Cemex поставила бедную «Мэри» на цементный якорь
Судно «Мэри Нур» застряло в портах Мексики уже более чем на два месяца. Команде запрещают разгружать российский цемент, на который таможенные власти наложили эмбарго. 41 члену команды корабля, пришедшего под флагом Панамы, среди которых филиппинцы, хорваты и британцы, неделю отказывали в пресной воде и допрашивали полицейские.
Иорданская компания CTI, которая зафрахтовала «Мэри Нур» теряет около $30.000 в день. Владельцы «Мэри Нур» жалуются на то, что в Мексике только декларируют свободную торговлю, а на самом деле одна или две крупные компании заправляют там всем.
В самом деле, местные производители, в том числе третья в мире цементная компания Cemex, сочли более безопасным держать импортный цемент подальше от своего рынка.
Cemex признает, что мексиканский цемент дороже, чем в большинстве других стран, и только немного дешевле американского. Но компания винит в этом дороговизну энергии, рабочей силы, транспорта и другие затраты, а также отсутствие в Мексике правительственных субсидий, которыми пользуются многие иностранные производители.
В свою очередь в компании CDM из Монтеррея, которая пыталась импортировать российский цемент, ссылаются на то, что даже с учетом затрат на доставку цемента через полмира, российский товар дешевле. Они купили 27.000 тонн цемента в Новороссийске по международным расценкам -- $42 за тонну, и отправили его в Мексику по расценкам $30 за тонну. В результате цена в $72 за тонну оказалась все же значительно ниже средней цены оптового цемента в Мексике -- $115 за тонну.
Впрочем, Cemex сомневается в этой цифре, так как портовые пошлины повысили бы цену импортного цемента до $105. К тому же, говорят там, если это так дешево, зачем производить что-нибудь в Мексике вообще?
Поначалу Cemex решительно отрицала, что ее обращение в суд имеет коммерческие мотивы. Компания якобы приняла меры, потому что судно должно было работать как плавающий терминал в порту залива Тампико, что затруднило бы навигацию и помешало бы судам использовать собственный терминал Cemex.
Но в свое время Cemex даже оказывала давление на поставщиков, чтобы они не продавали ничего CDM. Одним из аргументов Мексиканской национальной цементной палаты, самым влиятельным из пяти членов которой является все та же Cemex, стало то, что CDM не имеет лицензии на импорт, так как не имеет склада. CDM зафрахтовал построенное в 1972 году судно, чтобы освободиться от постоянного терминала. С 1984 году судно в основном использовалось как плавучий терминал, перевозя ежегодно до 500 000 тонн цемента.
Цементная палата Мексики теперь утверждает, что все, чего она добивается, это соблюдение интересов местной промышленности. А «для удовлетворения внутреннего спроса нет никакой необходимости импортировать цемент из-за рубежа».
Впрочем, как утверждают критики монополий, такое положение вещей нормально для Мексики. В качестве примера они ссылаются на то, что в стране две основные авиалинии до сих пор принадлежат одному холдингу. А бывшей до недавнего времени монопольным оператором сотовой связи компании Telmex по-прежнему принадлежит более 90 % телефонного рынка Мексики.
Елена Рыбалтовская
Иорданская компания CTI, которая зафрахтовала «Мэри Нур» теряет около $30.000 в день. Владельцы «Мэри Нур» жалуются на то, что в Мексике только декларируют свободную торговлю, а на самом деле одна или две крупные компании заправляют там всем.
В самом деле, местные производители, в том числе третья в мире цементная компания Cemex, сочли более безопасным держать импортный цемент подальше от своего рынка.
Cemex признает, что мексиканский цемент дороже, чем в большинстве других стран, и только немного дешевле американского. Но компания винит в этом дороговизну энергии, рабочей силы, транспорта и другие затраты, а также отсутствие в Мексике правительственных субсидий, которыми пользуются многие иностранные производители.
В свою очередь в компании CDM из Монтеррея, которая пыталась импортировать российский цемент, ссылаются на то, что даже с учетом затрат на доставку цемента через полмира, российский товар дешевле. Они купили 27.000 тонн цемента в Новороссийске по международным расценкам -- $42 за тонну, и отправили его в Мексику по расценкам $30 за тонну. В результате цена в $72 за тонну оказалась все же значительно ниже средней цены оптового цемента в Мексике -- $115 за тонну.
Впрочем, Cemex сомневается в этой цифре, так как портовые пошлины повысили бы цену импортного цемента до $105. К тому же, говорят там, если это так дешево, зачем производить что-нибудь в Мексике вообще?
Поначалу Cemex решительно отрицала, что ее обращение в суд имеет коммерческие мотивы. Компания якобы приняла меры, потому что судно должно было работать как плавающий терминал в порту залива Тампико, что затруднило бы навигацию и помешало бы судам использовать собственный терминал Cemex.
Но в свое время Cemex даже оказывала давление на поставщиков, чтобы они не продавали ничего CDM. Одним из аргументов Мексиканской национальной цементной палаты, самым влиятельным из пяти членов которой является все та же Cemex, стало то, что CDM не имеет лицензии на импорт, так как не имеет склада. CDM зафрахтовал построенное в 1972 году судно, чтобы освободиться от постоянного терминала. С 1984 году судно в основном использовалось как плавучий терминал, перевозя ежегодно до 500 000 тонн цемента.
Цементная палата Мексики теперь утверждает, что все, чего она добивается, это соблюдение интересов местной промышленности. А «для удовлетворения внутреннего спроса нет никакой необходимости импортировать цемент из-за рубежа».
Впрочем, как утверждают критики монополий, такое положение вещей нормально для Мексики. В качестве примера они ссылаются на то, что в стране две основные авиалинии до сих пор принадлежат одному холдингу. А бывшей до недавнего времени монопольным оператором сотовой связи компании Telmex по-прежнему принадлежит более 90 % телефонного рынка Мексики.
Елена Рыбалтовская