Лорду Фостеру перепали фунты от Стерлинга
Лондонский сигарообразный небоскреб Мэри-Экс, 30, построенный по проекту бюро «Фостер и партнеры» для швейцарской страховой компании «Суиз Ре», и больше известный как «Корнишон», выиграл приз Стерлинга размером в 20.000 фунтов стерлингов. Эту награду ежегодно вручает Королевский институт британских архитекторов за самое инновационное и лучше всех спроектированное здание британского архитектора, построенное в прошлом году. Приз Стерлинга считается чем-то вроде архитектурного эквивалента премии Тернера, вручаемой художникам, или Букера, которым отмечают писателей.
Не многие сомневаются, что Мэри-Экс, 30 - достойный победитель.
Кроме формы, которая эффектно изменила горизонт центрального Лондона, его новшество состоит еще и в обещании использовать относительно немного энергии по сравнению с обычными офисными зданиями. Эта башня первой преодолела «барьер высоты», существовавший в лондонском сити, и проложила путь многим другим небоскребам, которые там вот-вот появятся.
При этом Мэри-Экс, 30 все еще ждет арендаторов для заполнения большинства из 40 своих этажей. Самый значительный небоскреб Лондона пока не пользуется спросом, на который рассчитывали девелоперы и основной арендатор, компания «Суиз Ре». В здании теперь пустует примерно 50 процентов площадей, что означает 5 млн фунтов стерлингов недополученной арендной платы, по 35.000 фунтов в день.
Проблема частично заключается в том, что потенциальным серьезным арендаторам не нравится ассоциация здания преимущественно со «Суиз Ре» и анонимность другого названия здания по его адресу - Мэри-Экс, 30. Кроме того, башня спроектирована так, что воздух в нем циркулирует особенным образом, не позволяя заселять целые этажи. А крупные финансовые компании, на которых в качестве потенциальных арендаторов делалась основная ставка, предпочитают занимать достаточно большие площади, но на одном этаже, чтобы клиентам и служащим не приходилось пользоваться лифтом. К тому же, есть опасения, что ночная иллюминация здания делает его мишенью для террористов.
Впрочем, Мэри Экс 30 не единственное в Лондоне здание, столкнувшееся с нехваткой арендаторов. Около 18% офисных площадей в центре города пустуют, и предложение по-прежнему имеет тенденцию превышать спрос.
Возможно, получение премии подогреет интерес потенциальных арендаторов к «Суиз Ре», а возможно и нет. Если приводить исторические примеры, то Эмпайер Стейт Билдинг (Empire State Building), который был настоящим символом нью-йоркского Манхэттена, до второй мировой войны даже называли Empty State Building («Пустое здание штата»), потому что оно практически не было занято. А потом все коренным образом изменилось, и теперь это одно из самых желанных зданий Нью-Йорка.
Среди специалистов по лондонской недвижимости даже бытует шутка, что «Корнишон» со своей проблемой поиска арендаторов бросил слишком длинную тень на будущее нового поколения британских небоскребов.
Архитектурные традиционалисты в Англии, самым именитым из которых считается принц Чарльз, также всегда презирали «Суиз Ре» и то, что он олицетворяет, - радикальные формы, промышленные материалы, вторжение на городской горизонт, который, по их мнению, должен принадлежать исключительно классической архитектуре.
Зато эксперты из жюри конкурса сочли, что по оригинальности башне Фостера нет равных. «Корнишон», «конус» или «хвоя» расширяется по мере повышения и снова сужается у купола. Оно изгибается в каждой точке, блестит и отражает по всей высоте, создавая оптические эффекты, меняющиеся в зависимости от точки и времени обзора. Это здание, которое открывает для мировой архитектуры новые возможности.
Сегодня компьютерное проектирование и новые строительные материалы позволяют архитекторам создавать формы, невозможные прежде. Так, Гери воплотил в жизнь идеи живописного кубизма. Дэниель Либескинд - экспрессионизм начала 20-го столетия.
Но если многие образцы архитектуры последних лет тяготеют к вычурности, то Фостер и его команда создали нечто, очень близкое классической традиции. Его форму признал бы любой из архитекторов большой европейской традиции.
Интересно, что этот проект также вызвал к жизни дискуссию о работе архитектурного офиса. Действительно, кто может сейчас ответить на вопрос, здание ли это Нормана Фостера, или оно спроектировано одним из его партнеров, Кеном Шаттлуортом, например, который, уйдя от патрона, настаивает на своем авторстве? Фостер резко критикует эти инсинуации, но тем не менее, ситуация только напоминает о том, что здания редко являются работой одного проектировщика, это плод усилий множества людей.
За сорок лет своего существования «Фостер и Партнеры» достигли уровня мастерства, когда от них ожидают гораздо больше, чем от большинства их соперников. Хотя среди архитектуры, претендовавшей в этом году на приз Стерлинга, было множество достойных зданий, Фостер было фаворитом букмекеров 5:2, и даже выше. Ведь его бюро было представлено в списке финалистов еще одним объектом – лондонской бизнес-академией Бексли.
Впервые за девятилетнюю историю вручения приза Стерлинга судьи из Королевского института британских архитекторов было единодушны, и несмотря на сильную конкуренцию изящного Дублинского Шпиля Яна Ричи, Имперского военного музея в Манчестере Дэниеля Либескинда, художественного музея в австрийском Граце, построенного по проекту Питера Кука и Колин Фурнье, и пр., «Корнишон» стал безусловным победителем. Кстати, и самым дорогим -- $131 млн.
Одновременно с премией Стерлинга прошла и церемония вручения премии Стивена Лоуренса -- за лучшее здание с бюджетом менее 350.000 фунтов. Она досталась пляжному домику в Дандженесс в Кенте, спроектированному Саймоном Кондором, и построенному в ноябре прошлого года. Этот дом стал особенным даже в очень специфическом приморском городке, где рыбацкие хижины и дома-вагоны расположены под тенью нависающей над ними атомной электростанции. Эта награда учреждена в память убитого в 1993 году чернокожего подростка Стивена Лоуренса, который мечтал стать архитектором.
На церемонии представители королевского института британских архитекторов объявили также о своем решении приурочить к десятой годовщине вручения приза Стерлинга в следующем году телевизионное голосование за здание самое подходящее для разрушения.
В этом году президент института королевских архитекторов Джордж Фергюссон представил десятку таких архитектурных монстров, среди которых были, например, торговый центр Сен-Джеймс в Эдинбурге, «Мекка Бинго» в Данди, лондонские «Мондиал Хаус» и «Зисл Тауэр Отель» и прочие.
Так, городской административный центр в Карлайле, занявший в списке чудовищ, заслуживающих сноса, пятое место, представляет собой всего лишь обычный бетонный офисный блок, даже украшенный мозаикой. Таких в послевоенной Англии строилось множество. Проект 11-этажного административного корпуса был выбран в результате общенационального конкурса, на который было подано 200 заявок. Железобетонное здание за 820.000 фунтов с 755 окнами с двойным остеклением построили в марте 1964 года.
Не многие сомневаются, что Мэри-Экс, 30 - достойный победитель.
Кроме формы, которая эффектно изменила горизонт центрального Лондона, его новшество состоит еще и в обещании использовать относительно немного энергии по сравнению с обычными офисными зданиями. Эта башня первой преодолела «барьер высоты», существовавший в лондонском сити, и проложила путь многим другим небоскребам, которые там вот-вот появятся.
При этом Мэри-Экс, 30 все еще ждет арендаторов для заполнения большинства из 40 своих этажей. Самый значительный небоскреб Лондона пока не пользуется спросом, на который рассчитывали девелоперы и основной арендатор, компания «Суиз Ре». В здании теперь пустует примерно 50 процентов площадей, что означает 5 млн фунтов стерлингов недополученной арендной платы, по 35.000 фунтов в день.
Проблема частично заключается в том, что потенциальным серьезным арендаторам не нравится ассоциация здания преимущественно со «Суиз Ре» и анонимность другого названия здания по его адресу - Мэри-Экс, 30. Кроме того, башня спроектирована так, что воздух в нем циркулирует особенным образом, не позволяя заселять целые этажи. А крупные финансовые компании, на которых в качестве потенциальных арендаторов делалась основная ставка, предпочитают занимать достаточно большие площади, но на одном этаже, чтобы клиентам и служащим не приходилось пользоваться лифтом. К тому же, есть опасения, что ночная иллюминация здания делает его мишенью для террористов.
Впрочем, Мэри Экс 30 не единственное в Лондоне здание, столкнувшееся с нехваткой арендаторов. Около 18% офисных площадей в центре города пустуют, и предложение по-прежнему имеет тенденцию превышать спрос.
Возможно, получение премии подогреет интерес потенциальных арендаторов к «Суиз Ре», а возможно и нет. Если приводить исторические примеры, то Эмпайер Стейт Билдинг (Empire State Building), который был настоящим символом нью-йоркского Манхэттена, до второй мировой войны даже называли Empty State Building («Пустое здание штата»), потому что оно практически не было занято. А потом все коренным образом изменилось, и теперь это одно из самых желанных зданий Нью-Йорка.
Среди специалистов по лондонской недвижимости даже бытует шутка, что «Корнишон» со своей проблемой поиска арендаторов бросил слишком длинную тень на будущее нового поколения британских небоскребов.
Архитектурные традиционалисты в Англии, самым именитым из которых считается принц Чарльз, также всегда презирали «Суиз Ре» и то, что он олицетворяет, - радикальные формы, промышленные материалы, вторжение на городской горизонт, который, по их мнению, должен принадлежать исключительно классической архитектуре.
Зато эксперты из жюри конкурса сочли, что по оригинальности башне Фостера нет равных. «Корнишон», «конус» или «хвоя» расширяется по мере повышения и снова сужается у купола. Оно изгибается в каждой точке, блестит и отражает по всей высоте, создавая оптические эффекты, меняющиеся в зависимости от точки и времени обзора. Это здание, которое открывает для мировой архитектуры новые возможности.
Сегодня компьютерное проектирование и новые строительные материалы позволяют архитекторам создавать формы, невозможные прежде. Так, Гери воплотил в жизнь идеи живописного кубизма. Дэниель Либескинд - экспрессионизм начала 20-го столетия.
Но если многие образцы архитектуры последних лет тяготеют к вычурности, то Фостер и его команда создали нечто, очень близкое классической традиции. Его форму признал бы любой из архитекторов большой европейской традиции.
Интересно, что этот проект также вызвал к жизни дискуссию о работе архитектурного офиса. Действительно, кто может сейчас ответить на вопрос, здание ли это Нормана Фостера, или оно спроектировано одним из его партнеров, Кеном Шаттлуортом, например, который, уйдя от патрона, настаивает на своем авторстве? Фостер резко критикует эти инсинуации, но тем не менее, ситуация только напоминает о том, что здания редко являются работой одного проектировщика, это плод усилий множества людей.
За сорок лет своего существования «Фостер и Партнеры» достигли уровня мастерства, когда от них ожидают гораздо больше, чем от большинства их соперников. Хотя среди архитектуры, претендовавшей в этом году на приз Стерлинга, было множество достойных зданий, Фостер было фаворитом букмекеров 5:2, и даже выше. Ведь его бюро было представлено в списке финалистов еще одним объектом – лондонской бизнес-академией Бексли.
Впервые за девятилетнюю историю вручения приза Стерлинга судьи из Королевского института британских архитекторов было единодушны, и несмотря на сильную конкуренцию изящного Дублинского Шпиля Яна Ричи, Имперского военного музея в Манчестере Дэниеля Либескинда, художественного музея в австрийском Граце, построенного по проекту Питера Кука и Колин Фурнье, и пр., «Корнишон» стал безусловным победителем. Кстати, и самым дорогим -- $131 млн.
Одновременно с премией Стерлинга прошла и церемония вручения премии Стивена Лоуренса -- за лучшее здание с бюджетом менее 350.000 фунтов. Она досталась пляжному домику в Дандженесс в Кенте, спроектированному Саймоном Кондором, и построенному в ноябре прошлого года. Этот дом стал особенным даже в очень специфическом приморском городке, где рыбацкие хижины и дома-вагоны расположены под тенью нависающей над ними атомной электростанции. Эта награда учреждена в память убитого в 1993 году чернокожего подростка Стивена Лоуренса, который мечтал стать архитектором.
На церемонии представители королевского института британских архитекторов объявили также о своем решении приурочить к десятой годовщине вручения приза Стерлинга в следующем году телевизионное голосование за здание самое подходящее для разрушения.
В этом году президент института королевских архитекторов Джордж Фергюссон представил десятку таких архитектурных монстров, среди которых были, например, торговый центр Сен-Джеймс в Эдинбурге, «Мекка Бинго» в Данди, лондонские «Мондиал Хаус» и «Зисл Тауэр Отель» и прочие.
Так, городской административный центр в Карлайле, занявший в списке чудовищ, заслуживающих сноса, пятое место, представляет собой всего лишь обычный бетонный офисный блок, даже украшенный мозаикой. Таких в послевоенной Англии строилось множество. Проект 11-этажного административного корпуса был выбран в результате общенационального конкурса, на который было подано 200 заявок. Железобетонное здание за 820.000 фунтов с 755 окнами с двойным остеклением построили в марте 1964 года.