Театр-Медуза
Обозреватель Guardian Джонатан Гланси рассуждает о мусорной архитектуре
«Что для одного хлам, для другого сокровище», -- говорит Мартин Калтвассер, немецкий архитектор и художник-концептуалист, который заканчивает строительство в Лондоне театра Медузы, расположенного в десяти минутах ходьбы от знаменитого театра Глоб, символа легендарной шекспировской эпохи, заново выстроенного на прежнем месте на берегу Темзы.
Театр Медузы, который открывается на этой неделе, построен из мусора, найденного на рынках, лесозаготовках и стройплощадках, из выброшенной школьной мебели, дверей, переработанных гвоздей и в значительной степени лома, безвозмездно предоставленного местными жителями и фирмами. Все желающие могли пожертвовать материалы и даже помочь со строительством по призыву кино- и театральной компании «Красная комната».
Всего несколько недель назад сотни поддонов служили вместилищем для овощей и фруктов на рынке Ковент Гарден. Но оказались дешевым, прочным и эстетичным материалом, превратившись в стены. Некоторые из них были оставлены как есть, другие обили листами фанеры, чтобы не пропускать дождь и обеспечить непроницаемость для света, необходимую в аудитории.
Берлинский архитектор Калтвассер вместе со своей женой и бизнес-партнером Фольке Кебберлинг строят, фактически, первый британский целиком функциональный театр, полностью сделанный из переработанных материалов. У здания есть прочная основная стальная конструкция, контролирующая ее структуру, однако все остальное импровизировано – поддон здесь, лист фанеры там, немного МДФ наверху.
Театр на сто двадцать мест, который полностью соответствует требованиям строительных, противопожарных стандартов и правил техники безопасности, обречен на мимолетную жизнь. Там уже репетируют две пьесы на экологические темы, которые пройдут с 26 августа по 9 октября. После чего «Медуза» будет демонтирована, и ее переработанные компоненты пойдут в переработку -- снова и снова.
Общая концепция театра Медузы уже получила название «тотального театра»: драматурги были связаны идеей, в то время как архитекторы, в свою очередь, прочитали их пьесы. Здание непосредственно – и на уровне идеи, и за счет способа строительства – является частью игры.
Это не только бесплатные материалы, но время и усилия безработных архитекторов, а также плотников и людей, которые приходили с улицы во время обеденного перерыва. Всего 81 доброволец отработал 4200 часов за девять недель строительства. Были пожертвованы восемьсот поддонов и 750 квадратных метров фанеры и другого листового материала.
Были, правда, условия. В приглашении к участию было категорически указано, что на территории недопустимы наркотики или алкоголь.
Конечно, в идее строительства из бросовых материалов нет ничего нового. Люди (и животные) всегда делали это. В 1960-е был настоящий бум самостроя, в котором отметились все тогдашние движения альтернативного образа жизни. Возникли даже две отдельные школы – жилища из найденных материалов и безделиц; и здания, созданные местными жителями совместно, но с соблюдением правил формального архитектурного дизайна.
Последние включали жилищные программы, начатые архитекторами вроде Уолтера Сигала, британского архитектора швейцарского происхождения, который развивал систему сборных зданий из древесины, построенных местными жителями по его простым изящным проектам. В 1970-х четыре таких схемы были построены в лондонском Льюсхэме, на территориях, не годных для обычных муниципальных домов. Сегодня дома Сигала очень популярны.
Альтернативой стилю Сигала были дома хиппи, которые возникали в альтернативных сообществах, особенно в Калифорнии. Такие жилища могли быть построены из чего угодно. Их дух живет и сегодня. Скрытые в английской сельской местности, эти простые убежища, сделанные из орешника и ивы, холста и других естественных материалов, являются частью прекрасной традиции независимого и экологичного проживания. Пресса сообщает о том, что в разбитых по периметру Лондона лагерях неуклонно растет число жителей пригородной зоны, которые не могут позволить себе недвижимость в столице.
Калтвассер получил обычное архитектурное образование, работал в архитектурных компаниях. Но в 1989 году в центре Берлина он построил свой первый дом из бросовых материалов. Он ожидал, что местные жители возненавидят его. Этого не произошло. Наоборот, Калтвассер стал популярен.
С тех пор он вместе с женой построил несколько замечательных зданий в той же манере. Два года назад центр искусств Wysing, около Кембриджа, заказал ему Amphis, большой дом, собранный всего за шесть недель сорока добровольцами. Используемое для неофициальных встреч и непосредственных событий, здание было сделано из материалов, выброшенных Кембриджским университетом.
Пара также построила в 2008 году в Цюрихе социальный центр и суповую кухню Werdplatz-palais, бок о бок с фондовой биржей. По истечении трех месяцев, которые власти отпустили ей на существование, структура была демонтирована и переработана в игровую площадку для детей местных иммигрантов, которые помогли ее строить. В конце 2008 года ее тоже не стало.
Почему «Медуза»? «Люди немного опасаются медуз, — говорит Калтвассер.— Но они хрупкие существа. Им нужна чистая вода, которую мы, люди, делаем грязной. Они приходят и уходят». Так же как эти здания.
«Что для одного хлам, для другого сокровище», -- говорит Мартин Калтвассер, немецкий архитектор и художник-концептуалист, который заканчивает строительство в Лондоне театра Медузы, расположенного в десяти минутах ходьбы от знаменитого театра Глоб, символа легендарной шекспировской эпохи, заново выстроенного на прежнем месте на берегу Темзы.
Театр Медузы, который открывается на этой неделе, построен из мусора, найденного на рынках, лесозаготовках и стройплощадках, из выброшенной школьной мебели, дверей, переработанных гвоздей и в значительной степени лома, безвозмездно предоставленного местными жителями и фирмами. Все желающие могли пожертвовать материалы и даже помочь со строительством по призыву кино- и театральной компании «Красная комната».
Всего несколько недель назад сотни поддонов служили вместилищем для овощей и фруктов на рынке Ковент Гарден. Но оказались дешевым, прочным и эстетичным материалом, превратившись в стены. Некоторые из них были оставлены как есть, другие обили листами фанеры, чтобы не пропускать дождь и обеспечить непроницаемость для света, необходимую в аудитории.
Берлинский архитектор Калтвассер вместе со своей женой и бизнес-партнером Фольке Кебберлинг строят, фактически, первый британский целиком функциональный театр, полностью сделанный из переработанных материалов. У здания есть прочная основная стальная конструкция, контролирующая ее структуру, однако все остальное импровизировано – поддон здесь, лист фанеры там, немного МДФ наверху.
Театр на сто двадцать мест, который полностью соответствует требованиям строительных, противопожарных стандартов и правил техники безопасности, обречен на мимолетную жизнь. Там уже репетируют две пьесы на экологические темы, которые пройдут с 26 августа по 9 октября. После чего «Медуза» будет демонтирована, и ее переработанные компоненты пойдут в переработку -- снова и снова.
Общая концепция театра Медузы уже получила название «тотального театра»: драматурги были связаны идеей, в то время как архитекторы, в свою очередь, прочитали их пьесы. Здание непосредственно – и на уровне идеи, и за счет способа строительства – является частью игры.
Это не только бесплатные материалы, но время и усилия безработных архитекторов, а также плотников и людей, которые приходили с улицы во время обеденного перерыва. Всего 81 доброволец отработал 4200 часов за девять недель строительства. Были пожертвованы восемьсот поддонов и 750 квадратных метров фанеры и другого листового материала.
Были, правда, условия. В приглашении к участию было категорически указано, что на территории недопустимы наркотики или алкоголь.
Конечно, в идее строительства из бросовых материалов нет ничего нового. Люди (и животные) всегда делали это. В 1960-е был настоящий бум самостроя, в котором отметились все тогдашние движения альтернативного образа жизни. Возникли даже две отдельные школы – жилища из найденных материалов и безделиц; и здания, созданные местными жителями совместно, но с соблюдением правил формального архитектурного дизайна.
Последние включали жилищные программы, начатые архитекторами вроде Уолтера Сигала, британского архитектора швейцарского происхождения, который развивал систему сборных зданий из древесины, построенных местными жителями по его простым изящным проектам. В 1970-х четыре таких схемы были построены в лондонском Льюсхэме, на территориях, не годных для обычных муниципальных домов. Сегодня дома Сигала очень популярны.
Альтернативой стилю Сигала были дома хиппи, которые возникали в альтернативных сообществах, особенно в Калифорнии. Такие жилища могли быть построены из чего угодно. Их дух живет и сегодня. Скрытые в английской сельской местности, эти простые убежища, сделанные из орешника и ивы, холста и других естественных материалов, являются частью прекрасной традиции независимого и экологичного проживания. Пресса сообщает о том, что в разбитых по периметру Лондона лагерях неуклонно растет число жителей пригородной зоны, которые не могут позволить себе недвижимость в столице.
Калтвассер получил обычное архитектурное образование, работал в архитектурных компаниях. Но в 1989 году в центре Берлина он построил свой первый дом из бросовых материалов. Он ожидал, что местные жители возненавидят его. Этого не произошло. Наоборот, Калтвассер стал популярен.
С тех пор он вместе с женой построил несколько замечательных зданий в той же манере. Два года назад центр искусств Wysing, около Кембриджа, заказал ему Amphis, большой дом, собранный всего за шесть недель сорока добровольцами. Используемое для неофициальных встреч и непосредственных событий, здание было сделано из материалов, выброшенных Кембриджским университетом.
Пара также построила в 2008 году в Цюрихе социальный центр и суповую кухню Werdplatz-palais, бок о бок с фондовой биржей. По истечении трех месяцев, которые власти отпустили ей на существование, структура была демонтирована и переработана в игровую площадку для детей местных иммигрантов, которые помогли ее строить. В конце 2008 года ее тоже не стало.
Почему «Медуза»? «Люди немного опасаются медуз, — говорит Калтвассер.— Но они хрупкие существа. Им нужна чистая вода, которую мы, люди, делаем грязной. Они приходят и уходят». Так же как эти здания.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2010 год в рубрике проектир.