Одной рукой Кулхаас получает награды, другой - разрезает ленточки

Рем Кулхаас получил премию Евросоюза за современную архитектуру имени Миса ван дер Роэ за 2005 год. В Барселоне ему вручали награду специальный уполномоченный Евросоюза по культуре Жан Фигель и мэр каталонской столицы Джоан Клос.
Начиная с 2001 года эта премию в 50.000 евро раз в два года вручается по инициативе Еврокомиссии и фонда Миса Ван дер Роэ за совершенство и новаторство европейских архитектурных работ.
Голландское посольство в Берлине, построенное Кулхаасом, было выбрано из 242 заявок, поступивших на конкурс, в котором принимали участие проекты, законченные между 1 января 2003 и 31 декабря 2004 года. Жюри во главе с Захой Хадид, (которая получила приз в 2003 году) сначала определило пятерых финалистов, среди которых были еще штаб-квартира «Свисс Ре» в Лондоне, универмаг Селфридж в Бирмингеме, эспланада Форума 2004 в Барселоне и муниципальный стадион Браге в Португалии.

На церемонии награждения представитель Евросоюза сказал, что эти проекты «иллюстрируют культурную важность архитектуры в каждодневной жизни европейцев».
Специальный приз был также учрежден для самых многообещающих архитекторов. В этом году 10.000 евро достались архитекторам из амстердамского бюро NL Architecten за проект BasketBar в Утрехте.

Что касается мэтра Кулхааса, для него прошлая неделя опять была полна новостей. Вернее, новостью для публики стало открытие 14 апреля в португальском Порту нового музыкального зала «Дом музыки».

В расположенном на границе между историческим кварталом города и рабочим кварталом здании есть зал на 1300 мест, репетиционные оркестровые студии.
Скульптурные качества этого проекта сразу же заставили сравнивать его с музеем Гуггенхайма, построенным Френком Гери в Бильбао. Оба эти здания появились в попытке восстановить индустриальные портовые города, которые долго пребывали в упадке, и оба ослепительны.

Кроме того, «Дом музыки» Кулхааса уже упоминают в ряду с концертным залом Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, построенным тем же Гери в 2003 году, и Берлинской филармонией Ханса Шароуна из эпохи 1960-х, которые считаются самыми важными концертными залами, возникшими в последние сто лет.

И этот возвышенный проект Кулхааса начинался с поиска места для самой прозаической из человеческих потребностей -- туалета. Во всяком случае, Кулхаас рассказывает, как несколько лет назад он проектировал дом в пригороде Роттердама. Клиент, которого он называет «типичным голландским кальвинистом», требовал ничем не загроможденную жилую зону. Архитектор создал граненый бетонный блок с пустотой внутри. Пустота должна была стать семейной зоной, а беспорядок каждодневной жизни должен был прятаться по соседству. Но клиент отказался от проекта как раз тогда, когда Кулхаас выиграл конкурс на концертный зал. И вместо того, чтобы разбрасываться идеями, он просто приспособил его к другому масштабу – полое ядро стало главным залом, а холлы, репетиционные залы и офисы расположились вокруг.

Кулхаас учел и то, что лучшие в мире -- с точки зрения акустики -- концертные залы построены в форме коробки, и не стал изобретать колесо.

©1995-2024 Строительство и недвижимость