О рынках светопрозрачных конструкций

17 марта 2010 года в минском гостиничном комплексе «Юбилейный» состоялась 3-я международная отраслевая конференция «Рынок светопрозрачных конструкций Республики Беларусь – 2010. Перспективы. Энергосбережение. Материалы. Качество». Ее главным устроителем выступила белорусская Ассоциация производителей окон. На этом мероприятии выступил и автор настоящей статьи, в тезисном стиле попытавшийся осветить состояние и тенденции развития оконных рынков мира, Европы и Беларуси. Далее – развернутый рассказ на эту тему. Причем с уточнением сделанных сразу после конференции выводов по белорусским статистическим данным.

Дорогие обзоры

Следует отметить, что предлагаемые для специалистов в Интернете полные аналитические обзоры, посвященные рынкам окон и дверей в мире, Европе и отдельных странах, стоят, по белорусским меркам, слишком много. Так, цена обзора World Windows & Doors Market, опубликованного в июне 2009 года на сайте www.reportlinker.com, составляет 6100 долларов США, а наиболее подробного варианта обзора «Окна в Западной и Восточной Европе» от компании Interconnection Consulting – 25.800 евро. Поэтому в настоящей статье анализ международных рынков выполнен на основании доступных кратких изложений указанных и других обзоров, а также информации от немецкой компании Renolit и российской группы компаний ПРОПЛЕКС.

Аппетиты Китая растут

Согласно кратким сведениям по обзору World Windows & Doors Market, до конца 2013 года мировой спрос на светопрозрачные конструкции, как прогнозируется, будет возрастать более чем на 4 процента ежегодно. И в 2013-м дойдет, в денежном выражении, до 167 миллиардов долларов. Но это соответствует лишь половине достигнутого миром в период с 2003 по 2008 год. Во многом этот спад объясняется запланированным снижением цен на пластиковые и металлические окна по сравнению с повышенными уровнями цен в 2008-м. Кроме того, на росте доходов негативно скажутся слабые перспективы домостроения на большей части западноевропейского рынка. Предполагается, что до конца 2013 года самый значительный подъем произойдет в производстве пластиковых окон и дверей. Однако данная продукция будет занимать только пятую часть мирового рынка светопрозрачных конструкций. При этом рост продаж их пластиковых версий в значительной степени должен осуществиться за счет потребностей Китая, где эти изделия потеснят металлическую оконную продукцию. А вообще, китайские аппетиты в плане окон и светопрозрачных дверей в период с 2008 по 2013 год оцениваются более чем в половину роста всего мирового рынка указанных изделий.

Соединенные Штаты теряют лидерство

Ожидается, что потребности Китая в светопрозрачных конструкциях будут увеличиваться ежегодно примерно на 12 процентов и в 2013 году ответят сумме в 40 миллиардов долларов. Таким образом, все остальные национальные рынки останутся позади. Хотя показатель роста будет меньше, чем в 2003- 2008 годах, размер доходов от продаж оконной продукции продолжит возрастать. Расширение рынка светопрозрачных конструкций в Китае обусловливается быстрым ростом в этой стране строительства, в особенности зданий нежилого фонда. Прогнозируется, что к 2013 году Китай по доходам от продаж оконных изделий обгонит США и станет самым крупным игроком на мировом рынке светопрозрачных конструкций. В 2008-2013 годах ожидается также быстрый экономический рост развивающихся стран Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Хотя во многих странах этих регионов планеты уровни экономического развития пока невысоки, индустриализация и растущие доходы, тем не менее, делают свое дело. И там возникают хорошие предпосылки для повышения спроса на оконную продукцию. Что касается Соединенных Штатов, то здесь ожидается увеличение активности на рынке светопрозрачных конструкций не более чем на 3 процента в год и выход в 2013 году на его объем в 35 миллиардов долларов.

Германия не сплоховала

Доступные сведения по европейскому рынку даны в условных оконных единицах. Такая единица эквивалентна окну площадью 1,69 квадратного метра. Итак, в 2009 году по сравнению с 2008-м в Европе отмечен спад продаж оконной продукции примерно на 16 процентов. То есть в 2008 году был продано более 161 миллиона условных оконных единиц, а в 2009-м – 136 миллионов, на 25 миллионов меньше. Теперь о том, что в данном случае имеется в виду под Европой. Это 27 стран – членов Европейского Союза плюс Норвегия, Швейцария, Турция, Россия и Украина. Как видно, применительно к оконному рынку Беларусь, хоть и находится между Россией и Украиной, к Европе не причислена. Более всего в 2009 году снизился спрос на окна во Франции, Испании, Великобритании и Нидерландах, что объясняется ослаблением общей активности в строительной сфере указанных стран. В то же время достаточно хорошо обстояли оконные дела на ряде не самых больших рынков, например, Австрии и Польши. И меньше всего кризис задел обширный оконный рынок Германии. Здесь в 2009-м по сравнению с 2008-м произошел двухпроцентный рост продаж. То есть в 2008 году объем оконного рынка Германии составил примерно 11,9 миллиона условных оконных единиц, а в 2009-м – примерно 12,1 миллиона таких единиц. Примечательно следующее – подъем немецкого оконного рынка произошел за счет сферы реновации. А она получила ускоренное развитие в первую очередь благодаря увеличению государственных субсидий и растущей популярности энергосбережения.

Пластиковые окна по-прежнему популярны

Небезынтересно разделение оконного рынка Германии в зависимости от материала профилей. В 2009 году на долю пластиковых или, точнее, поливинилхлоридных окон приходилось 55,4 процента объема рынка, деревянных – 16,1 процента, алюминиевых – 21,4 процента и дерево-алюминиевых – 7,1 процента. К слову, в Италии, например, другое распределение: по данным 2007 года – 13,6; 47,5; 35,7 и 3,2 процента, соответственно. В целом же по Европе в 2009 году поливинилхлорид набрал 57,2 процента, древесина – 17,5 процента, алюминий – 22,0 процента и комбинация древесины и алюминия – 3,3 процента. Так что пластиковые окна в целом по Европе пальму первенства не теряют. Более того, их доля немного увеличилась. Что не случайно, ведь они дешевле деревянных и дают фору алюминиевым в теплотехническом смысле. Любопытно разделение европейского рынка в 2009 году и по регионам. По данным компании Renolit, Западная Европа занимает его на 52,2 процента, Восточная Европа – на 35,3 процента, Турция – на 12,5 процента (17 миллионов условных оконных единиц). Выходит, Турция – очевидный лидер, превосходящий по объему оконного рынка Германию в 1,4 раза? Видимо, данная информация нуждается в дополнительной проверке.

Российский потенциал огромен

Крупнейший торговый партнер Беларуси – Россия. Поэтому обойти стороной оконный рынок этой страны нельзя. Назвать его сейчас преуспевающим едва ли возможно. Так, по данным центра «О.К.Н.А. Маркетинг», спрос на поливинилхлоридные окна в начале 2009 года уменьшился в России на 45 процентов по сравнению с 2008 годом. Притом что в целом по строительству спад объемов производства в этой стране составил 70 процентов. Однако при всех расхождениях экспертов в оценке настоящего и будущего российского оконного рынка очевидно одно – его потенциал огромен. Ведь в России нужно много строить и модернизировать. В частности, трем четвертям россиян так или иначе необходимо заменять окна в своих жилищах. Что касается главной особенности современного российского рынка светопрозрачных конструкций, следует констатировать: он находится в стадии системной перестройки. Перестройки, которая обусловлена серьезными изменениями структуры спроса. Заметно уменьшились объемы коммерческого строительства. И важнейшими работами для российских оконщиков стали остекление по линии капремонта и выполнение частных заказов. Отдельные эксперты полагают, что кризис в оконной отрасли России можно преодолеть уже в 2010 году. Причем в любом случае не обойдется без укрупнения соответствующего бизнеса.

Беларуси легче, чем соседям

Трудности, связанные с кризисом, преследуют и белорусскую оконную отрасль. Однако по сравнению с Россией и Украиной экономическая ситуация в Беларуси оказалась менее печальной. Например, в 2009 году здесь построили около шести миллионов квадратных метров жилья, получив соответствующий годовой прирост примерно в 15 процентов. В 2010-м запланировано пойти еще дальше – выдать на-гора порядка семи миллионов квадратов общей жилой площади. Значит, с оконными предприятиями, работающими по государственным заказам, особых проблем не предвидится. Если только не выйдут на первый план проблемы, связанные с задолженностями по платежам. Как и во многих других странах, в Беларуси увеличиваются объемы модернизации жилья. В 2009-м они превысили 600 тысяч квадратных метров общей площади зданий, план на 2010-й – около миллиона квадратов. Естественно, реновация, как правило, включает и замену старых окон и дверей. В отличие от жилищного сектора строительство в коммерческом секторе в 2009 году заметно «просело». Не было в достаточном количестве денег. И – что характерно – в этой ситуации не одна оконная компания спаслась от краха благодаря частным заказчикам.

Дождемся окончательных данных

В предыдущей публикации о конференции «Рынок светопрозрачных конструкций Республики Беларусь – 2010. Перспективы. Энергосбережение. Материалы. Качество» автор настоящей статьи выразился так: «На конференции прозвучали показательные цифры, выведенные на основе предварительных данных Минстата республики. Так, производство стеклопакетов в Беларуси в 2009 году по сравнению с 2008 годом упало на 64,2 процента, оконных блоков из поливинилхлорида – на 70,2 процента, деревянных оконных блоков – на 27,9 процента. Все указанные проценты относятся к количествам изделий в квадратных метрах. Впрочем, сравнение пока сделано без данных 2009 года по подсобным промышленным производствам и организациям малого бизнеса негосударственной формы собственности. Но вряд ли вклад этих производителей в достижение менее впечатляющих процентов спада может быть существенным». Так вот – последнее предложение здесь не совсем корректное. Ибо «вклад этих производителей» на самом деле может быть и другим. Но каким? Чтобы точно узнать об этом, придется ждать до мая или июня 2010 года, так как «окончательными данными за 2009 год и уточненными данными за 2008 год Белстат (Национальный статистический комитет Республики Беларуси) будет располагать после разработки годовой отчетности в мае 2010 года».

Ввозить и вывозить стали меньше

Теперь о некоторых данных таможенной статистики по Беларуси. Импорт таких товаров, как «мононить с размером поперечного сечения более 1 миллиметра, прутки, стержни и профили фасонные, с обработанной или необработанной поверхностью, но не подвергшейся иной обработке, из поливинилхлорида», к которым относится поливинилхлоридный оконный и дверной профиль, упал с 86,1 миллиона долларов (28,9 тысячи тонн) в 2008 году до 52,9 миллиона долларов (18,8 тысячи тонн) в 2009 году. Экспорт тех же товаров, напротив, увеличился – с 4,0 миллиона долларов (2,2 тысячи тонн) до 16,4 миллиона долларов (16,4 тысячи тонн). Данный рост напрямую связан с увеличением белорусских мощностей по производству поливинилхлоридного профиля. Снизился импорт таких товаров, как «профили полые из алюминиевых сплавов», – с 18,3 миллиона долларов (2,9 тысячи тонн) до 7,9 миллиона долларов (1,8 тысячи тонн). Что касается экспорта данных профилей, то он в натуральном выражении остался практически на прежнем уровне – 8,5 и 8,4 тысячи тонн, а в денежном – снизился: с 44,2 до 29,5 миллиона долларов. Последнее обстоятельство объясняется тем, что подешевел алюминий. В целом же объемы импорты и экспорта товаров, относящихся к светопрозрачным конструкциям, в 2009-м по сравнению с 2008 годом заметно снизились.

Ставить точку еще рано

В настоящей статье не даны точные ответы на многие вопросы, связанные с состоянием и перспективами рынков светопрозрачных конструкций. Но, думается, в обозримом будущем в распоряжении автора окажутся более-менее полные статистические данные. И тогда появится повод еще раз рассказать о прошлом, настоящем и будущем оконных рынков.

Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2010 год в рубрике мат. и тех.

©1995-2024 Строительство и недвижимость