Эксплуатируемые кровли

29 апреля 2010 года в Минске прошел практический семинар, посвященный современным кровельным конструкциям. Организовала его медиагруппа «Арт Престиж». С основным сообщением на этом мероприятии выступил Александр Ананич из чешской компании AMTEKO international. Он рассказал о критериях выбора современных кровельных конструкций, в частности, для эксплуатируемых кровель.

Эксплуатируемые кровельные конструкции

Кровельные конструкции с эксплуатируемыми поверхностями подвержены более значительным нагрузкам и являются более сложными по сравнению с обычными кровлями с точки зрения выбора технического решения, монтажа и эксплуатации. Расчеты показывают, что риски возникновения повреждений на поверхности эксплуатируемых кровельных конструкций в два-три раза выше, чем у неэксплуатируемых конструкций. К тому же устройство эксплуатируемых конструкций означает существенные дополнительные инвестиционные затраты, более высокие требования к выбору материалов, техническому решению и монтажу кровельного покрытия, повышенные требования к статике несущих строительных конструкций.

Эксплуатируемые кровли нуждаются в постоянном уходе за своей поверхностью в течение всего срока службы и сложнее по сравнению с неэксплуатируемыми конструкциями в проведении ремонтных работ в случае нарушения функциональности конструкции.

Однако, несмотря на все сложности, именно эксплуатируемые кровельные конструкции позволяют решить целый ряд насущных проблем крупных мегаполисов:

– повысить эффективность и функциональность эксплуатации объекта вследствие увеличения его эксплуатируемой площади;
– за счет уменьшения общей площади территории, занимаемой объектом, улучшаются инфраструктурные возможности, главным образом внутри города; – благодаря использованию на кровле зеленых насаждений снижается нагрузка на окружающую среду;
– кровельное покрытие защищается от негативного влияния окружающей среды, в том числе ультрафиолетового излучения, что увеличивает срок службы кровель;
– улучшаются теплотехнические и другие характеристики кровельных конструкций.

В случае ограниченно эксплуатируемых конструкций значительно снижается вероятность повреждений кровельного покрытия, которые могут возникнуть во время эксплуатации объекта.

Основные типы эксплуатируемых кровельных конструкций – пешеходные, для движения транспортных средств, «зеленые» кровли. Первые подразделяются на ограниченные в эксплуатации и не ограниченные. Вторые – для транспорта до 2,5 тонн и до 30 тонн, железнодорожного транспорта и вертолетных площадок. Третьи – на интенсивные, экстенсивные и скатные.

Эксплуатируемые кровли бывают утепленными и не утепленными. Конструкции без утепления имеют гораздо более простое техническое решение и структуру. Утепленные эксплуатируемые кровли становятся все более востребованными из-за необходимости максимального использования полезной площади объекта и решения задач энергосбережения. Но при этом возникает проблема с правильным выбором утеплителя, который должен обладать соответствующими механическими свойствами и быть устойчивым к разрушающему действию бензина и масел, проникающих в кровельную конструкцию во время ее эксплуатации.

Пешеходные террасы и кровельные конструкции для движения транспортных средств

Ограниченные в эксплуатации кровли представляют собой обычные неэксплуатируемые кровельные конструкции, по поверхности которых проложены дорожки из специальных материалов, как правило, отличного от основного кровельного покрытия цвета.

Пешеходные террасы бывают:
– с использованием защитной бетонной поверхности над кровельным покрытием;
– с применением замковой плитки в качестве эксплуатируемой поверхности;
– с системой регулируемых или нерегулируемых опор под эксплуатируемую поверхность из тротуарных плиток: бетонных, деревянных или керамических.

В зависимости от требований инвестора и проектного решения пешеходные террасы могут совмещаться с конструкциями для движения автотранспорта, такого как легковые автомобили, пожарная и специальная автотехника, для железнодорожных платформ и вертолетных площадок. Главное различие при этом заключается в правильном решении статических проблем несущих конструкций и выборе соответствующего типа утеплителя для утепленных кровельных конструкций.

Использование поверхности кровли для парковки автотранспорта – один из вариантов устройства автостоянок для крупных торговых объектов в центральных частях мегаполисов. Существует несколько вариантов технических решений для таких кровельных конструкций:

– классическое решение – с защитной бетонной плитой над гидроизоляционным покрытием;
– использование в качестве эксплуатируемой поверхности бетонной замковой плитки;
– применение литого асфальта непосредственно по гидроизоляционному покрытию в качестве эксплуатируемой поверхности;
– использование специальных наливных гидроизолирующих и одновременно эксплуатационных покрытий.

«Зеленые» кровли

Основные достоинства кровель с озеленением: эстетические; экологические – восстанавливаются зеленые насаждения, которые любая стройка обычно ликвидирует; экономические – позволяют использовать площади, которые обычно не используются; теплотехнические – улучшают микроклиматические условия в помещениях и тепловую стабильность кровельной конструкции.

«Зеленые» кровли бывают плоскими и скатными. Существует два основных варианта технического решения конструкции «зеленой» кровли: классический и инверсионный. В зависимости от растительной нагрузки «зеленые» кровли могут быть экстенсивными, с толщиной вегетационного слоя не более 100 миллиметров, и интенсивными, с толщиной вегетационного слоя более 100 миллиметров. Серьезная проблема для «зеленых» кровельных конструкций – защита гидроизоляционного покрытия от разрушения корнями растений. Имеется два основных способа противокорневой защиты: механический и химический. Механический способ обеспечивают специальные геотекстильные материалы или профилированные пленки из полиэтилена высокой плотности. Химический способ защиты заключается во внесении специальных противокорневых добавок в кровельные материалы.

Основные слои кровельной конструкции «зеленой» кровли:
– растительный слой. В нем высаживаются растения. Необходимо обращать внимание на подходящую для предлагаемых видов растений среду; – субстратный слой. В нем разрастаются корни растений. От количества субстрата зависит интенсивность озеленения;
– фильтрующая прокладка. Служит в качестве фильтра, защищающего субстрат от смыва в дренажный и гидроаккумулирующий слои;
– дренажный слой. Отводит избыточную воду из верхних слоев. В случае плохого функционирования дренажного слоя начинают загнивать корни растений;
– гидроаккумулирующий слой. Служит для создания запаса воды, чтобы растения могли расти без ежедневного полива;
– изоляционные слои – гидроизоляционные, теплоизоляционные, пароизоляционные. Обеспечивают непосредственную защиту несущей конструкции от воды и необходимые теплотехнические характеристики конструкции;
– несущая конструкция. Имеет две особенности, которые нужно учитывать при проектировании, – более высокую загруженность несущих конструкций «зеленых» кровель и необходимость размещения их ниже горизонтальной конструкции интерьера при устройстве террас.

Для уменьшения статических нагрузок на несущую конструкцию в качестве дренажного слоя могут применяться материалы из вспененного полистирола или полипропиленовых нитей и др.

Они никогда не потеряют свою актуальность

Эксплуатируемые кровельные конструкции используются человеком уже не одно столетие и даже тысячелетие и являются вершиной эволюции кровельных технологий. Технологий, которые никогда не потеряют актуальность и будут помогать людям решать экологические и энергетические проблемы.

Подготовил Дмитрий ЖУКОВ, фото компании ZinCо


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2010 год в рубрике мат. и тех.

©1995-2024 Строительство и недвижимость