Строительное законодательство: понятное и исполнимое
19 апреля в Совете Республики состоялся Совместный семинар Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на тему «Законодательное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и правоприменительная практика».
За круглым столом собрались представители всех заинтересованных сторон: обеих Палат Национального собрания, Минстройархитектуры, Мингорисполкома. В центре обсуждения оказался проект республиканского Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Документ уже принят в первом чтении, теперь, на этапе подготовки к повторному обсуждению, возникла необходимость еще раз оценить все его положения в свете самых последних веяний, больших и очень сложных задач, стоящих перед строительной отраслью сегодня.
Руководил работой круглого стола председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению Геннадий Новицкий. В кратком вступительном слове он предельно четко сформулировал задачи собравшихся. Призвал, учитывая особую важность закона, вложить в него весь накопленный отраслью опыт, практические наработки, оценить существующий потенциал, направление движения, ближайшие и отдаленные перспективы, сделать будущий документ самодостаточным и действенным инструментом архитектурно- строительной политики. Открывая дискуссию, Геннадий Новицкий постарался сориентировать ее участников на максимально эффективную и плодотворную работу.
В этом контексте выступление первого заместителя министра строительства и архитектуры Михаила Абрамчука, посвященное достижениям отрасли и перспективам ее дальнейшего развития, показалось присутствующим некоторым недоразумением, хотя и было заявлено в программе мероприятия, правда, с акцентом на перспективы.
На первый взгляд, это, не относящееся впрямую к теме дискуссии, выступление можно было оставить без внимания. Однако и форма этого хорошо подготовленного доклада, и само его появление здесь заставляют задуматься о закономерности возникновения подобных накладок, а также признать, что выступление это было интересным с самых разных точек зрения.
Значительная его часть посвящалась переходу строительного комплекса страны на евронормы. С 1 января в Беларуси начали действовать 58 идентичных еврокодам технических кодексов, регламентирующих расчеты и проектирование конструкций из различных материалов. Также введены утвержденные в качестве национальных 668 гармонизированных с Директивой 89/106/ЕЕС европейских стандартов, на которые даны ссылки в еврокодах. Теперь у нас параллельно с национальными действуют общеевропейские нормы проектирования железобетонных конструкций, фундаментов, жилых и административных зданий, производства стройматериалов, пожарной безопасности и другие.
Завершить процесс перехода на евронормы необходимо до 1 августа текущего года. Специалисты министерства понимают и подчеркивают сложность, многообразие и масштабность возникающих в связи с этим задач. По сути, это означает перевод строительства, в самом широком смысле этого слова, на качественно новый уровень.
Как показывает практика принятия и внедрения евростандартов в сфере проектирования и строительства, в разных странах этот процесс занял от 7 до 15 лет. Реплика начальника главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры Валентины Назарук отсылает нас, в частности, к опыту Германии. По ее словам, переход на евронормы в этой стране растянулся на десять лет, и еще окончательно не завершен. Почему же немцы не торопятся, и возможно ли реально, а не на бумаге, ускорить процесс в десять раз? Горячее желание сделать это вполне понятно, оно продиктовано необходимостью привлечения иностранных инвестиций, стремлением к экспорту строительных услуг и технологий, интеграцией Беларуси в мировую экономику. Однако столь коротких путей европейские специалисты, например, не знают. Да и есть ли они?
Яркой иллюстрацией реального продвижения белорусских строителей по пути внедрения евронорм стал небольшой видеофильм, посвященный всем этапам создания первого в стране экспериментального энергоэффективного дома.
Институт НИПТИС начал разрабатывать идеологию строительства энергоэффективных зданий еще в 1998 году. Итогом многолетнего и кропотливого труда целого коллектива стал масштабный проект, уникальный не только для Беларуси, но и для Европы, где в подобном стандарте строят обычно малоэтажные дома. Многие примененные в энергоэффективном доме решения защищены патентами. Не будем сейчас вдаваться в технические подробности, скажем лишь, что проект был реализован только в 2007 году. Совершенствование характеристик энергоэффективного дома продолжается и сегодня.
Заявленные теплофизические свойства конструкций подтверждены результатами мониторинга, проведенного в течение зимнего периода 2007-2008 годов. Но о том, что жильцы так же довольны своим домом, как и его создатели, ничего сказано не было, а проект уже начали тиражировать. Уже в этом году планируется построить 300 тысяч квадратных метров подобного жилья. Готова ли отрасль реализовать подобные планы, также не было сказано. Удастся ли обеспечить достигнутую на этапе эксперимента энергоэффективность в серии? Есть ли для этого материалы, инженерное оборудование, специалисты, наконец? Вопросов много, но вернемся все же к проекту закона.
Работа над ним, как было сказано, ведется на протяжении трех лет. С основными новациями документа присутствующих познакомила Антонина Петрушина – начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в целях приведения его в соответствие с действующим законодательством. Здесь, наверное, следовало бы обратиться непосредственно к тексту документа. Однако сформулировать суть будущих нововведений простым языком, доступным не обремененному юридическим образованием человеку, оказалось весьма затруднительно. Цитаты же, изобилующие многочисленными ссылками на Указы и Законы разных лет, показались совсем не соответствующими газетному жанру.
Безуспешные попытки разрешить возникшую дилемму стали поводом к размышлению на тему о том, какими вообще должны быть законы. К счастью, эти мысли возникают не только у рядовых граждан. Об этом свидетельствует реплика Геннадия Новицкого относительно закона о самоуправлении Польши, где, по его словам, все просто, понятно, каждое положение содержит всего несколько фраз, не допускающих никаких разночтений.
Все это могло бы стать темой отдельного обсуждения, но с тем, что законы должны исполняться четко и безоговорочно, никто спорить не станет, а понятные законы и исполнять легко. Остается надеяться, что новый Закон, по которому строительная отрасль начнет работать уже в ближайшее время, будет именно таковым.
Людмила БУРАЯ
За круглым столом собрались представители всех заинтересованных сторон: обеих Палат Национального собрания, Минстройархитектуры, Мингорисполкома. В центре обсуждения оказался проект республиканского Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Документ уже принят в первом чтении, теперь, на этапе подготовки к повторному обсуждению, возникла необходимость еще раз оценить все его положения в свете самых последних веяний, больших и очень сложных задач, стоящих перед строительной отраслью сегодня.
Руководил работой круглого стола председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению Геннадий Новицкий. В кратком вступительном слове он предельно четко сформулировал задачи собравшихся. Призвал, учитывая особую важность закона, вложить в него весь накопленный отраслью опыт, практические наработки, оценить существующий потенциал, направление движения, ближайшие и отдаленные перспективы, сделать будущий документ самодостаточным и действенным инструментом архитектурно- строительной политики. Открывая дискуссию, Геннадий Новицкий постарался сориентировать ее участников на максимально эффективную и плодотворную работу.
В этом контексте выступление первого заместителя министра строительства и архитектуры Михаила Абрамчука, посвященное достижениям отрасли и перспективам ее дальнейшего развития, показалось присутствующим некоторым недоразумением, хотя и было заявлено в программе мероприятия, правда, с акцентом на перспективы.
На первый взгляд, это, не относящееся впрямую к теме дискуссии, выступление можно было оставить без внимания. Однако и форма этого хорошо подготовленного доклада, и само его появление здесь заставляют задуматься о закономерности возникновения подобных накладок, а также признать, что выступление это было интересным с самых разных точек зрения.
Значительная его часть посвящалась переходу строительного комплекса страны на евронормы. С 1 января в Беларуси начали действовать 58 идентичных еврокодам технических кодексов, регламентирующих расчеты и проектирование конструкций из различных материалов. Также введены утвержденные в качестве национальных 668 гармонизированных с Директивой 89/106/ЕЕС европейских стандартов, на которые даны ссылки в еврокодах. Теперь у нас параллельно с национальными действуют общеевропейские нормы проектирования железобетонных конструкций, фундаментов, жилых и административных зданий, производства стройматериалов, пожарной безопасности и другие.
Завершить процесс перехода на евронормы необходимо до 1 августа текущего года. Специалисты министерства понимают и подчеркивают сложность, многообразие и масштабность возникающих в связи с этим задач. По сути, это означает перевод строительства, в самом широком смысле этого слова, на качественно новый уровень.
Как показывает практика принятия и внедрения евростандартов в сфере проектирования и строительства, в разных странах этот процесс занял от 7 до 15 лет. Реплика начальника главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры Валентины Назарук отсылает нас, в частности, к опыту Германии. По ее словам, переход на евронормы в этой стране растянулся на десять лет, и еще окончательно не завершен. Почему же немцы не торопятся, и возможно ли реально, а не на бумаге, ускорить процесс в десять раз? Горячее желание сделать это вполне понятно, оно продиктовано необходимостью привлечения иностранных инвестиций, стремлением к экспорту строительных услуг и технологий, интеграцией Беларуси в мировую экономику. Однако столь коротких путей европейские специалисты, например, не знают. Да и есть ли они?
Яркой иллюстрацией реального продвижения белорусских строителей по пути внедрения евронорм стал небольшой видеофильм, посвященный всем этапам создания первого в стране экспериментального энергоэффективного дома.
Институт НИПТИС начал разрабатывать идеологию строительства энергоэффективных зданий еще в 1998 году. Итогом многолетнего и кропотливого труда целого коллектива стал масштабный проект, уникальный не только для Беларуси, но и для Европы, где в подобном стандарте строят обычно малоэтажные дома. Многие примененные в энергоэффективном доме решения защищены патентами. Не будем сейчас вдаваться в технические подробности, скажем лишь, что проект был реализован только в 2007 году. Совершенствование характеристик энергоэффективного дома продолжается и сегодня.
Заявленные теплофизические свойства конструкций подтверждены результатами мониторинга, проведенного в течение зимнего периода 2007-2008 годов. Но о том, что жильцы так же довольны своим домом, как и его создатели, ничего сказано не было, а проект уже начали тиражировать. Уже в этом году планируется построить 300 тысяч квадратных метров подобного жилья. Готова ли отрасль реализовать подобные планы, также не было сказано. Удастся ли обеспечить достигнутую на этапе эксперимента энергоэффективность в серии? Есть ли для этого материалы, инженерное оборудование, специалисты, наконец? Вопросов много, но вернемся все же к проекту закона.
Работа над ним, как было сказано, ведется на протяжении трех лет. С основными новациями документа присутствующих познакомила Антонина Петрушина – начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в целях приведения его в соответствие с действующим законодательством. Здесь, наверное, следовало бы обратиться непосредственно к тексту документа. Однако сформулировать суть будущих нововведений простым языком, доступным не обремененному юридическим образованием человеку, оказалось весьма затруднительно. Цитаты же, изобилующие многочисленными ссылками на Указы и Законы разных лет, показались совсем не соответствующими газетному жанру.
Безуспешные попытки разрешить возникшую дилемму стали поводом к размышлению на тему о том, какими вообще должны быть законы. К счастью, эти мысли возникают не только у рядовых граждан. Об этом свидетельствует реплика Геннадия Новицкого относительно закона о самоуправлении Польши, где, по его словам, все просто, понятно, каждое положение содержит всего несколько фраз, не допускающих никаких разночтений.
Все это могло бы стать темой отдельного обсуждения, но с тем, что законы должны исполняться четко и безоговорочно, никто спорить не станет, а понятные законы и исполнять легко. Остается надеяться, что новый Закон, по которому строительная отрасль начнет работать уже в ближайшее время, будет именно таковым.
Людмила БУРАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2010 год в рубрике официально