Умер Филип Джонсон - одна из знаковых фигур в архитектуре XX века
25 января в возрасте 98 лет в своем знаменитом «Стеклянном доме» в Нью-Кэнаане (штат Коннектикут) умер Филип Джонсон. Круг замкнулся: когда-то со строительства в 1949 году «Стеклянного дома» началась карьера Джонсона — человека-легенды, который считается одной из знаковых фигур в архитектуре XX века.
Джонсон как никто другой содействовал распространению современных архитектурных идей. Он изобрел термин «интернациональный стиль» и познакомил Америку с европейскими светилами вроде Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье. Джонсон был богат и именит. Его предки переселились в Новый Свет из Англии в середине XVII века. Филип родился в Кливленде в семье известного юриста-миллионера. После окончания в 1930 году Гарварда Джонсон стал первым директором отдела архитектуры в Нью-Йоркском музее современного искусства.
В 1932 году 26-летний Джонсон курировал знаменитую выставку «Современная архитектура», в которой приняли участие в том числе Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, переехавшие в США после закрытия «Баухауза». Интернациональный состав участников выставки стал поводом для названия нового архитектурного стиля. «Интернациональный стиль» обеспечил возможность свободных планировок и более легких и независимых фасадов. Вместо орнаментов для украшения зданий были предложены геометрические объемы, правильные пропорции, ритм структурных элементов, строгость композиции и новые материалы. Однако сам Джонсон вовсе не был приверженцем какого бы то ни было одного стиля. Будучи родоначальником модернизма стеклянных коробок, он сам возглавил постмодернисткий мятеж против этого стиля, построив в 80-е небоскреб AT*T (сегодня Sony Plaza), формы и элементы которого были откровенно заимствованы из эпохи Ренессанса и мебельного стиля XVIII века Чиппендейл. Это здание стало самым узнаваемым на небосклоне Манхэттена после Эмпайер Стейт Билдинг.
Среди шедевров Джонсона — также «неоготическая» стеклянная башня компании PPG в Питтсбурге и «голландское фронтонное здание» в Хьюстоне. Свое первое здание Джонсон спроектировал только в 36 лет, но в 1979 году именно он становится первым лауреатом архитектурной премии, учрежденной тогда же семьей чикагских миллиардеров Прицкеров и ставшей эквивалентом Нобелевской премии для архитекторов. Самый влиятельный из американских архитекторов XX века, Джонсон не смущался даже когда некоторые критики называли его поверхностным и порхающим от одного стиля к другому.
Впрочем, он не смущался ничем. «Я не имею никаких убеждений», — повторял он. И всегда был чрезвычайно противоречив. Именно Джонсон, который одно время симпатизировал национал-социализму и основывал в США правую партию, противодействовал культурной политике нацистской Германии, познакомив мир с идеями немецкого авангарда. Джонсон содействовал модерну, а в 1994 году назвал аллею Сталина в Восточном Берлине «самым важным достижением городского строительства XX века». Но три года спустя создал в Берлине массивное офисное здание якобы в качестве «протеста против строгих строительных директив». «Я интересуюсь только тем, что на острие архитектурной мысли», — говаривал Джонсон. И все время менялся, потому что мир вокруг менялся еще быстрее. Когда его спрашивали, будут ли его помнить как большого архитектора, он твердо отвечал «нет», так как считал себя скорее законодателем мод. Он сыграл роль крестного отца не только для новых архитектурных направлений, но и для многих архитекторов. Именно Джонсон привлек внимание к Фрэнку Гери, Питеру Айзенману и Рэму Кулхаасу. Он устраивал встречи известных и подающих надежды архитекторов в одном из престижных нью-йоркских клубов, что открывало молодым путь к звездной карьере.
С именем Джонсона было связано и множество скандалов. Он был открытым гомосексуалистом. Его обвиняли в антисемитизме, хотя он работал для еврейских клиентов и даже проектировал ядерный реактор в Израиле. К тому же, помогал евреям Гери и Айзенману. Одним словом, Джонсон со всеми его противоречиями, фирменными круглыми очками, двубортными костюмами от Армани и золотыми запонками от Паломы Пикассо останется в истории архитектуры одной из самых ярких персон. В профессии Джонсон был почти до конца, покинув бюро «Филип Джонсон и Алан Ричи» только в октябре прошлого года. Утверждают, впрочем, что первоначально сделать это и перебраться в Рим он планировал только после своего столетия.
Джонсон как никто другой содействовал распространению современных архитектурных идей. Он изобрел термин «интернациональный стиль» и познакомил Америку с европейскими светилами вроде Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье. Джонсон был богат и именит. Его предки переселились в Новый Свет из Англии в середине XVII века. Филип родился в Кливленде в семье известного юриста-миллионера. После окончания в 1930 году Гарварда Джонсон стал первым директором отдела архитектуры в Нью-Йоркском музее современного искусства.
В 1932 году 26-летний Джонсон курировал знаменитую выставку «Современная архитектура», в которой приняли участие в том числе Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, переехавшие в США после закрытия «Баухауза». Интернациональный состав участников выставки стал поводом для названия нового архитектурного стиля. «Интернациональный стиль» обеспечил возможность свободных планировок и более легких и независимых фасадов. Вместо орнаментов для украшения зданий были предложены геометрические объемы, правильные пропорции, ритм структурных элементов, строгость композиции и новые материалы. Однако сам Джонсон вовсе не был приверженцем какого бы то ни было одного стиля. Будучи родоначальником модернизма стеклянных коробок, он сам возглавил постмодернисткий мятеж против этого стиля, построив в 80-е небоскреб AT*T (сегодня Sony Plaza), формы и элементы которого были откровенно заимствованы из эпохи Ренессанса и мебельного стиля XVIII века Чиппендейл. Это здание стало самым узнаваемым на небосклоне Манхэттена после Эмпайер Стейт Билдинг.
Среди шедевров Джонсона — также «неоготическая» стеклянная башня компании PPG в Питтсбурге и «голландское фронтонное здание» в Хьюстоне. Свое первое здание Джонсон спроектировал только в 36 лет, но в 1979 году именно он становится первым лауреатом архитектурной премии, учрежденной тогда же семьей чикагских миллиардеров Прицкеров и ставшей эквивалентом Нобелевской премии для архитекторов. Самый влиятельный из американских архитекторов XX века, Джонсон не смущался даже когда некоторые критики называли его поверхностным и порхающим от одного стиля к другому.
Впрочем, он не смущался ничем. «Я не имею никаких убеждений», — повторял он. И всегда был чрезвычайно противоречив. Именно Джонсон, который одно время симпатизировал национал-социализму и основывал в США правую партию, противодействовал культурной политике нацистской Германии, познакомив мир с идеями немецкого авангарда. Джонсон содействовал модерну, а в 1994 году назвал аллею Сталина в Восточном Берлине «самым важным достижением городского строительства XX века». Но три года спустя создал в Берлине массивное офисное здание якобы в качестве «протеста против строгих строительных директив». «Я интересуюсь только тем, что на острие архитектурной мысли», — говаривал Джонсон. И все время менялся, потому что мир вокруг менялся еще быстрее. Когда его спрашивали, будут ли его помнить как большого архитектора, он твердо отвечал «нет», так как считал себя скорее законодателем мод. Он сыграл роль крестного отца не только для новых архитектурных направлений, но и для многих архитекторов. Именно Джонсон привлек внимание к Фрэнку Гери, Питеру Айзенману и Рэму Кулхаасу. Он устраивал встречи известных и подающих надежды архитекторов в одном из престижных нью-йоркских клубов, что открывало молодым путь к звездной карьере.
С именем Джонсона было связано и множество скандалов. Он был открытым гомосексуалистом. Его обвиняли в антисемитизме, хотя он работал для еврейских клиентов и даже проектировал ядерный реактор в Израиле. К тому же, помогал евреям Гери и Айзенману. Одним словом, Джонсон со всеми его противоречиями, фирменными круглыми очками, двубортными костюмами от Армани и золотыми запонками от Паломы Пикассо останется в истории архитектуры одной из самых ярких персон. В профессии Джонсон был почти до конца, покинув бюро «Филип Джонсон и Алан Ричи» только в октябре прошлого года. Утверждают, впрочем, что первоначально сделать это и перебраться в Рим он планировал только после своего столетия.