Информация против подделок

На территории современного Херсона были найдены датированные XV веком до нашей эры формы для чеканки денег, принадлежавшие фальшивомонетчикам. Они делали бронзовые монеты и покрывали их тонким слоем сплава с приличным содержанием золота.

Интересно, что изготовителем подделок можно считать даже Микеланджело: в молодости он создал статуэтку Купидона и продал ее римскому кардиналу как античную за баснословные для того времени деньги – 200 дукатов.

С развитием промышленного производства фальшивки были поставлены на поток. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, международный оборот контрафактных и пиратских изделий в 2007 году достигал 250 миллиардов долларов. В России рынок такой продукции, по расчетам экспертов, составляет не менее 47 процентов от объема легальных товаров.

Сегмент строительных материалов, комплектующих и арматуры стоит при этом особняком. Хотя бы потому, что подделки, использованные при возведении или ремонте жилья, способны принести куда более значительные убытки и неприятности, чем, скажем, фальшивый гаджет или реплика гламурной сумки. Не попасться на удочку недобросовестных торговцев и производителей сложно. Единственное оружие потребителя – всесторонняя и детальная информированность.

Цена больше не критерий

Принято считать, что производители и продавцы подделок предлагают свои продукты дешевле, поскольку заинтересованы в их скором сбыте. На самом деле, отмечают эксперты, стоимость если и снижается, то в пределах среднерыночных колебаний – на 5-10 процентов. Поэтому ориентироваться на цену можно, только если сравнивать ее с реальным текущим предложением производителя. А для этого необходимо, как минимум, зайти на его сайт или познакомиться с рекламными материалами.

Добросовестные и заботящиеся о своем имидже компании прилагают немало усилий, чтобы поставить заслон фальшивкам своих изделий и проинформировать об этом клиентов. Товары, пользующиеся на рынке повышенным спросом, часто подделывают в промышленных масштабах. Для компании Кнауф, например, это очень болезненный вопрос, ведь контрафакт покушается на ее репутацию, которой здесь дорожат. Чтобы избежать этого, руководством принимаются дополнительные меры: выделяются деньги на защиту упаковки и на рекламу этих средств защиты.

В борьбе с подделками многие производители уделяют особое внимание каналам распространения продукции. Так, компания Проплекс практикует сертификацию партнеров – изготовителей окон, работающих на ее профильных системах. В ходе проверки проводится аудит производств, технологий и оборудования компаний, что дает дополнительные гарантии качества.

Внимание к упаковке

Статистика показывает: чаще всего подделывают сухие строительные смеси (ССС), которые необходимы и при масштабном строительстве, и при обычном ремонте. Задумавшись о приобретении ССС, прежде всего надо определиться с местом будущей покупки. С учетом того, что львиная доля подделок, имитирующих известные отраслевые бренды, реализуется на строительных рынках, специалисты советуют покупать данную продукцию со складов официальных дилеров либо в крупных сетевых строительных магазинах. В этих точках продаж вероятность приобрести фальшивку стремится к нулю. Упаковке изделия сегодня придается огромное значение. Из простого вместилища продукта она превратилась в полноценный носитель важнейшей для потребителя информации. Поэтому производители всячески стараются ее защитить. Тот же Кнауф делает это при помощи голограммы и специальной маркировки на мешках.

На первое место среди критериев подлинности товара также ставят упаковку и в холдинге «Евроцемент груп». Ее специалисты советуют перед тем, как совершить покупку, самое пристальное внимание обратить на тару цемента. На ней всегда указываются изготовитель, его адрес, товарный знак, класс прочности (марка) и вес продукции. Отклонение массы от указанной на упаковке не должно превышать 1 килограмма. Но практика показывает, что контрафактный товар вместо заявленных 50 кило весит всего 35-40. Эксперты подчеркивают, что покупатель может потребовать у продавца санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии продукции нормам радиационной безопасности и возможности использования ее в жилищном строительстве. Кроме того, стоит ознакомиться с сертификатом соответствия ГОСТу, соблюдение которого заявлено изготовителем на упаковке. При этом реквизиты производителя, указанные в санитарно-эпидемиологическом заключении и сертификате соответствия, должны совпадать с данными на таре цемента.

Знание деталей

Если для сухих строительных смесей упаковка – главный критерий подлинности, то для других (и, прежде всего, высокотехнологичных) строительных материалов и комплектующих это далеко не так. А сегодня «умельцы» выпускают контрафакт даже на технически сложные изделия, например, пластиковые окна.

К их покупке надо подходить обдуманно и со знанием дела. Стоит опасаться фирм-однодневок. Они работают в полукустарных условиях, с серьезными нарушениями технологии. Например, резка и сверление профиля осуществляются не на высокоточных станках, а с помощью циркулярной пилы и ручной дрели. Серьезные сомнения вызывает и происхождение применяемых при производстве материалов. Клиентов обычно уверяют, что используются только качественный ПВХ-профиль и фурнитура какой-либо известной марки. На самом деле оконные конструкции изготавливаются из материалов, не предназначенных для эксплуатации в жилых помещениях, а иногда и просто бракованных. Расчет простой: мошенники уверены, что покупатель не определит на глаз происхождение составляющих готового окна. К сожалению, это действительно так. В результате оконный блок очень быстро приходит в негодность: белый пластик желтеет, зимой некачественное окно промерзает, а через год-два деформируется рама.

Но все же есть ряд признаков, по которым потребитель может выяснить «происхождение» изготовленных для него окон. При производстве оконного ПВХ- профиля (рама) на него наносится специальная защитная пленка. Как правило, на ней присутствуют логотипы производителя. Это самый простой способ определить, из какого профиля изготовлен блок. Любая фирменная продукция имеет соответствующую маркировку. Например, если посмотреть на фальц профиля Proplex (поверхность створки или рамы, на которую установлена фурнитура), то можно найти выдавленные цифры, обозначающие артикул, дату изготовления, номер смены и производственной линии.

Нередко засилье контрафакта вынуждает производителей напрямую предостерегать потребителей от некачественных покупок. Известен прецедент 2004 года, когда немецкая компания Honeywell выступила с информационным письмом о наводнивших рынок подделках фильтров для воды с товарным знаком Honeywell. Контрафактные изделия продавались значительно дешевле оригинальных и заявлялись как «китайский Honeywell». В письме компания рекомендовала покупателям ориентироваться на такой признак настоящих фильтров, как четырехзначную цифровую маркировку синего цвета. При выборе сантехники специалисты также советуют обращать внимание на маркировку, чтобы не стать владельцем подделки: например, на шаровые краны итальянской фирмы Bugatti. Характерный признак подлинных изделий – ощутимый вес из-за использования в них кованой латуни. Хотя умельцы наловчились «нагонять» и вес подделок, вставляя в них ржавеющие со временем стальные подшипники.

Итак, бдительность – лучшее средство защиты от контрафакта. Следует заранее проштудировать доступные ресурсы и призвать на помощь авторитетных специалистов, чем потом разбирать ворох проблем и пытаться найти правду. Без особой, впрочем, надежды на успех. «Если возникает вопрос о качестве стройматериалов и перспективе судебного разбирательства с продавцом товара или исполнителем работ, то потребителю необходимо обратиться в экспертное учреждение за заключением о качестве товара или работ. А затем уже с выводами экспертов идти в суд», – поясняет Олег Зайцев, старший юрист ГК «Крикунов и партнеры». «При рассмотрении дела суд руководствуется ГОСТами как обязательными стандартами, которые должны соблюдать все строительные организации. И если независимая экспертиза показала, что дефект (или недостаток) возник из-за нарушения cоответствующей нормы, то дело решается в пользу потребителя.

Людмила АЛЕКСЕЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2010 год в рубрике мат. и тех.

©1995-2024 Строительство и недвижимость