Формула идеального офиса

Согласно результатам исследования, причиной каждого третьего увольнения среди офисных работников, включая менеджеров среднего и высшего звена, является постоянный стресс, испытываемый на службе. Примечательно, что к факторам стресса опрошенные в числе прочего отнесли и недостаточно комфортные условия труда. Например, плохую шумоизоляцию и раздражающие посторонние звуки, духоту и повышенную температуру воздуха, неправильно организованную планировку и освещение офиса и пр.

Свежий воздух – в каждый офис

Согласно действующим нормативам, при условии 8-часового рабочего дня температура воздуха в офисных помещениях не должна превышать плюс 28 градусов Цельсия. Каждые лишние полградуса сокращают допустимое время работы персонала примерно на час. При плюс 32,5 работать можно всего один час, а выше – нельзя вообще. В наши дни существуют компактные системы кондиционирования буквально на все случаи жизни. Например, для небольшого офиса будет достаточно обыкновенной мультисплит-системы – кондиционера, в котором один наружный блок обеспечивает работу 2-4 внутренних. Для помещений средней площади, от 50 до 120 квадратных метров, хорошим решением станут кассетные кондиционеры, монтируемые в подвесном потолке, как светильники. Кстати, это позволяет обойти многие проблемы, связанные с расстановкой мебели и размещением рабочих мест. Для организации эффективного воздухообмена и поддержания комфортного микроклимата в больших многокомнатных офисах специалисты рекомендуют использовать канальные или мультизональные системы. Они способны обеспечить работу до 32 внутренних блоков, «разбросанных» в радиусе до 125 метров, с помощью всего одного достаточно компактного наружного. К тому же канальные кондиционеры обеспечивают и приток свежего воздуха в помещения.

Чтобы мощность системы кондиционирования не расходовалась понапрасну, в офисах следует использовать оборудование с минимальным тепловыделением. Например, компания D-Link разработала специальную технологию Green Ethernet, позволяющую сократить энергопотребление и тепловыделение офисного сетевого оборудования на 45-80 процентов.

Против шума есть приемы

Еще одна характерная болезнь многих современных офисов – высокий уровень шума. Он является причиной стрессов, повышает утомляемость и снижает работоспособность персонала. Иногда шум способен вызывать физиологические нарушения в организме, психические расстройства, скачки артериального давления и даже частичную потерю слуха. Что и говорить, все это не лучшие сопутствующие факторы для нормальной офисной работы.

Прежде всего, необходимо избавиться от посторонних звуков извне. Согласно требованиям действующих нормативов, уровень шума в административных зданиях не должен превышать 50 децибел. Однако на оживленных улицах, куда выходят окна многих офисов, он часто достигает 80 децибел. Решить эту проблему помогут пластиковые окна. Обычное окно из ПВХ со стандартным двухкамерным стеклопакетом снижает уровень шума на 25-30 децибел. В особо сложных ситуациях, например, если рядом расположена автомагистраль, можно установить окна с повышенной звукоизоляцией. Для этого сегодня применяются различные технологические решения: увеличение расстояния между стеклами до 15-20 миллиметров, использование стекол разной толщины, что исключает резонансные явления, многослойных наружных стекол (триплекс), покрытых специальной защитной пленкой.

Также качественные окна значительно улучшат теплоизоляцию офисных помещений в холодное время года.

Однако нельзя забывать и о шумах внутреннего происхождения. Так, в офисах следует использовать оборудование и оргтехнику с низким уровнем шума. Например, особая конструкция лопастей вентилятора внутреннего блока кассетного кондиционера Gree Cassette Type делает его работу практически бесшумной. Особое внимание следует обратить и на компьютеры. Это традиционные возмутители спокойствия в офисах. Например, компания Shuttle представила в конце 2009 года целую линейку полностью бесшумных офисных компьютеров в компактном исполнении и без единого вентилятора. Кроме того, они характеризуются и пониженным энергопотреблением, а потому практически не нагревают воздух.

Остается еще одна проблема – шум, производимый самими работниками офиса. Как избавиться от него, сказано ниже.

Каждому – собственный угол

Для начала ответим на вопрос, как лучше и правильнее организовать офисное пространство. С одной стороны, использовать имеющиеся помещения нужно максимально эффективно, так как арендная плата год от года растет и «съедает» немалую часть бюджета практически любой компании. В то же время каждому сотруднику нужно создать комфортные условия для продуктивной работы. Неудивительно, что популярные сегодня «открытые пространства», когда все сотрудники сидят в общем зале, многих из них не устраивают. На работе проходит до 70 процентов жизни, поэтому возможность уединиться так высоко ценится офисными работниками. Психологи также утверждают, что человеку обязательно нужно личное пространство, где он будет чувствовать себя комфортно.

Решить эту проблему, а также снизить уровень внутренних шумов помогут офисные перегородки. С их помощью можно обустроить и нужным образом распланировать практически любое помещение. В наши дни перегородки встречаются нескольких типов. Например, стационарные – от пола до потолка – внешне ничем неотличимы от настоящих стен. С той лишь разницей, что при необходимости их можно с легкостью демонтировать и перенести в любое другое место, за считанные часы произведя полную перепланировку помещения. Такие решения допускают использование самых настоящих дверей и позволяют обустраивать полноценные кабинеты для менеджеров. Сотрудники рангом пониже также могут рассчитывать на собственный угол. Обычно для этой цели используют так называемые мобильные перегородки, высотой примерно в человеческий рост. А чтобы офис не становился похожим на запутанный лабиринт, мобильные перегородки придумали делать наполовину прозрачными. Сидя на стуле, вы недоступны для посторонних взоров, а встав, можете видеть, что происходит вокруг. Есть у мобильных перегородок и еще одно преимущество: они облегчают вентиляцию помещения, так как воздушное пространство остается общим.

Наконец, в самом крайнем случае, когда других решений нет, можно использовать настольные перегородки или экраны, высотой обычно около 500 миллиметров. Кстати, часто они могут выполнять еще и функцию магнитной доски.

Также нужно помнить, что офисы, принимающие большое число посетителей, следует разделять на две, по возможности изолированные друг от друга, функциональные зоны – Front-office и Back-office. Первая выполняет представительскую функцию и предназначена для работы с клиентами, а вот во вторую доступ посторонних должен быть ограничен.

Свет очень важен

Выделив каждому сотруднику собственный угол, нужно позаботиться о том, чтобы все эти углы были хорошо освещены, так, чтобы можно было легко и точно распознавать малейшие детали изображения или текста на бумаге или экране монитора.

Сегодня различают два подхода к организации освещения рабочего места, которые могут применяться в комбинации: использование прямого и отраженного света. Если направленно освещать каждое рабочее место, то все помещение в целом может оказаться достаточно темным. Если же свет достигает рабочих мест, предварительно отразившись от потолка и стен, то полученный эффект может оказаться ослаблен нечетким восприятием пространства. Комбинирование прямого и отраженного света сочетает в себе преимущества двух разных подходов и позволяет избавиться от их недостатков, так как обеспечивает эффективное освещение рабочих мест и создает благоприятную световую среду в помещении. Одним из примеров могут служить подвесные офисные светильники, перекрывающие пространство внизу (прямой свет) и одновременно освещающие потолок (отраженный свет). Также становятся все более популярны источники мягкого света, близкого по своим свойствам к дневному.

В дополнение к общему освещению может по необходимости использоваться локальное, на рабочих местах. Также возможно применение подсветки стен, которая улучшает восприятие пространства, особенно при открытой планировке.

Конечно, трудно рассказать обо всех нюансах правильной организации современного офиса. Например, в последние годы в практике обустройства офисных помещений все чаще применяется создание специальных зон для отдыха и релаксации персонала. Можно поставить на небольшом участке площади бильярдный стол, пару столов для пинг-понга, мини-гольф, чтобы сотрудники могли отвлечься после работы или во время обеденного перерыва. Впрочем, здесь многое зависит от корпоративной политики. Если руководство заинтересовано в сохранении кадров, то оно приложит все усилия для обеспечения комфортных условий труда персоналу.

Виктория ШАЛАМИДА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2010 год в рубрике проектир.

©1995-2024 Строительство и недвижимость