Прицкер-2005 достался Тому Мейну. Тому самому
Видимо, даже далекие от архитектуры люди, следящие за событиями в мире, уже из новостей знают, что премия Прицкера за нынешний год, которая в области архитектуры считается эквивалентом Нобелевской, присуждена Тому Мейну — главе лос-анджелесского бюро Morphosis. Тридцать лет Мейн проектирует строгие и очень особенные здания, заработав себе репутацию сначала бумажными проектами и небольшими работами, а в последнее время и крупными общественными заказами. Официальная церемония награждения, когда Мейну вручат $100.000 и бронзовый медальон, состоится 31 мая в чикагском Парке Тысячелетия в павильоне, спроектированном Фрэнком Гери — членом жюри нынешнего года и лауреатом той же премии, только за 1989 год.
Распространяя известие о новом лауреате по миру, масс-медиа едва ли не чаще всего цитировали высказывание другого члена жюри, Карен Стейн, заявившей, что архитектура для Мейна — это "контактный спорт" или "рискованный интуитивный опыт".
Еще в 1972 году, создавая Morphosis, Мейн написал, что фирма будет "придерживаться того, что трудно, потому что то, что трудно, всегда стояще". Мейн потерял дар речи, когда ему сообщили о том, что он получил Прицкера. Он заявил, что "не привык считать себя победителем". И это при том, что его прозвали "плохишом" и "сердитым юношей" от архитектуры. В этом году бронзовый медальон Прицкера будет гравирован именем капризного и бескомпромиссного индивидуалиста.
Конечно, здания слишком дороги и слишком важны, чтобы поручать их революционерам. Даже самый отвязанный проект вынужден соответствовать множеству инструкций и строительных норм. Структуры должны быть прочными, лестницы обязаны выдерживать натиск толпы в случае пожара, а инспектор службы гостехнадзора должен убедиться, что архитектор гарантирует только метафорические острые ощущения. Но профессионально Мейн формировался в 60-е, когда ненависть к властям и тоска по подлинности были особенно яркими.
Получив степень архитектора в университете Южной Калифорнии в 1968 году, он и пятеро его товарищей через четыре года создали собственную школу — институт архитектуры Южной Калифорнии, — чтобы привнести в местную архитектуру критическое отношение к профессии.
Эта школа сильна и по сей день, хотя сам Мейн преподает теперь в других университетах. Тогда же была основана и архитектурная фирма Morphosis, которая, по словам участников, скорее напоминала гаражную банду. Ее клиентами становились друзья друзей или родители студентов. Заказов было так мало, что приходилось косить лужайки. Когда Мейн решил на год уйти в отпуск, чтобы получить степень магистра в Гарварде, не было ни одного проекта, который бы каким-либо образом помешал ему в этом.
Тем не менее, Мейн долгое время жестко сопротивлялся тому, что он называл "загрязнением" профессии. Он терроризировал и прогонял клиентов, борясь с компромиссами в собственном творчестве.
Подробнее см. http://www.nestor.minsk.by/sn/2005/12/sn51206.html
Распространяя известие о новом лауреате по миру, масс-медиа едва ли не чаще всего цитировали высказывание другого члена жюри, Карен Стейн, заявившей, что архитектура для Мейна — это "контактный спорт" или "рискованный интуитивный опыт".
Еще в 1972 году, создавая Morphosis, Мейн написал, что фирма будет "придерживаться того, что трудно, потому что то, что трудно, всегда стояще". Мейн потерял дар речи, когда ему сообщили о том, что он получил Прицкера. Он заявил, что "не привык считать себя победителем". И это при том, что его прозвали "плохишом" и "сердитым юношей" от архитектуры. В этом году бронзовый медальон Прицкера будет гравирован именем капризного и бескомпромиссного индивидуалиста.
Конечно, здания слишком дороги и слишком важны, чтобы поручать их революционерам. Даже самый отвязанный проект вынужден соответствовать множеству инструкций и строительных норм. Структуры должны быть прочными, лестницы обязаны выдерживать натиск толпы в случае пожара, а инспектор службы гостехнадзора должен убедиться, что архитектор гарантирует только метафорические острые ощущения. Но профессионально Мейн формировался в 60-е, когда ненависть к властям и тоска по подлинности были особенно яркими.
Получив степень архитектора в университете Южной Калифорнии в 1968 году, он и пятеро его товарищей через четыре года создали собственную школу — институт архитектуры Южной Калифорнии, — чтобы привнести в местную архитектуру критическое отношение к профессии.
Эта школа сильна и по сей день, хотя сам Мейн преподает теперь в других университетах. Тогда же была основана и архитектурная фирма Morphosis, которая, по словам участников, скорее напоминала гаражную банду. Ее клиентами становились друзья друзей или родители студентов. Заказов было так мало, что приходилось косить лужайки. Когда Мейн решил на год уйти в отпуск, чтобы получить степень магистра в Гарварде, не было ни одного проекта, который бы каким-либо образом помешал ему в этом.
Тем не менее, Мейн долгое время жестко сопротивлялся тому, что он называл "загрязнением" профессии. Он терроризировал и прогонял клиентов, борясь с компромиссами в собственном творчестве.
Подробнее см. http://www.nestor.minsk.by/sn/2005/12/sn51206.html