Органический дирижабль будущего
В лабораториях зреют технологии, способные открыть новую страницу в истории энергетики. Так, немало пользы ей сулит биоинженерия. Но что надо сделать, чтобы подобные инновации действительно были замечены и их стали внедрять? Для начала необходимо создать что-нибудь невероятное хотя бы на бумаге. И вот – гибрид небоскреба, дирижабля, биореактора и висячих садов. Как говорит его автор, бельгиец Венсан Каллебо (Vincent Callebaut), – «самодостаточный органический дирижабль будущего».
Эффектный циклопический фермент
Характерно, что проекты Венсана Каллебо отличаются плавными фантастическими формами, основанными на природных аналогах. Налицо и экологическая направленность работ бельгийца – он насыщает внутреннюю среду зелеными насаждениями. Таков, например, бионический сад-корабль Physalia. Новая работа Венсана Каллебо выполнена в том же духе. Хотя безопасность плавания колоссального дирижабля с водородом над городами и весями вызывает сомнения, бельгийский архитектор без тени сомнения помещает свое творение то в Шанхай, то в прибрежную зону Южно-Китайского моря.
Цены на нефть продолжают бить рекорды. Уже в недалеком будущем планета может столкнуться с заметным падением добычи энергоносителей. Но потребность в них вряд ли уменьшиться. Стало быть, пора думать об альтернативе, считает Венсан Каллебо. Конечно, не он один размышляет о мире без «черного золота», но именно он со своим чутьем художника сумел облечь фантазии о чистой планете в эффектную форму под названием «Гидрогеназа» (Hydrogenase). Это имя собственное позаимствовано у фермента, который играет важную роль в биохимических цепочках реакций, идущих в фотосинтезирующих организмах.
Не дымящая сигара, а воздушный поплавок
Футуристическая «Гидрогеназа» – это причудливый сплав воздухоплавания с садоводством. Венсан Каллебо, скорее всего, вдохновился давно носящимися в воздухе идеями прекрасной башни-сада или утилитарной башни-фермы. Но эти башни представляют собой стационарные строения. Сад же под облаками мобилен. Этот полужесткий дирижабль в воображении архитектора насчитывает в высоту 480 метров, а в диаметре, по «экватору» – 180 метров. Объем колосса должен составить 250 тысяч кубометров, вес – порядка 200 тонн.
Быстро перемещаться «Гидрогеназе» совершенно ни к чему, поэтому данный летательный аппарат имеет форму не горизонтальной сигары, а вертикального поплавка. Впрочем, Венсан Каллебо об аэродинамике не забыл. Наверное, совсем не случайно общими обводами и делением на дольки «Гидрогеназа» сильно смахивает на неторопливый, но впечатляющий своим масштабом летающий отель Aircruise.
Чистое топливо по совместительству
В последнее десятилетие в разных странах мира идут эксперименты с биотехнологическим получением водорода. Некоторые виды водорослей в определенных условиях начинают бурно вырабатывать H2, причем выход его в расчете на гектар посадок может быть в сто раз большим, чем при культивировании с той же энергетической целью рапса или подсолнечника. К слову, буквально на днях планета узнала о первом опыте прямого получения от водорослей электричества.
По мотивам такого рода исследований архитекторы уже придумывали экологические города, обеспечивающие сами себя «зеленой» энергией. Венсан Каллебо же посчитал, что аналогично могут снабжать себя подъемным газом – и топливом по совместительству – большие дирижабли. Только в данном случае заправочными станциями для них оказываются посадочные площадки, совмещающие в себе и плавающие в море причалы, и водородные биофермы.
На освоенные территории они не покушаются
Причал для дирижаблей планируется оборудовать 32 гидротурбинами, утилизирующими энергию морских течений. Новым сооружениям предписывается вставать на якорь близ городов. Значит, биореакторы на базе водорослей и воздушные вокзалы не станут отбирать площади ни у городов, ни у сельскохозяйственных угодий, ни у лесов. Кроме того, док-станции «Гидрогеназы» будут поставлять дирижаблям и окрестным населенным пунктам водород, заодно помогая поглощать углекислый газ и перерабатывать органические отходы.
Похожую «зеленую» составляющую Венсан Каллебо внедрил и в само летающее судно. В нем автор проекта предусмотрел многочисленные жилые помещения – на 67 этажах, офисы, лаборатории и зоны развлечений, а также миниатюрные сады-фермы – восемь отдельных участков. Электричество аппарату должны поставлять гибкие фотоэлектрические батареи и топливные элементы, перерабатывающие органические отходы. Зеленые сады на палубах судна заодно сыграют роль очистителей воды.
Самолеты не заменит, но…
Часть подъемной силы «Гидрогеназы» обеспечит гелий, часть – водород. Последний на борту может сжиматься компрессорами и закачиваться в компактные емкости, если необходим быстрый спуск дирижабля. Газ можно и выпускать обратно в многосекционные эластичные подъемные баллоны, для того чтобы летательный аппарат становился легче воздуха. Ради снижения веса все конструкции дирижабля решено выполнять из углеволоконных материалов. А его наноструктурированная поверхность будет отталкивать грязь, снег и лед.
Летать «ферменту» суждено на высоте порядка двух километров. Двадцать поворачиваемых воздушных винтов, по идее, обеспечат сооружению как вертикальную тягу для ускоренного взлета, так и горизонтальную – на марше со скоростью до 175 километров в час. Дальность полета «Гидрогеназы» – до 10 тысяч километров. Кто захочет отправиться на такое расстояние со скоростью поезда, неизвестно. Но у архитектора есть запасной план. Ведь «Гидрогеназа» не простое транспортное средство.
Венсан Каллебо говорит о новом поколении гибридных дирижаблей. Имея в виду при этом рост авиаперевозок, идущий на фоне все той же грядущей проблемы нехватки топлива и роста вредных выбросов в атмосферу. Но аппараты, которые легче воздуха, из-за тихоходности не заменят самолеты. Поэтому «Гидрогеназа» будет трудиться мобильной платформой для гуманитарных миссий, аварийно-спасательных работ, туризма, мониторинга океана или научных исследований.
Мечты могут осуществиться
Примечательно, что свои «фантазии» Венсан Каллебо базирует на вполне реальных достижениях в области материаловедения и биоинженерии. А значит, есть неплохой шанс, что «Гидрогеназа» и другие детища бельгийского изобретателя однажды действительно отправятся в рейс.
Дмитрий ЖУКОВ, по материалам сайта membrana.ru
Эффектный циклопический фермент
Характерно, что проекты Венсана Каллебо отличаются плавными фантастическими формами, основанными на природных аналогах. Налицо и экологическая направленность работ бельгийца – он насыщает внутреннюю среду зелеными насаждениями. Таков, например, бионический сад-корабль Physalia. Новая работа Венсана Каллебо выполнена в том же духе. Хотя безопасность плавания колоссального дирижабля с водородом над городами и весями вызывает сомнения, бельгийский архитектор без тени сомнения помещает свое творение то в Шанхай, то в прибрежную зону Южно-Китайского моря.
Цены на нефть продолжают бить рекорды. Уже в недалеком будущем планета может столкнуться с заметным падением добычи энергоносителей. Но потребность в них вряд ли уменьшиться. Стало быть, пора думать об альтернативе, считает Венсан Каллебо. Конечно, не он один размышляет о мире без «черного золота», но именно он со своим чутьем художника сумел облечь фантазии о чистой планете в эффектную форму под названием «Гидрогеназа» (Hydrogenase). Это имя собственное позаимствовано у фермента, который играет важную роль в биохимических цепочках реакций, идущих в фотосинтезирующих организмах.
Не дымящая сигара, а воздушный поплавок
Футуристическая «Гидрогеназа» – это причудливый сплав воздухоплавания с садоводством. Венсан Каллебо, скорее всего, вдохновился давно носящимися в воздухе идеями прекрасной башни-сада или утилитарной башни-фермы. Но эти башни представляют собой стационарные строения. Сад же под облаками мобилен. Этот полужесткий дирижабль в воображении архитектора насчитывает в высоту 480 метров, а в диаметре, по «экватору» – 180 метров. Объем колосса должен составить 250 тысяч кубометров, вес – порядка 200 тонн.
Быстро перемещаться «Гидрогеназе» совершенно ни к чему, поэтому данный летательный аппарат имеет форму не горизонтальной сигары, а вертикального поплавка. Впрочем, Венсан Каллебо об аэродинамике не забыл. Наверное, совсем не случайно общими обводами и делением на дольки «Гидрогеназа» сильно смахивает на неторопливый, но впечатляющий своим масштабом летающий отель Aircruise.
Чистое топливо по совместительству
В последнее десятилетие в разных странах мира идут эксперименты с биотехнологическим получением водорода. Некоторые виды водорослей в определенных условиях начинают бурно вырабатывать H2, причем выход его в расчете на гектар посадок может быть в сто раз большим, чем при культивировании с той же энергетической целью рапса или подсолнечника. К слову, буквально на днях планета узнала о первом опыте прямого получения от водорослей электричества.
По мотивам такого рода исследований архитекторы уже придумывали экологические города, обеспечивающие сами себя «зеленой» энергией. Венсан Каллебо же посчитал, что аналогично могут снабжать себя подъемным газом – и топливом по совместительству – большие дирижабли. Только в данном случае заправочными станциями для них оказываются посадочные площадки, совмещающие в себе и плавающие в море причалы, и водородные биофермы.
На освоенные территории они не покушаются
Причал для дирижаблей планируется оборудовать 32 гидротурбинами, утилизирующими энергию морских течений. Новым сооружениям предписывается вставать на якорь близ городов. Значит, биореакторы на базе водорослей и воздушные вокзалы не станут отбирать площади ни у городов, ни у сельскохозяйственных угодий, ни у лесов. Кроме того, док-станции «Гидрогеназы» будут поставлять дирижаблям и окрестным населенным пунктам водород, заодно помогая поглощать углекислый газ и перерабатывать органические отходы.
Похожую «зеленую» составляющую Венсан Каллебо внедрил и в само летающее судно. В нем автор проекта предусмотрел многочисленные жилые помещения – на 67 этажах, офисы, лаборатории и зоны развлечений, а также миниатюрные сады-фермы – восемь отдельных участков. Электричество аппарату должны поставлять гибкие фотоэлектрические батареи и топливные элементы, перерабатывающие органические отходы. Зеленые сады на палубах судна заодно сыграют роль очистителей воды.
Самолеты не заменит, но…
Часть подъемной силы «Гидрогеназы» обеспечит гелий, часть – водород. Последний на борту может сжиматься компрессорами и закачиваться в компактные емкости, если необходим быстрый спуск дирижабля. Газ можно и выпускать обратно в многосекционные эластичные подъемные баллоны, для того чтобы летательный аппарат становился легче воздуха. Ради снижения веса все конструкции дирижабля решено выполнять из углеволоконных материалов. А его наноструктурированная поверхность будет отталкивать грязь, снег и лед.
Летать «ферменту» суждено на высоте порядка двух километров. Двадцать поворачиваемых воздушных винтов, по идее, обеспечат сооружению как вертикальную тягу для ускоренного взлета, так и горизонтальную – на марше со скоростью до 175 километров в час. Дальность полета «Гидрогеназы» – до 10 тысяч километров. Кто захочет отправиться на такое расстояние со скоростью поезда, неизвестно. Но у архитектора есть запасной план. Ведь «Гидрогеназа» не простое транспортное средство.
Венсан Каллебо говорит о новом поколении гибридных дирижаблей. Имея в виду при этом рост авиаперевозок, идущий на фоне все той же грядущей проблемы нехватки топлива и роста вредных выбросов в атмосферу. Но аппараты, которые легче воздуха, из-за тихоходности не заменят самолеты. Поэтому «Гидрогеназа» будет трудиться мобильной платформой для гуманитарных миссий, аварийно-спасательных работ, туризма, мониторинга океана или научных исследований.
Мечты могут осуществиться
Примечательно, что свои «фантазии» Венсан Каллебо базирует на вполне реальных достижениях в области материаловедения и биоинженерии. А значит, есть неплохой шанс, что «Гидрогеназа» и другие детища бельгийского изобретателя однажды действительно отправятся в рейс.
Дмитрий ЖУКОВ, по материалам сайта membrana.ru
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2010 год в рубрике проектир.