Видеоэкология в архитектуре тоже важна
20–21 мая 2010 года в Минске благодаря хлопотам медиагруппы «Арт Престиж» прошла 2-я практическая конференция «Современный фасад в Республике Беларусь». В сборнике ее тезисов представлен, в частности, материал «Энергоэкономичное и экологичное жилище: пути совершенствования архитектурно- художественного качества». Его автор – кандидат архитектуры Ирина Реутская. Далее – изложение фрагментов указанной публикации.
Методы проектирования жилья необходимо менять
Ведущими в решении проблем энергосбережения применительно к современному жилищному строительству остаются преимущественно фрагментарные инженерные и технологические методы. В должной степени действенные и наиболее экономичные архитектурные мероприятия не используются. Результаты натурных обследований жилых домов в Минске и анализ проектов свидетельствуют, что часто еще на проектной стадии принимаются неоправданные архитектурные решения. Они не отвечают в полной мере экологическим требованиям, конкретным градостроительным и природно-климатическим условиям площадки и приводят к нарушениям условий эксплуатации жилья и дополнительным конструктивно-технологическим мероприятиям.
Назрела необходимость кардинального изменения существующих методов архитектурного проектирования жилых зданий, разработки нового научно обоснованного экологического подхода к формированию архитектуры многоквартирных жилых зданий с целью обеспечения в них архитектурными методами благоприятной физической среды, высокого уровня комфорта проживания, условий экологической безопасности, энергоэффективности, конструктивно- технологической целесообразности, биопозитивности и видеоэкологии.
Стереотип эпохи типового проектирования живуч
В академической мастерской профессора Вальмена Аладова, Минск, проводятся исследования по совершенствованию архитектурных решений многоквартирных жилых зданий с использованием приемов и методов экологичной и энергосберегающей архитектуры. Среди целей исследований: разработка принципов формирования нового поколения экологически сбалансированного и энергоэффективного многоквартирного жилища в Беларуси; установление системы взаимодействия архитектурного формообразования, конструктивного решения и инженерных систем многоквартирного жилого дома для Беларуси; разработка соответствующих нормативных и рекомендательных документов.
Все аспекты организации экологически сбалансированной среды в той или иной мере касаются создания выразительного архитектурно-художественного облика жилых зданий. В последние годы в Беларуси наблюдается увеличение разнообразия композиционных структур фасадов, активное применение цвета, включение деталей. Тем не менее большинству решений присущ стереотип жилой архитектуры эпохи типового проектирования. Это механическое отражение на фасадных поверхностях планировочной структуры секций. Оно основано на метрическом чередовании вертикальных полос лоджий, теперь остекленных веранд, и простенков с окнами. Такие фасады оказываются недостаточно представительными в градостроительном пространстве городских площадей и магистралей. При постановке же их в малых дворовых пространствах или на пешеходных улицах – излишне значительными по масштабу к окружению, в том числе к общественным зданиям. В жилой застройке отмечается образование агрессивной визуальной среды, являющейся неблагоприятным экологическим фактором.
Пора осваивать принципы и методы видеоэкологии
В настоящее время формирование художественного решения здания базируется в основном на чувственном субъективном восприятии объекта: «красиво – некрасиво». Объективизировать процесс сопоставимости и оценки вариантов архитектурно-художественных решений становится возможным, основываясь на положениях нового направления экологии – видеоэкологии.
Всеобщая урбанизация, повсеместное распространение индустриального домостроения, переориентация художественных вкусов на простые геометрические формы, господство в зданиях и покрытиях серого цвета и т.д. привели к отрицательному воздействию объектов архитектуры на механизмы зрения и психику человека. Основная причина этого – возникновение при зрительном восприятии объекта гомогенных и агрессивных видимых полей. Гомогенное поле – поверхность, на которой либо отсутствуют видимые элементы, либо их число недостаточно для благоприятного восприятия органами зрения. Агрессивное видимое поле – плоскость с большим числом одинаковых элементов: однообразными окнами, облицовочными кафельными плитками и рейками, решетками и другими деталями. Принципы и методы видеоэкологии позволяют изменить традиционный подход к архитектуре как только к объемному проектированию, и осознанно формировать комфортную визуальную архитектурную среду.
Необходимо оптимальное видимое поле
Для многоэтажных жилых зданий, воспринимаемых в условиях открытого пространства, наиболее целесообразными являются следующие композиционные приемы: активизация силуэта, геометрическая четкость, ритмическое построение, модулирование объема венчающей части здания, статичность, значительная оригинальность зрительного образа, контрастность, укрупнение размера композиционного пятна. Со средних дистанций восприятия наиболее активно воспринимаются ритмическое построение и светотень. Ближние планы в зрительском кадре акцентируются на проработке мелкой пластики, деталей и модулировании нижнего яруса объема.
Оптимальное видимое поле должно иметь следующие параметры: размер объекта – 1 градус; расстояние между объектами – 2,5 градуса; число однотипных объектов – не более 5; число одинаковых элементов – не более 5-9. Графическим путем при помощи наложения области поля зрения на чертежи фасадов или перспектив здания, полученных расчетом с характерных точек восприятия, можно определить соотношение различных плоскостей фасадов, находящихся в поле зрения. В зависимости от расстояния от фиксированной точки восприятия до объекта целесообразно построить так называемую сетку видимости с угловыми размерами сторон квадратов сетки 1, 2, 5 и 15 градусов. Наложение сетки с указанными размерами на масштабное фото или чертеж фасада здания позволит определить количество деталей, фиксируемых в поле восприятия, расстояние между ними, а также уточнить размер выбранной детали.
Без творческой интуиции не обойтись
Учет природно-биологических основ процесса зрительного восприятия в процессе проектировании жилых зданий будет способствовать решению не только композиционных задач, но и экологизации среды. Вопросы художественно-стилистического качества остаются предметами творческой интуиции и мастерства профессионалов.
Подготовил Дмитрий ЖУКОВ, фото автора
Методы проектирования жилья необходимо менять
Ведущими в решении проблем энергосбережения применительно к современному жилищному строительству остаются преимущественно фрагментарные инженерные и технологические методы. В должной степени действенные и наиболее экономичные архитектурные мероприятия не используются. Результаты натурных обследований жилых домов в Минске и анализ проектов свидетельствуют, что часто еще на проектной стадии принимаются неоправданные архитектурные решения. Они не отвечают в полной мере экологическим требованиям, конкретным градостроительным и природно-климатическим условиям площадки и приводят к нарушениям условий эксплуатации жилья и дополнительным конструктивно-технологическим мероприятиям.
Назрела необходимость кардинального изменения существующих методов архитектурного проектирования жилых зданий, разработки нового научно обоснованного экологического подхода к формированию архитектуры многоквартирных жилых зданий с целью обеспечения в них архитектурными методами благоприятной физической среды, высокого уровня комфорта проживания, условий экологической безопасности, энергоэффективности, конструктивно- технологической целесообразности, биопозитивности и видеоэкологии.
Стереотип эпохи типового проектирования живуч
В академической мастерской профессора Вальмена Аладова, Минск, проводятся исследования по совершенствованию архитектурных решений многоквартирных жилых зданий с использованием приемов и методов экологичной и энергосберегающей архитектуры. Среди целей исследований: разработка принципов формирования нового поколения экологически сбалансированного и энергоэффективного многоквартирного жилища в Беларуси; установление системы взаимодействия архитектурного формообразования, конструктивного решения и инженерных систем многоквартирного жилого дома для Беларуси; разработка соответствующих нормативных и рекомендательных документов.
Все аспекты организации экологически сбалансированной среды в той или иной мере касаются создания выразительного архитектурно-художественного облика жилых зданий. В последние годы в Беларуси наблюдается увеличение разнообразия композиционных структур фасадов, активное применение цвета, включение деталей. Тем не менее большинству решений присущ стереотип жилой архитектуры эпохи типового проектирования. Это механическое отражение на фасадных поверхностях планировочной структуры секций. Оно основано на метрическом чередовании вертикальных полос лоджий, теперь остекленных веранд, и простенков с окнами. Такие фасады оказываются недостаточно представительными в градостроительном пространстве городских площадей и магистралей. При постановке же их в малых дворовых пространствах или на пешеходных улицах – излишне значительными по масштабу к окружению, в том числе к общественным зданиям. В жилой застройке отмечается образование агрессивной визуальной среды, являющейся неблагоприятным экологическим фактором.
Пора осваивать принципы и методы видеоэкологии
В настоящее время формирование художественного решения здания базируется в основном на чувственном субъективном восприятии объекта: «красиво – некрасиво». Объективизировать процесс сопоставимости и оценки вариантов архитектурно-художественных решений становится возможным, основываясь на положениях нового направления экологии – видеоэкологии.
Всеобщая урбанизация, повсеместное распространение индустриального домостроения, переориентация художественных вкусов на простые геометрические формы, господство в зданиях и покрытиях серого цвета и т.д. привели к отрицательному воздействию объектов архитектуры на механизмы зрения и психику человека. Основная причина этого – возникновение при зрительном восприятии объекта гомогенных и агрессивных видимых полей. Гомогенное поле – поверхность, на которой либо отсутствуют видимые элементы, либо их число недостаточно для благоприятного восприятия органами зрения. Агрессивное видимое поле – плоскость с большим числом одинаковых элементов: однообразными окнами, облицовочными кафельными плитками и рейками, решетками и другими деталями. Принципы и методы видеоэкологии позволяют изменить традиционный подход к архитектуре как только к объемному проектированию, и осознанно формировать комфортную визуальную архитектурную среду.
Необходимо оптимальное видимое поле
Для многоэтажных жилых зданий, воспринимаемых в условиях открытого пространства, наиболее целесообразными являются следующие композиционные приемы: активизация силуэта, геометрическая четкость, ритмическое построение, модулирование объема венчающей части здания, статичность, значительная оригинальность зрительного образа, контрастность, укрупнение размера композиционного пятна. Со средних дистанций восприятия наиболее активно воспринимаются ритмическое построение и светотень. Ближние планы в зрительском кадре акцентируются на проработке мелкой пластики, деталей и модулировании нижнего яруса объема.
Оптимальное видимое поле должно иметь следующие параметры: размер объекта – 1 градус; расстояние между объектами – 2,5 градуса; число однотипных объектов – не более 5; число одинаковых элементов – не более 5-9. Графическим путем при помощи наложения области поля зрения на чертежи фасадов или перспектив здания, полученных расчетом с характерных точек восприятия, можно определить соотношение различных плоскостей фасадов, находящихся в поле зрения. В зависимости от расстояния от фиксированной точки восприятия до объекта целесообразно построить так называемую сетку видимости с угловыми размерами сторон квадратов сетки 1, 2, 5 и 15 градусов. Наложение сетки с указанными размерами на масштабное фото или чертеж фасада здания позволит определить количество деталей, фиксируемых в поле восприятия, расстояние между ними, а также уточнить размер выбранной детали.
Без творческой интуиции не обойтись
Учет природно-биологических основ процесса зрительного восприятия в процессе проектировании жилых зданий будет способствовать решению не только композиционных задач, но и экологизации среды. Вопросы художественно-стилистического качества остаются предметами творческой интуиции и мастерства профессионалов.
Подготовил Дмитрий ЖУКОВ, фото автора
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2010 год в рубрике проектир.