Проектом в Гонконге недовольны все

Культурный комплекс в сердце одной из самых больших в мире естественных гаваней с четырьмя гигантскими музеями, четырьмя большими концертными залами и театрами, школой искусств и прочим — именно такой хотят построить власти Гонконга, которые уже одобрили проект Нормана Фостера и провели конкурс среди застройщиков. Но за несколько предрождественских недель проект вызвал серьезные споры — вплоть до уличных демонстраций, на которые вышли сотни протестующих. В драку вовлечены музеи с мировым именем и даже главы некоторых государств. Гонконг — самый оживленный транспортный центр Азии и ворота в Китай, что и вызвало споры главных музеев Европы и Америки, желающих получить место в комплексе. В октябре прошлого года в Гонконг прилетал даже президент Франции Жак Ширак, чтобы попросить гонконгских лидеров выбрать в качестве одного из четырех музеев парижский центр Жоржа Помпиду. Это тут же вызвало атаку конкурентов — особенно фонда Гуггенхайма и музея современного искусства из Нью-Йорка.

Собственно проект навеса лорда Фостера, который объединит все музеи под одной крышей, тоже не обошелся без критики. Его сторонники говорят, что он напоминает огромного дракона и станет символом города, сравнимым с Эйфелевой башней или сиднейской Оперой. Хулители предупреждают, что внизу от влаги может развиться парниковый эффект, а верхние панели может сдуть тайфун. Выдающийся американский инженер-конструктор Лесли Робертсон, работающий над проектом, тут же заявил, что эксперименты в аэродинамических тоннелях показали, что этих проблем можно избежать. Поскольку проект приобрел критиков в культурном сообществе, политики-популисты предложили продать землю стоимостью в целых $6 млрд застройщикам, а часть доходов от продажи направить на культурные и социальные программы.

Застройщики, которые являются наиболее влиятельным сегментом делового сообщества Гонконга, также оказались недовольны. Решение правительства выставить прошлым летом на тендер всю застройку полуострова как единственный проект означало, что только горстка самых богатых девелоперов могла представить свои предложения. Застройщики победнее хотели бы разделить проект на части, за которые они были бы в состоянии бороться.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость