Французский миллиардер обиделся и отменил строительство очередного шедевра
Один из богатейших людей Франции готов отменить свои планы строительства музея современного искусства под Парижем, потому что сыт по горло бюрократизмом и инерцией местных властей. Миллиардер Франсуа Пино — владелец одной из самых прекрасных в Европе частных коллекций — теперь, вероятно, разместит ее в Венеции во дворце XVIII века. Это будет сделано от досады, так как местные власти недостаточно активно поддерживали его планы построить сенсационный музей по проекту знаменитого Тадао Андо из Осаки.
Помощники Пино заявляют, что было бы сложно поверить в то, что кто-то мог быть не заинтересован получить роскошную коллекцию произведений искусства в роскошном музее, который мог бы соперничать с музеем Гуггенхайма в Бильбао или галереей Саатчи в Лондоне, но в Париже так и случилось.
Пино еще в 2000 году объявил, что собирается построить музей на участке заброшенного автомобильного завода «Рено» на острове Сеген в излучине Сены в трех милях к юго-западу от Парижа, но в административных границах города. Полезная площадь музея должна была составить 32.000 м2, что почти в два раза больше выставочных площадей парижского центра Помпиду. Помимо музея, на острове площадью 11 га должны были разместиться парк и «научный городок» с жилыми и офисными зданиями. Предположительная стоимость строительства оценивалась в 200 млн евро, и 20 млн уже было потрачено на покупку участка, технико-экономическое обоснование проекта и гонорары архитекторам.
Японец Тадао Андо победил в специально проведенном конкурсе, к участию в котором были приглашены также Рем Кулхаас, Доминик Перро, Стивен Холл, бюро MVRDV и Манюэль Готран. Проект Тадао Андо обещал Европе самый авангардный художественный музей. Он должен был походить на «приземлившийся на воду космический корабль». Треугольное в плане здание обтекаемой формы повторяло бы очертания стрелки острова, напоминая морского великана из прозрачного, шлифованного и гранулированного стекла, в котором должна отражаться река.
Проект вечерней подсветки было поручено разрабатывать знаменитому американцу Джеймсу Тарреллу. Но в конце концов Пино все отменил, устав от противодействия членов местного совета Булонь-Бийанкур, которые никак не могут решить, что же им делать с островом. Он обратил взор на Венецию и, согласно газете Corriere della Serra, венецианский муниципалитет одобрил его покупку Палаццо Грацци на Гранд-Канале. Это здание, принадлежащее автомобильной компании «Фиат», уже используется для организации престижных художественных выставок, и предполагаемые инвестиции в 29 млн евро позволили бы удвоить его выставочное пространство. Но даже в этом случае палаццо площадью 5000 м2 никак не сможет соперничать с 30.000 м2 стекла и бетона, предложенными Тадао Андо. Миллиардер Пино обижен, а представители совета Булонь-Бийанкур оправдываются тем, что проблема «намного сложнее, чем может показаться».
Строительству на парижском острове Сеген серьезно сопротивляются левые радикалы и историки, которые хотели бы восстановить бетонную громадину завода «Рено» и сохранить ее как памятник французскому индустриализму и профсоюзному движению. Ворота завода «Рено», который в 1950-60 годы обеспечивал французов собственными автомобилями, закрылись в Булонь-Бийанкур 27 марта 1992 г. Это предприятие действительно было одним из символов французской индустрии. Поэты и фотографы называли его святыней французского пролетариата. Роль завода «Рено» в рабочем движении была такова, что политики говорили: «Когда Бийанкур чихает, Франция простудилась». Кроме того, остров Сеген расположен не очень выгодно для туристов: больше получаса от центра Парижа до последней станции метро, далеко от стандартных экскурсионных маршрутов. Пино надеялся, что новое здание Андо и другие культурные и научные учреждения превратят остров в творческий центр, и хотел «разделить свою любовь к современному искусству с как можно большим числом людей, не только из элиты».
Франсуа Пино — один из самых загадочных и закрытых французских бизнесменов, который никогда не дает интервью. Он ближайший друг нынешнего президента Жака Ширака, который обязан ему жизнью: в 1976 году Пино отсоветовал Шираку ехать на поезде, в котором террористы потом взорвали бомбу. Биография Пино уникальна: будучи сыном лесника, который в 16 лет бросил школу и больше никогда нигде не учился, он скупил за последние годы почти всю французскую индустрию роскоши. В свои 69 лет Пино владеет известнейшим аукционным домом Christie's, модным гигантом Gucci Group, знаменитой французской ювелирной компанией Boucheron, сетью розничной торговли Conforama, крупнейшими парижскими универмагами Printemps, розничной сетью La Redoute и крупнейшей во Франции сетью книжных магазинов Fnac. Его группа Pinault-Printemps-Redoute является крупнейшим розничным объединением во Франции с капитализацией примерно в $16 млрд. За агрессивную скупку всего без разбора и тотальное увольнение менеджеров Пино прозвали «спрутом», а его группу — «торгующей всем, от скрепки до тракторов». В феврале прошлого года Пино стал членом совета директоров компании Renault. Характерно, что до сих пор Пино всегда и везде умел устанавливать свои порядки: в итальянской Gucci Group и в английском аукционном доме Christie's он даже заставил персонал говорить по-французски.
Пино начал покупать престижные модные марки и музыкальные магазины после того, как ему наскучило заниматься лесопромышленным бизнесом. Затем он приобрел футбольный клуб «Ренна» и горнолыжный курорт. Потом — парижский театр «Мариньи» и знаменитые виноградники «Шато-Латур». В 1990 году Пино за $8 млн купил в Нью-Йорке свою первую картину — работу голландского абстракциониста Пита Мондриана 1925 года. Сейчас он крупнейший частный коллекционер во Франции. Нувориш Пино быстро втянулся в аристократические забавы — собранные им около 2000 художественных полотен, скульптур и инсталляций стали для него новым смыслом жизни, пропуском в мир «вечных ценностей». К тому же, коллекционирование — неплохое размещение капитала. Пино, чье состояние оценивается в сумму от $5 млрд до $8 млрд, занимает третье место в списке самых богатых людей Франции, уступая лишь Лилиан Беттанкур (L'Oreal-Erbin) и Бернару Арно (LVMH).
Помощники Пино заявляют, что было бы сложно поверить в то, что кто-то мог быть не заинтересован получить роскошную коллекцию произведений искусства в роскошном музее, который мог бы соперничать с музеем Гуггенхайма в Бильбао или галереей Саатчи в Лондоне, но в Париже так и случилось.
Пино еще в 2000 году объявил, что собирается построить музей на участке заброшенного автомобильного завода «Рено» на острове Сеген в излучине Сены в трех милях к юго-западу от Парижа, но в административных границах города. Полезная площадь музея должна была составить 32.000 м2, что почти в два раза больше выставочных площадей парижского центра Помпиду. Помимо музея, на острове площадью 11 га должны были разместиться парк и «научный городок» с жилыми и офисными зданиями. Предположительная стоимость строительства оценивалась в 200 млн евро, и 20 млн уже было потрачено на покупку участка, технико-экономическое обоснование проекта и гонорары архитекторам.
Японец Тадао Андо победил в специально проведенном конкурсе, к участию в котором были приглашены также Рем Кулхаас, Доминик Перро, Стивен Холл, бюро MVRDV и Манюэль Готран. Проект Тадао Андо обещал Европе самый авангардный художественный музей. Он должен был походить на «приземлившийся на воду космический корабль». Треугольное в плане здание обтекаемой формы повторяло бы очертания стрелки острова, напоминая морского великана из прозрачного, шлифованного и гранулированного стекла, в котором должна отражаться река.
Проект вечерней подсветки было поручено разрабатывать знаменитому американцу Джеймсу Тарреллу. Но в конце концов Пино все отменил, устав от противодействия членов местного совета Булонь-Бийанкур, которые никак не могут решить, что же им делать с островом. Он обратил взор на Венецию и, согласно газете Corriere della Serra, венецианский муниципалитет одобрил его покупку Палаццо Грацци на Гранд-Канале. Это здание, принадлежащее автомобильной компании «Фиат», уже используется для организации престижных художественных выставок, и предполагаемые инвестиции в 29 млн евро позволили бы удвоить его выставочное пространство. Но даже в этом случае палаццо площадью 5000 м2 никак не сможет соперничать с 30.000 м2 стекла и бетона, предложенными Тадао Андо. Миллиардер Пино обижен, а представители совета Булонь-Бийанкур оправдываются тем, что проблема «намного сложнее, чем может показаться».
Строительству на парижском острове Сеген серьезно сопротивляются левые радикалы и историки, которые хотели бы восстановить бетонную громадину завода «Рено» и сохранить ее как памятник французскому индустриализму и профсоюзному движению. Ворота завода «Рено», который в 1950-60 годы обеспечивал французов собственными автомобилями, закрылись в Булонь-Бийанкур 27 марта 1992 г. Это предприятие действительно было одним из символов французской индустрии. Поэты и фотографы называли его святыней французского пролетариата. Роль завода «Рено» в рабочем движении была такова, что политики говорили: «Когда Бийанкур чихает, Франция простудилась». Кроме того, остров Сеген расположен не очень выгодно для туристов: больше получаса от центра Парижа до последней станции метро, далеко от стандартных экскурсионных маршрутов. Пино надеялся, что новое здание Андо и другие культурные и научные учреждения превратят остров в творческий центр, и хотел «разделить свою любовь к современному искусству с как можно большим числом людей, не только из элиты».
Франсуа Пино — один из самых загадочных и закрытых французских бизнесменов, который никогда не дает интервью. Он ближайший друг нынешнего президента Жака Ширака, который обязан ему жизнью: в 1976 году Пино отсоветовал Шираку ехать на поезде, в котором террористы потом взорвали бомбу. Биография Пино уникальна: будучи сыном лесника, который в 16 лет бросил школу и больше никогда нигде не учился, он скупил за последние годы почти всю французскую индустрию роскоши. В свои 69 лет Пино владеет известнейшим аукционным домом Christie's, модным гигантом Gucci Group, знаменитой французской ювелирной компанией Boucheron, сетью розничной торговли Conforama, крупнейшими парижскими универмагами Printemps, розничной сетью La Redoute и крупнейшей во Франции сетью книжных магазинов Fnac. Его группа Pinault-Printemps-Redoute является крупнейшим розничным объединением во Франции с капитализацией примерно в $16 млрд. За агрессивную скупку всего без разбора и тотальное увольнение менеджеров Пино прозвали «спрутом», а его группу — «торгующей всем, от скрепки до тракторов». В феврале прошлого года Пино стал членом совета директоров компании Renault. Характерно, что до сих пор Пино всегда и везде умел устанавливать свои порядки: в итальянской Gucci Group и в английском аукционном доме Christie's он даже заставил персонал говорить по-французски.
Пино начал покупать престижные модные марки и музыкальные магазины после того, как ему наскучило заниматься лесопромышленным бизнесом. Затем он приобрел футбольный клуб «Ренна» и горнолыжный курорт. Потом — парижский театр «Мариньи» и знаменитые виноградники «Шато-Латур». В 1990 году Пино за $8 млн купил в Нью-Йорке свою первую картину — работу голландского абстракциониста Пита Мондриана 1925 года. Сейчас он крупнейший частный коллекционер во Франции. Нувориш Пино быстро втянулся в аристократические забавы — собранные им около 2000 художественных полотен, скульптур и инсталляций стали для него новым смыслом жизни, пропуском в мир «вечных ценностей». К тому же, коллекционирование — неплохое размещение капитала. Пино, чье состояние оценивается в сумму от $5 млрд до $8 млрд, занимает третье место в списке самых богатых людей Франции, уступая лишь Лилиан Беттанкур (L'Oreal-Erbin) и Бернару Арно (LVMH).