Дареной Опере заглянули в зубы

15 января в Копенгагене состоялось открытие первого датского оперного театра. На церемонии присутствовала королева Маргарэт.
Но не все, как выяснилось, были счастливы. В частности, 79-летний архитектор Хеннинг Ларсен — автор проекта, на который было потрачено $442 млн. В интервью, которые Ларсен раздавал накануне открытия, он резко раскритиковал вмешательство Маккинни Моллера. Этот 91-летний бизнесмен пожертвовал Оперу Дании и Копенгагену, но взамен потребовал множества изменений проекта. В частности, именно Моллер настоял на том, чтобы Ларсен добавил горизонтальные металлические полосы на задуманный целиком стеклянным фасад. Кстати, Моллер единолично выбрал Ларсена в качестве проектировщика без проведения какого-либо конкурса. Тут же нашлись критики, заметившие, что 14-этажное здание расположено перед дворцом Амалиенбург и делает эту резиденцию королевы маленькой и скромной. Были и другие претензии. Единственное, что понравилось всем, — вестибюль театра, буквально затопивший светом открытую площадь перед театром.

Миллиардер Маккинни Моллер — самый богатый человек в Дании — вызвал гнев публики не только своими экстравагантными архитектурными вкусами, но и диктаторским стилем руководства. В 2000 году Моллер, владелец судоходной A.P. Moller Marsk, объявил, что хотел бы подарить Дании оперный театр. За два года до этого он купил участок на острове Хольмен, где раньше располагалась датская военно-морская база. Моллер заявил, что заплатит за проект только если здание будет построено на этом месте.

Датское правительство было готово на все ради такого щедрого подарка и потому ни во что не вмешивалась на протяжении всех трех лет строительства. Ведь датские оперные артисты впервые получили возможность петь на собственной сцене, к тому же, построенной с учетом всех современных требований. До сих пор Королевская датская опера выступала на сцене Королевского датского театра, который был построен в 1874 году. Но накануне открытия скандал разгорелся нешуточный. В конце концов, сам Ларсен попытался смягчить шумиху. Он публично похвалил здание, назвав его «замечательным примером архитектуры». «Фасад, — сказал он дипломатично, — мог бы быть более открытым, но я попробую привыкнуть к этому. И вообще размолвки между архитектором и строителями — это нормально». Представители Моллера даже не пытались скрыть гнев, вызванный поведением Ларсена. В конце концов, дело публики — оценивать новую Оперу. Но для Дании это определенно крупнейшее культурное событие года.


Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость