Италии пока не нужна пластика
Итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони любит напомнить международной общественности, что Италии принадлежит более чем значительная часть всемирного культурного наследия. Но, несмотря на богатство итальянских музеев, среди них пока нет равных по масштабу Лувру или Британскому музею. Поэтому господин Берлускони решил изменить это положение вещей.
Он предлагает вдвое увеличить знаменитую галерею Уффици во Флоренции. Проект стоимостью в 60 млн евро ($72 млн) должен к 2006 году увеличить площадь экспозиции с 6.000 до 13.000 м2. Археологические работы уже ведутся, но строительство не начнется раньше конца нынешнего года.
Хотя Берлускони очень стремится представить проект как свой собственный, деньги на реконструкцию были фактически выделены еще прошлым правительством. Идея же расширить выставочные площади одной из самых знаменитых художественных галерей мира вынашивается и согласовывается со времен окончания Второй мировой войны. Основной сложностью реконструкции было то, что подковообразное здание Уффици само по себе является памятником архитектуры — оно было сооружено в 1560 году архитектором и художником, первым историком искусства Джорджо Вазари.
В настоящее время только второй этаж, где показаны картины эпохи Возрождения, является открытым для публики. Первый этаж отводился для правительственных учреждений Флорентийской республики (отсюда и название Uffizi — то есть попросту «офисы»), а второй — для собранной семейством Медичи богатейшей художественной коллекции.
На сегодняшний день все чертежи и проекты — плод напряженной девятимесячной работы команды архитекторов — полностью согласованы и утверждены, и остается только найти подрядчика, который возьмется их реализовать. Основная идея проекта «Новые Уффици» состоит в выводе с первого этажа здания флорентийских архивов и переоборудовании их в выставочные залы.
Число посетителей галереи постоянно растет с конца 1950-х, когда музей ежедневно посещали около 280 человек. Сегодня эта цифра выросла до 4500. После расширения власти планируют принимать до 7000 посетителей в день.
Еще в конце 1990-х международный конкурс выиграл японский архитектор Арата Исодзаки, который предлагал соорудить похожую на навес структуру из современных и старинных материалов. Но тот проект был отклонен, и решили, что оригинальное здание галереи не будет значительно изменено. Тем не менее, вокруг проекта по-прежнему кипят страсти. Реконструкция Уффици, как и венецианской галереи Академии и миланской галереи «Брера» — сердцевина культурной политики кабинета Берлускони. Она направлена на то, чтобы упрочить позиции Италии в роли центра европейского культурного туризма.
Но в апреле в стране появилась новая политическая сила — партия красоты. Ее лозунг звучит как «Эстетика сначала, этика потом», а возглавляет новую партию недавний помощник министра культуры Италии, бывший профессор истории искусств Витторио Сгарби, благодаря которому как раз и «зарубили» проект Исодзаки. Партия красоты требует прекратить безудержную застройку и остановить ненужное новое строительство в городах. На первом же плакате новой партии премьер-министр Берлускони, сделавший себе недавно пластическую операцию и удаливший морщины и мешки под глазами, изображен рядом со Сгарби, который по причине своей молодости в подобных операциях пока не нуждается. Подпись гласит: «Нам не нужны «подтяжки». Просто граждане должны взять на себя ответственность за свои города, защищая их от недобросовестных бюрократов, вообразивших себя не хранителями, но хозяевами общественного достояния. Одним из примеров такого произвола и насилия над архитектурным наследием члены партии красоты считают как раз планы расширения флорентийской Уффици.
Елена Рыбалтовская
Он предлагает вдвое увеличить знаменитую галерею Уффици во Флоренции. Проект стоимостью в 60 млн евро ($72 млн) должен к 2006 году увеличить площадь экспозиции с 6.000 до 13.000 м2. Археологические работы уже ведутся, но строительство не начнется раньше конца нынешнего года.
Хотя Берлускони очень стремится представить проект как свой собственный, деньги на реконструкцию были фактически выделены еще прошлым правительством. Идея же расширить выставочные площади одной из самых знаменитых художественных галерей мира вынашивается и согласовывается со времен окончания Второй мировой войны. Основной сложностью реконструкции было то, что подковообразное здание Уффици само по себе является памятником архитектуры — оно было сооружено в 1560 году архитектором и художником, первым историком искусства Джорджо Вазари.
В настоящее время только второй этаж, где показаны картины эпохи Возрождения, является открытым для публики. Первый этаж отводился для правительственных учреждений Флорентийской республики (отсюда и название Uffizi — то есть попросту «офисы»), а второй — для собранной семейством Медичи богатейшей художественной коллекции.
На сегодняшний день все чертежи и проекты — плод напряженной девятимесячной работы команды архитекторов — полностью согласованы и утверждены, и остается только найти подрядчика, который возьмется их реализовать. Основная идея проекта «Новые Уффици» состоит в выводе с первого этажа здания флорентийских архивов и переоборудовании их в выставочные залы.
Число посетителей галереи постоянно растет с конца 1950-х, когда музей ежедневно посещали около 280 человек. Сегодня эта цифра выросла до 4500. После расширения власти планируют принимать до 7000 посетителей в день.
Еще в конце 1990-х международный конкурс выиграл японский архитектор Арата Исодзаки, который предлагал соорудить похожую на навес структуру из современных и старинных материалов. Но тот проект был отклонен, и решили, что оригинальное здание галереи не будет значительно изменено. Тем не менее, вокруг проекта по-прежнему кипят страсти. Реконструкция Уффици, как и венецианской галереи Академии и миланской галереи «Брера» — сердцевина культурной политики кабинета Берлускони. Она направлена на то, чтобы упрочить позиции Италии в роли центра европейского культурного туризма.
Но в апреле в стране появилась новая политическая сила — партия красоты. Ее лозунг звучит как «Эстетика сначала, этика потом», а возглавляет новую партию недавний помощник министра культуры Италии, бывший профессор истории искусств Витторио Сгарби, благодаря которому как раз и «зарубили» проект Исодзаки. Партия красоты требует прекратить безудержную застройку и остановить ненужное новое строительство в городах. На первом же плакате новой партии премьер-министр Берлускони, сделавший себе недавно пластическую операцию и удаливший морщины и мешки под глазами, изображен рядом со Сгарби, который по причине своей молодости в подобных операциях пока не нуждается. Подпись гласит: «Нам не нужны «подтяжки». Просто граждане должны взять на себя ответственность за свои города, защищая их от недобросовестных бюрократов, вообразивших себя не хранителями, но хозяевами общественного достояния. Одним из примеров такого произвола и насилия над архитектурным наследием члены партии красоты считают как раз планы расширения флорентийской Уффици.
Елена Рыбалтовская