Интерьерная сказка из стекла
История витражей исчисляется веками, но и сегодня их появление в интерьерах подчеркивает тонкий вкус и означает движение в русле модных дизайнерских тенденций.
Стекло уже давно и прочно вошло в интерьеры любого дома. И это не случайно – оно обладает уникальной способностью зрительно увеличивать пространство, создавая ощущение простора в доме. Знание законов сочетания стекол и зеркал различных конструкций и цветов помогает зрительно раздвинуть границы помещения. А благодаря различным технологиям обработки и декорирования стекло обеспечивает иллюзию многосложного пространства – на это способны стеклянные перегородки, особым образом расположенные в доме. Матированные, тонированные, полупрозрачные – стекла становятся легким инструментом, позволяющим воплощать свободную дизайнерскую мысль.
К тому же из стекла сегодня возможно создание практически любой декоративной детали – от элементарных перегородок и ширм до изящных люстр, плафонов и бра, от подвесных потолков до вставок в мебель: буфетов, шкафов, столешниц.
Рассказывая о концепции использования стекла в интерьере, известный российский архитектор Татьяна Романова подчеркивает, что стекло обладает уникальными свойствами – оно многолико и разнообразно. Ни на что другое заменить его часто просто невозможно – для него всегда есть ниша в архитектуре. В создании образа современной жизни стекло также весьма символично – светлые помещения, прозрачные перегородки, возможность не отделывать имеющиеся конструкции, а лишь скрыть их за стеклом и, подобно космическим путешественникам, через стеклянную призму наблюдать за изменением пространства.
Особая тема – витражи. Витраж является универсальным декоративным элементом, а его рисунок может подойти к любому архитектурному стилю, будь то холодный хай-тек или уютная классика.
Витраж органично смотрится в любом интерьере, главное — правильно подобрать его тематику и технологию исполнения. Витражи идеально вписываются в интерьеры стиля арт-деко и арт-нуво – декоративное и орнаментальное направление модерна. Интерьер в стиле арт-нуво является гармоничным сочетанием самых различных материалов и способов декорирования, таких как металл, камень, дерево, стекло, обои, роспись, витраж, зеркала. Для подобных интерьеров в витражах характерно использование растительных орнаментов и абстракций.
Уникальные характеристики витража особенно интересны в жилом интерьере. Сохраняя прозрачность, ими можно украсить окна или межкомнатные перегородки, изящно скрыв помещение от посторонних взоров.
Исторически витражи исполняют функцию окон, играя светом и придавая помещению особую атмосферу. Сегодня, благодаря расширению возможностей их применения в архитектуре, витражи могут быть рассчитаны как на естественное солнечное, так и на искусственное электрическое освещение. Незаменимым предметом дизайна станет витраж для интерьерных гурманов в загородных домах и зимних садах. Сочетаясь с обилием света и окружающей зелени, витражи придадут дому особую изысканность. Даже в холодное время года дом будет казаться солнечным, ярким и живым.
Для естественного освещения характерно использование витражей на окнах и в перегородках. Если игру света решено создать с помощью электрического освещения, с помощью витражной технологии могут быть оформлены навесные потолки, люстры, бра. Сегодня фантазия дизайнеров шагнула далеко вперед, создавая с помощью стекла различные элементы мебели, которые могут быть расписаны на любой, даже самый привередливый вкус заказчика. Особенно красиво смотрятся витражи при использовании светодиодов разного цвета и мощности.
Однако при использовании в доме витражных светильников нужно учесть несколько нюансов. Например, потолочный витражный фонарь скорее украсит, чем осветит комнату, так как процент света, проходящий через цветное стекло, достаточно мал. Слишком мощный свет убьет цветность, а недостаточно яркий не передаст эффект прозрачности стекла. Галогеновые лампы долговечны, экономичны, но при этом дают узконаправленный световой пучок. Лампы накаливания применяют гораздо чаще, но при этом устанавливать их нужно так, чтобы прямые лучи света не «пробивали» и не обесцвечивали стекло. Люминесцентные источники света в разы экономичнее ламп накаливания, при этом и служат дольше, и обладают богатой цветовой гаммой. Нужный цвет ламп подбирается в зависимости от гаммы витражного стекла: теплый – к теплому, холодный – холодному.
Если стекло имеет матовую фактуру, светильники могут быть установлены прямо под ним в специальном крепеже. Если же материал прозрачен, то для эффекта рассеянного света их лучше расположить по периметру.
Планируя витражное украшение потолка, самым простым способом станет размещение фонаря в уже готовой конструкции, например в подвесном потолке. Для этого достаточно лишь заменить гипсокартонные секции прозрачными витражами. При этом для таких конструкций лучше использовать легкий полупрозрачный пластик, так как металлические каркасы, рассчитанные на гипсокартон, могут не выдержать вес стекла.
В офисных интерьерах дизайнеры также находят интересные применения витражам. Они могут нести как исключительно декоративную функцию: украшать дверцы офисных перегородок и шкафов, фасады мебели, потолки, часы, светильники, панно и картины, так и иметь практическое значение. Например, заменять стекла в дверях и перегородках, разделяя пространство и скрывая от посторонних глаз переговорные кабинеты или комнаты руководства. Стильно смотрятся виражи также в лестничных проемах и ограждениях.
Разнообразные техники создания витражей позволяют воплощать в жизнь самые яркие идеи, создавая уникальное произведение интерьерного искусства. К тому же использование витражей в рабочих помещениях не только придает изысканности интерьеру, но и повышают настроение сотрудников за счет яркости и оригинальности.
Из-за технологической сложности создания витражи считаются достаточно дорогостоящими элементы дизайна интерьера. Стоимость витража зависит от его размера и сложности эскиза. Основную роль играет качество и класс стекла. Кроме стекла может применяться фацет, литые элементы, росписи с обжигом, горный хрусталь, за счет которых увеличивается стоимость всего произведения.
Классические витражи – самые дорогостоящие и могут обойтись заказчику порядка 1000 евро за квадратный метр. Однако сегодня компании предлагают и менее затратные варианты фальшвитражей. Они уступают по красоте и глубине цвета витражам, сделанным по классическим технологиям, однако стоят вдвое меньше. Фальшвитраж делается на листовом или акриловом стекле методом наклейки на него многослойных цветных лавсановых пленок. Еще одной современной технологией создания витражей является фьюзинг, где на стеклянный лист выкладывают кусочки стекол, проволоку, гранулы и другие элементы витража, а затем спекается в печах. Витражи фьюзинг могут украшать самые разнообразные декоративные объекты: зеркала, двери, элементы мебели, светильники, люстры, бра, межкомнатные перегородки, часы, вазы, оконные стекла, а также конструкции с применением больших стеклянных поверхностей, такие как зимние сады и павильоны. Стоимость витража в технике фьюзинг – от 800 евро за квадрат.
Необычные стеклянные конструкции получаются также из муранского стекла. Изделия из муранского стекла – это образец изысканности и утонченности, а искусная ручная работа итальянских мастеров добавляет в любой интерьер роскоши и нарядности, поражает красотой и изяществом, высоко ценится во всем мире за свою уникальность. Сегодня существует множество подражателей муранского стекла, где вместо стеклодувной технологии используется отливка. В металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления, заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла.
Наиболее простая и финансово приемлемая форма витража – витраж в технике пескоструйной гравировки. Они выполнены при помощи специального аппарата и набора трафаретов. Пескоструйным способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом, матированный фон и рисунок со штрихом различной интенсивности. Такой витраж обходится покупателям, в среднем, от 300 евро за квадратный метр.
Как показывает практика, архитектор, строитель и художник часто говорят на разных языках, а их представления о прекрасном зачастую абсолютно противоположные. Художник-витражист в индивидуальной работе принимает решение, полагаясь на свой творческий опыт. Дизайнер хочет видеть витраж лишь как дополнение к своему интерьерному проекту, а строителя интересует практическое удобство и сложность монтажа конструкции. Поэтому основной задачей организатора процесса обустройства дома или офиса становится поиск консенсуса в разрозненности мнений.
Необходимо учесть несколько нюансов. Цветное стекло частично поглощает свет, а значит, затемняет помещение. Поэтому на юге, где солнца много, предпочтение нужно отдать витражам, выполненным из стекла темных, насыщенных цветов, а для севера – из светлых оттенков. При плотной застройке домов на окнах лучше использовать неяркий матовый витраж.
Если на ваших окнах уже установлены витражи, то и в интерьере желательно логически продолжить тему. Если вы задумали витражный потолочный плафон, решение нужно принять до начала ремонта, чтобы предусмотреть варианты крепежа. Проще обстоит дело с художественными вставками в дверцы шкафов: обычные стекла меняются на изготовленные на заказ витражные. Интересным интерьерным решением становится размещение на одной из стен витражного панно с подсветкой.
Заказывая витраж у художника, необходимо помнить об общем стиле интерьера. Витражи должны гармонировать с масштабами, планировкой и цветовой гаммой помещений, для которых предназначены.
Когда витраж выбран, необходимо позаботиться о контроле монтажных работ, ведь будучи хрупким изделием, витраж требует большой осторожности. К тому же от сложности сборки монтажа зависит стоимость самой конструкции. Труднее всего монтировать объемные формы и крепить витраж на фасаде здания или на потолке.
Классические витражи прочны и долговечны, но, тем не менее, учитывая, что это достаточно дорогостоящее произведения искусства, для витражей необходимо выбрать безопасные места. Чаще всего страдают дверные композиции. Если на витраже появились царапины, он треснул или разбился, нужно обратиться к мастеру-витражисту. Царапины зашлифуют, а фрагменты поврежденного стекла заменят новыми. В быту витражи не требуют особенного ухода, а следить за ними нужно как за обычным стеклом: мыть по мере загрязнения специальными составами и натирать мягкой тряпочкой или микрофиброй.
После того как витраж установлен, остается лишь любоваться им, получая удовольствие от столь эффектного элемента оформления интерьера.
Юрий СТРОЕВ
Стекло уже давно и прочно вошло в интерьеры любого дома. И это не случайно – оно обладает уникальной способностью зрительно увеличивать пространство, создавая ощущение простора в доме. Знание законов сочетания стекол и зеркал различных конструкций и цветов помогает зрительно раздвинуть границы помещения. А благодаря различным технологиям обработки и декорирования стекло обеспечивает иллюзию многосложного пространства – на это способны стеклянные перегородки, особым образом расположенные в доме. Матированные, тонированные, полупрозрачные – стекла становятся легким инструментом, позволяющим воплощать свободную дизайнерскую мысль.
К тому же из стекла сегодня возможно создание практически любой декоративной детали – от элементарных перегородок и ширм до изящных люстр, плафонов и бра, от подвесных потолков до вставок в мебель: буфетов, шкафов, столешниц.
Рассказывая о концепции использования стекла в интерьере, известный российский архитектор Татьяна Романова подчеркивает, что стекло обладает уникальными свойствами – оно многолико и разнообразно. Ни на что другое заменить его часто просто невозможно – для него всегда есть ниша в архитектуре. В создании образа современной жизни стекло также весьма символично – светлые помещения, прозрачные перегородки, возможность не отделывать имеющиеся конструкции, а лишь скрыть их за стеклом и, подобно космическим путешественникам, через стеклянную призму наблюдать за изменением пространства.
Особая тема – витражи. Витраж является универсальным декоративным элементом, а его рисунок может подойти к любому архитектурному стилю, будь то холодный хай-тек или уютная классика.
Витраж органично смотрится в любом интерьере, главное — правильно подобрать его тематику и технологию исполнения. Витражи идеально вписываются в интерьеры стиля арт-деко и арт-нуво – декоративное и орнаментальное направление модерна. Интерьер в стиле арт-нуво является гармоничным сочетанием самых различных материалов и способов декорирования, таких как металл, камень, дерево, стекло, обои, роспись, витраж, зеркала. Для подобных интерьеров в витражах характерно использование растительных орнаментов и абстракций.
Уникальные характеристики витража особенно интересны в жилом интерьере. Сохраняя прозрачность, ими можно украсить окна или межкомнатные перегородки, изящно скрыв помещение от посторонних взоров.
Исторически витражи исполняют функцию окон, играя светом и придавая помещению особую атмосферу. Сегодня, благодаря расширению возможностей их применения в архитектуре, витражи могут быть рассчитаны как на естественное солнечное, так и на искусственное электрическое освещение. Незаменимым предметом дизайна станет витраж для интерьерных гурманов в загородных домах и зимних садах. Сочетаясь с обилием света и окружающей зелени, витражи придадут дому особую изысканность. Даже в холодное время года дом будет казаться солнечным, ярким и живым.
Для естественного освещения характерно использование витражей на окнах и в перегородках. Если игру света решено создать с помощью электрического освещения, с помощью витражной технологии могут быть оформлены навесные потолки, люстры, бра. Сегодня фантазия дизайнеров шагнула далеко вперед, создавая с помощью стекла различные элементы мебели, которые могут быть расписаны на любой, даже самый привередливый вкус заказчика. Особенно красиво смотрятся витражи при использовании светодиодов разного цвета и мощности.
Однако при использовании в доме витражных светильников нужно учесть несколько нюансов. Например, потолочный витражный фонарь скорее украсит, чем осветит комнату, так как процент света, проходящий через цветное стекло, достаточно мал. Слишком мощный свет убьет цветность, а недостаточно яркий не передаст эффект прозрачности стекла. Галогеновые лампы долговечны, экономичны, но при этом дают узконаправленный световой пучок. Лампы накаливания применяют гораздо чаще, но при этом устанавливать их нужно так, чтобы прямые лучи света не «пробивали» и не обесцвечивали стекло. Люминесцентные источники света в разы экономичнее ламп накаливания, при этом и служат дольше, и обладают богатой цветовой гаммой. Нужный цвет ламп подбирается в зависимости от гаммы витражного стекла: теплый – к теплому, холодный – холодному.
Если стекло имеет матовую фактуру, светильники могут быть установлены прямо под ним в специальном крепеже. Если же материал прозрачен, то для эффекта рассеянного света их лучше расположить по периметру.
Планируя витражное украшение потолка, самым простым способом станет размещение фонаря в уже готовой конструкции, например в подвесном потолке. Для этого достаточно лишь заменить гипсокартонные секции прозрачными витражами. При этом для таких конструкций лучше использовать легкий полупрозрачный пластик, так как металлические каркасы, рассчитанные на гипсокартон, могут не выдержать вес стекла.
В офисных интерьерах дизайнеры также находят интересные применения витражам. Они могут нести как исключительно декоративную функцию: украшать дверцы офисных перегородок и шкафов, фасады мебели, потолки, часы, светильники, панно и картины, так и иметь практическое значение. Например, заменять стекла в дверях и перегородках, разделяя пространство и скрывая от посторонних глаз переговорные кабинеты или комнаты руководства. Стильно смотрятся виражи также в лестничных проемах и ограждениях.
Разнообразные техники создания витражей позволяют воплощать в жизнь самые яркие идеи, создавая уникальное произведение интерьерного искусства. К тому же использование витражей в рабочих помещениях не только придает изысканности интерьеру, но и повышают настроение сотрудников за счет яркости и оригинальности.
Из-за технологической сложности создания витражи считаются достаточно дорогостоящими элементы дизайна интерьера. Стоимость витража зависит от его размера и сложности эскиза. Основную роль играет качество и класс стекла. Кроме стекла может применяться фацет, литые элементы, росписи с обжигом, горный хрусталь, за счет которых увеличивается стоимость всего произведения.
Классические витражи – самые дорогостоящие и могут обойтись заказчику порядка 1000 евро за квадратный метр. Однако сегодня компании предлагают и менее затратные варианты фальшвитражей. Они уступают по красоте и глубине цвета витражам, сделанным по классическим технологиям, однако стоят вдвое меньше. Фальшвитраж делается на листовом или акриловом стекле методом наклейки на него многослойных цветных лавсановых пленок. Еще одной современной технологией создания витражей является фьюзинг, где на стеклянный лист выкладывают кусочки стекол, проволоку, гранулы и другие элементы витража, а затем спекается в печах. Витражи фьюзинг могут украшать самые разнообразные декоративные объекты: зеркала, двери, элементы мебели, светильники, люстры, бра, межкомнатные перегородки, часы, вазы, оконные стекла, а также конструкции с применением больших стеклянных поверхностей, такие как зимние сады и павильоны. Стоимость витража в технике фьюзинг – от 800 евро за квадрат.
Необычные стеклянные конструкции получаются также из муранского стекла. Изделия из муранского стекла – это образец изысканности и утонченности, а искусная ручная работа итальянских мастеров добавляет в любой интерьер роскоши и нарядности, поражает красотой и изяществом, высоко ценится во всем мире за свою уникальность. Сегодня существует множество подражателей муранского стекла, где вместо стеклодувной технологии используется отливка. В металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления, заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла.
Наиболее простая и финансово приемлемая форма витража – витраж в технике пескоструйной гравировки. Они выполнены при помощи специального аппарата и набора трафаретов. Пескоструйным способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом, матированный фон и рисунок со штрихом различной интенсивности. Такой витраж обходится покупателям, в среднем, от 300 евро за квадратный метр.
Как показывает практика, архитектор, строитель и художник часто говорят на разных языках, а их представления о прекрасном зачастую абсолютно противоположные. Художник-витражист в индивидуальной работе принимает решение, полагаясь на свой творческий опыт. Дизайнер хочет видеть витраж лишь как дополнение к своему интерьерному проекту, а строителя интересует практическое удобство и сложность монтажа конструкции. Поэтому основной задачей организатора процесса обустройства дома или офиса становится поиск консенсуса в разрозненности мнений.
Необходимо учесть несколько нюансов. Цветное стекло частично поглощает свет, а значит, затемняет помещение. Поэтому на юге, где солнца много, предпочтение нужно отдать витражам, выполненным из стекла темных, насыщенных цветов, а для севера – из светлых оттенков. При плотной застройке домов на окнах лучше использовать неяркий матовый витраж.
Если на ваших окнах уже установлены витражи, то и в интерьере желательно логически продолжить тему. Если вы задумали витражный потолочный плафон, решение нужно принять до начала ремонта, чтобы предусмотреть варианты крепежа. Проще обстоит дело с художественными вставками в дверцы шкафов: обычные стекла меняются на изготовленные на заказ витражные. Интересным интерьерным решением становится размещение на одной из стен витражного панно с подсветкой.
Заказывая витраж у художника, необходимо помнить об общем стиле интерьера. Витражи должны гармонировать с масштабами, планировкой и цветовой гаммой помещений, для которых предназначены.
Когда витраж выбран, необходимо позаботиться о контроле монтажных работ, ведь будучи хрупким изделием, витраж требует большой осторожности. К тому же от сложности сборки монтажа зависит стоимость самой конструкции. Труднее всего монтировать объемные формы и крепить витраж на фасаде здания или на потолке.
Классические витражи прочны и долговечны, но, тем не менее, учитывая, что это достаточно дорогостоящее произведения искусства, для витражей необходимо выбрать безопасные места. Чаще всего страдают дверные композиции. Если на витраже появились царапины, он треснул или разбился, нужно обратиться к мастеру-витражисту. Царапины зашлифуют, а фрагменты поврежденного стекла заменят новыми. В быту витражи не требуют особенного ухода, а следить за ними нужно как за обычным стеклом: мыть по мере загрязнения специальными составами и натирать мягкой тряпочкой или микрофиброй.
После того как витраж установлен, остается лишь любоваться им, получая удовольствие от столь эффектного элемента оформления интерьера.
Юрий СТРОЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 2010 год в рубрике мат. и тех.