Срочно требуется неповерхностный взгляд на проблемы реконструкции ВТЦ
По мнению экспертов, обнародованный на прошлой неделе, уже третий по счету, вариант проекта главного мемориала жертвам терактов 11 сентября в Нью-Йорке авторства архитектора Майкла Арада, стал теперь намного реалистичнее. Его центром по-прежнему остается так называемое «Отражение отсутствия» -- два неглубоких бассейна, на дне которых будут написаны имена жертв. Именно эта идея Арада понравилась в прошлом году жюри, состоявшему из 13 архитекторов и представителей общественности, и выбравшему этот проект из 5201 заявки, поступившей на конкурс. Бассейны займут место погибших башен-близнецов ВТЦ, их строительство начнется в 2006 году.
Кроме того, ландшафтный архитектор Питер Уокер, которого пригласили работать в паре с Арадом, намеревается засадить квадратный участок у бассейнов 300 дубами. В результате то, что Дэниель Либескинд предполагал сделать затонувшей лужайкой, Арад позже превратил в пустующую площадку, Уокер теперь преобразует в рощу.
Но интересно, что ни мемориал, ни другие наземные объекты, даже такие как грандиозный небоскреб Башни Свободы, не являются самой большой сложностью процесса реконструкции ВТЦ. Основное строительство там будет идти вниз. И основная на сегодняшний день проблема состоит в том, как уместить всю подземную инфраструктуру. Мемориальному центру, остаткам стен башен-близнецов, транспортной развязке и подземному тоннелю, торговым залам, пешеходным проходам, вентиляционным шахтам, шоссе, гаражам, погрузочным докам, складам трубопроводам и прочему, и прочему уже тесно на запланированных четырех подземных уровнях. Причем план каждого нижнего уровня представляет собой вовсе не зеркальное отражение предыдущего, там появляются совершенно новые объекты.
Под землей практически не остается ни одного свободного сантиметра. И даже за уже занятые сантиметры идет ожесточенная борьба.
Одним словом, чем дальше вниз, тем больше дров могут наломать проектировщики, отвечающие за разные объекты, если не договорятся. В результате стоимость строительства легко может перевалить за $2 млрд. Но даже при самом благоприятном исходе обойдется никак не дешевле $1,5 млрд.
Финансируют нью-йоркскую реконструкцию в основном компания Port Authority, которая владеет этим участком, застройщик Ларри Сильверстейн и специально созданная под этот проект девелоперская корпорация развития Нижнего Манхэттена, которая курирует мемориальные и культурные программы. Но кто из них и сколько должен заплатить за подземное строительство, пока неясно. Ведь очень многие объекты, принадлежащие на поверхности разным застройщикам, под землей имеют что-нибудь общее.
Кроме того, каждый объект диктует местоположение другого, тот, в свою очередь, следующего, и так далее. Архитекторы теперь вынуждены чудовищно изощряться, чтобы найти дополнительную площадь именно под землей.
Елена Рыбалтовская
Кроме того, ландшафтный архитектор Питер Уокер, которого пригласили работать в паре с Арадом, намеревается засадить квадратный участок у бассейнов 300 дубами. В результате то, что Дэниель Либескинд предполагал сделать затонувшей лужайкой, Арад позже превратил в пустующую площадку, Уокер теперь преобразует в рощу.
Но интересно, что ни мемориал, ни другие наземные объекты, даже такие как грандиозный небоскреб Башни Свободы, не являются самой большой сложностью процесса реконструкции ВТЦ. Основное строительство там будет идти вниз. И основная на сегодняшний день проблема состоит в том, как уместить всю подземную инфраструктуру. Мемориальному центру, остаткам стен башен-близнецов, транспортной развязке и подземному тоннелю, торговым залам, пешеходным проходам, вентиляционным шахтам, шоссе, гаражам, погрузочным докам, складам трубопроводам и прочему, и прочему уже тесно на запланированных четырех подземных уровнях. Причем план каждого нижнего уровня представляет собой вовсе не зеркальное отражение предыдущего, там появляются совершенно новые объекты.
Под землей практически не остается ни одного свободного сантиметра. И даже за уже занятые сантиметры идет ожесточенная борьба.
Одним словом, чем дальше вниз, тем больше дров могут наломать проектировщики, отвечающие за разные объекты, если не договорятся. В результате стоимость строительства легко может перевалить за $2 млрд. Но даже при самом благоприятном исходе обойдется никак не дешевле $1,5 млрд.
Финансируют нью-йоркскую реконструкцию в основном компания Port Authority, которая владеет этим участком, застройщик Ларри Сильверстейн и специально созданная под этот проект девелоперская корпорация развития Нижнего Манхэттена, которая курирует мемориальные и культурные программы. Но кто из них и сколько должен заплатить за подземное строительство, пока неясно. Ведь очень многие объекты, принадлежащие на поверхности разным застройщикам, под землей имеют что-нибудь общее.
Кроме того, каждый объект диктует местоположение другого, тот, в свою очередь, следующего, и так далее. Архитекторы теперь вынуждены чудовищно изощряться, чтобы найти дополнительную площадь именно под землей.
Елена Рыбалтовская