Нью-йоркский проект и его берлинские уроки

13 апреля фирма Davis Brody Bond получила подряд на строительство мемориала на участке ВТЦ в Нью-Йорке.

Компания была выбрана Корпорацией Развития Нижнего Манхэттена и будет работать вместе с архитектором Майклом Арадом и ландшафтным архитектором Питером Уолкером, выигравшими в начале года соответствующий конкурс со своим проектом «Отражение Отсутствия». В Davis Brody Bond около 90 сотрудников, 20-30 из которых будут заняты на строительстве мемориала. Интересно, что проектированием нового ВТЦ в основном занимались белые, тогда как оба руководителя Davis Brody Bond — чернокожие. Корпорация Развития Нижнего Манхэттена также одобрила контракт на $45 млн со строительной компанией Gilbane на демонтаж 40-этажного здания рядом с Нулевым участком.

Все эти решения были внесены в заключительный экологический документ, принятый правлением компании на ежемесячной встрече. В нем учтены 671 комментарий и критические замечания, поступившие от 330 частных лиц и организаций. Теперь предстоит не менее десятилетия строительных работ на участке Всемирного торгового центра, а значит, неизбежные неудобства для горожан, и особенно жителей прилегающих кварталов. Грандиозное строительство в центре Манхэттена по плану должно продлиться до 2015 года, и до тех пор им придется мириться с существенным увеличением транспортного потока, шумом и пылью.

Чтобы экономить энергию и уменьшать предсказанную угрозу качеству воды, решено строить индивидуальные башенные охладители и ТЭЦ, чтобы обеспечивать энергией Башню Свободы и другие строения на участке. Кроме того, будет больше открытых площадей, чем планировалось первоначально — вокруг нового транспортного центра и мемориала — всего около 5,6 акров. Хотя это все-таки на 1,8 акров меньше, чем было в комплексе прежнего ВТЦ.
В следующем месяце общественные комментарии по поводу проекта вновь будут выслушаны, а затем будет принято окончательное экологическое обоснование проекта, описание которого уже составляет не менее 2000 страниц.

Эти события вновь подогрели интерес прессы к главным фигурам процесса перестройки ВТЦ, и в первую очередь, к Даниелю Либескинду, отвечающему за генеральный план участка.
Критики оживленно комментируют прежние архитектурные успехи Либескинда — в частности, его знаменитый Еврейский музей в Берлине, посвященный 2000 лет жизни евреев в Германии. Одетое в цинк здание в форме зигзага интерпретировалось Либескиндом как фактический мемориал жертвам холокоста. Изобретенная архитектором в этом проекте риторика страданий и бедствий оказалась легко применимой не только к евреям в Германии, но и к жителям Нью-Йорка, поэтому в генеральном плане Нулевого участка Либескинд использовал почти те же визуальные образы.

Проекты Либескинда даже рекламировали друг друга: модель для ВТЦ выставлялась в Еврейском музее, а успех музея не в последнюю очередь повлиял на выбор проекта в конкурсе для нью-йоркской застройки. И в Берлине, и в Нью-Йорке внешний облик зданий оказался важнее их содержимого.

Архитектурный конкурс в Берлине провели в конце 1980-х — нужно было спроектировать расширение тогдашнего городского музея Западного Берлина, где должны были располагаться театр и музей костюма, и только 30% помещений отводилось для еврейской экспозиции. Либескинд победил, хотя его проект совершенно игнорировал функцию (для платьев там не было места), зато умно эксплуатировал назревшую политическую возможность. В Берлине с начала 1970-х говорили о создании нового еврейского музея. Последний открылся за неделю до прихода к власти Гитлера и впоследствии был закрыт нацистами. Поэтому комплекс вины и желание сделать Берлин после воссоединения новой культурной столицей сыграли на руку идее Либескинда.

Свой проект он назвал «деконстуктивистской звездой Давида». Здание было открыто пустым в 1999 году. Почти 350.000 человек захотели посмотреть на него прежде, чем там появится какая-нибудь экспозиция. Многие размышляли о том, не лучше ли и вовсе оставить музей пустым, как скульптурный мемориал жертвам холокоста.

Теперь берлинские уроки предлагается внимательно изучить застройщикам в Нью-Йорке. Искушения популизма сильны. А «качество» посещения труднее обеспечить, чем простое арифметическое количество человеческих тел, проходящих через дверь музея или мемориала.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость