. И заявил, что ни строить, ни жить в таком здании он не хотел бы. А для банков выдавать на такое деньги -- просто безумие.
Но Кристофер Карли смог найти кредиторов, желающих финансировать проект Калатравы. И еще несколько сотен желающих и способных заплатить за аренду $850 за кв. фут в здании, разработанном одним из крупнейших архитекторов всех времен и народов. По сравнению с $2000 за фут в Нью-Йорке или Гонконге, это весьма умеренная цена.
Поэтому Карли задал Трампу встречный вопрос – где же та высота, за которой начинается безумие? Ведь сам Трамп уже строит на берегу реки Чикаго 92-этажную башню.
Правда, Трамп с самого начала добровольно отказался от притязаний на лавры рекордсмена высоты, якобы подчинившись интересам покупателей, которые не хотели стать мишенью террористов.
Терминал должен соединить подземную железнодорожную линию из Нью-Джерси и четырнадцать других линий метро. До 11 сентября 2001 года этой станцией ежедневно пользовались около 67.000 жителей пригородов Нью-Йорка. В 2003 году открыли временный вокзал, на который потратили $323 млн.
По замыслу Калатравы терминал, который должен открыться в 2009 году, будет не просто пригородной железнодорожной станцией, хотя и жизненно важной для Нижнего Манхэттена, а чем-то намного более символичным.
28 июля правление порта, владеющее участком, одобрило видоизмененный проект, с тем, чтобы уже 6 сентября можно было начать подготовку к строительству. Федеральная администрация транспорта выделила на проект $1,92 млрд из требуемых $2,21 млрд.
Изменения потребовались, чтобы защитить здание от террористов и скорректировать затраты. После модернизации размеры терминала уменьшились, материалы изменились. Хотя внешне проект почти не изменился – только укрепили фундамент транзитного зала, перепланировали один из входов и удалили один из пешеходных переходов.
Но «ребра» похожего на птицу каркаса из стекла и стали удвоились в числе, а в «крыльях» оставили меньше стекла. И ради безопасности «птица» Калатравы отрастила клюв.
В погожие дни и каждое 11 сентября «крылья» по-прежнему будут распахиваться и открывать небо. Но уже не так широко, как планировалось раньше. Сам зал сократится в длине, зато увеличится расстояние между ним и ближайшими улицами – чтобы обезопасить пассажиров от автомобильных бомб. Одним словом, чуть меньше элегантности, чуть больше надежности.
Но на прошлой неделе в Америке обнародовали и другой проект Калатравы, пока еще в первозданном виде.
Чикагский девелопер Кристофер Карли предъявил публике чертежи 115-этажной спирали, которая должна стать самым высоким гостинично-жилым небоскребом Америки. Высота «шпиля Фордхэм» (назван в честь компании-девелопера, которую возглавляет Карли), составит 2000 футов (610 м). Получается, что он обгонит 1776-футовую Башню Свободы в Нью-Йорке. Правда, это если учитывать шпиль, без которого высота здания Калатравы была бы всего 444 м.
Но самое характерное в будущем небоскребе стоимостью $500 млн вовсе не его высота, а завихрение, достигаемое за счет поворота каждого последующего этажа на 2 градуса, и в целом на 270 градусов. Калатрава говорит, что этот проект основан на скульптуре, которую он сделал еще в начале своей карьеры, но к идее которой возвращался много раз – например, в проектах для шведского Мальмо (знаменитый «Поворачивающийся торс») и испанской Валенсии.
Но если экстравагантная форма Шпиля Фордхэм не вызывает нареканий, то вокруг его высоты уже разгорелись дебаты. В Чикаго, где собственно родились небоскребы, уже есть три из пятнадцати самых высоких зданий мира. И сегодня проектируется еще четыре башни не ниже 80 этажей.
Но после 11 сентября многим американцам трудно поверить в необходимость строить высотные здания, в которых они по-прежнему серьезно опасаются жить и работать. Хотя архитектурные эксперты утверждают, что здесь решают не просто жители, а толстосумы.
Именно поэтому со времен строительства Вавилонской башни жажда человечества достучаться до небес нисколько не утихла.
В Азии и вовсе никто не боится высоты. Именно поэтому самые высокие здания будут на той половине света. В Гонконге больше небоскребов, чем в Нью-Йорке, а в Шанхае полным ходом идет проектирование 492-метровой башни всемирного финансового центра, самой высокой в Китае. На Тайване уже построен Тайпей-101, обогнавший прежних рекордсменов - малазийские Петронас Тауэрс. А в Дубае строится Бурж Тауэр (701 м), застройщик которой, Balfour Beatty, ясно дал понять свое намерение установить - и удержать – мировой рекорд высоты.
Амбиции застройщиков, конечно, решают многое. И понятно, почему Дональд Трамп (уж куда амбициознее!) вовсе не рад появлению в Чикаго нового рекордсмена. Там, где другие увидели архитектурный шедевр, он разглядел только плод протухшего ума. И заявил, что ни строить, ни жить в таком здании он не хотел бы. А для банков выдавать на такое деньги -- просто безумие.
Но Кристофер Карли смог найти кредиторов, желающих финансировать проект Калатравы. И еще несколько сотен желающих и способных заплатить за аренду $850 за кв. фут в здании, разработанном одним из крупнейших архитекторов всех времен и народов. По сравнению с $2000 за фут в Нью-Йорке или Гонконге, это весьма умеренная цена.
Поэтому Карли задал Трампу встречный вопрос – где же та высота, за которой начинается безумие? Ведь сам Трамп уже строит на берегу реки Чикаго 92-этажную башню.
Правда, Трамп с самого начала добровольно отказался от притязаний на лавры рекордсмена высоты, якобы подчинившись интересам покупателей, которые не хотели стать мишенью террористов.