Оконные дела с точки зрения маститого архитектора
17 марта 2010 года в минском гостиничном комплексе «Юбилейный» прошла 3-я международная отраслевая конференция «Рынок светопрозрачных конструкций Республики Беларусь – 2010. Перспективы. Энергосбережение. Материалы. Качество». Чтобы не запутать читателей, стоит упомянуть, что одновременно с этим мероприятием тоже в Минске, но в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау состоялся другой форум подобного рода – 3-я международная практическая конференция «Белорусский оконный рынок – 2010». Так вот – в «Юбилейном» выступил и минский архитектор Борис ШКОЛЬНИКОВ (на фото), руководитель собственной творческой мастерской и профессор Международной академии архитектуры. Далее – изложение сказанного одним из мэтров белорусского зодчества.
Приходилось даже обходить квартиры
Я выслушал здесь, на конференции, несколько выступлений. И понимаю те проблемы, о которых вы говорите. Мне они тоже представляются очень важными, и я вам, оконщикам, сопереживаю. Собственно, многие вещи в вашем деле и в проектировании, которым занимаемся мы, архитекторы, близки. Поэтому я считаю нас всех партнерами, делающими общее дело.
Меня как архитектора, нашу мастерскую, да и всех архитекторов – такова специфика профессии – интересует в первую очередь следующее: чтобы пространства, дома и квартиры, которые мы создаем не без вас, представителей оконной отрасли, были удобными и комфортными. Причем с точки зрения как технологии строительства и физико-технических характеристик, так и эстетики. Тут немало говорилось о физике, и я вас, оконщиков, поддерживаю. С соответствующими проблемами и мы, проектировщики, сталкиваемся. Скажем, мне как человеку, зачастую выполняющему функции генерального проектировщика, при сдаче домов приходится видеть много проблем, связанных с отсутствием принудительной вентиляции. Доходило до того, что мне иногда даже приходилось обходить квартиры и показывать, как работает окно в системе микрофильтрации.
Заказчику вентиляция и шумозащита не нужны?
Окно надо не только изготовить и установить, проделав всю эту работу качественно. К сожалению, существуют эксплуатационные факторы, которые не всегда работают на пользу вашей и нашей профессии. Кстати, по сути своей, единой профессии – создавать добротные и уютные здания. Поэтому мы, проектировщики, иногда сами себя, честно говоря, подстраховываем. Мы пишем: определить систему микрофильтрации, обеспечения притока воздуха в помещения через оконные проемы. То есть мы знаем заранее, что все это будет весьма трудно сделать, но в проектах вынуждены об этом писать. Второе – шумозащита. Окна должны отвечать соответствующим нормативным требованиям. Но, понятно, что при открытой форточке добиться этого невозможно. Я сам живу в квартире с пластиковыми окнами. Дом новый, расположен вблизи «громкой» минской улицы Орловской. Мы на ночь открываем окно, так ввиду этого у нас в квартире стоит довольно дикий шум. А из-за моей нервной профессии порой ночью не спишь и чувствуешь, до какой степени по причине шума в квартире некомфортно.
Думаю, в плане эксплуатационных факторов мы ничего нового не открываем. На самом деле весь необходимый опыт существует. Только есть одна проблема – заказчик не хочет тратить деньги и отказывается реализовывать необходимую вентиляцию и звукоизоляцию, не выполняет условия проекта. А мы как проектировщики вынуждены при сдаче объекта – никуда с этого корабля денешься – подписывать соответствующие акты госкомиссии. И в итоге получается то, что получается. Поэтому очень хорошо, что есть Ассоциация производителей окон. В ее рамках сообща можно ставить эти вопросы.
За хорошую архитектуру стоит и доплатить
Теперь от печального перейду к более-менее приятному. Мы стараемся проектировать, как правило, необычные по архитектурным решениям дома. А хорошая архитектура – это определенная добавленная стоимость. Так мне сказал один из заказчиков, и мне это очень понравилось. В общем, люди чувствуют, что такое красивый и комфортный дом. И за красоту, я уверен, они готовы платить. Красивые же вещи связаны с определенными инновациями.
Безусловно, пластиковые окна имеют свою специфику по габаритным размерам, способам открывания, цветовой гамме и т.д. В этом плане мне очень нравится работа с компанией «Орбита». Плодотворно мы поработали и с другой белорусской компанией, «Минские окна», построив совместно с ней дом по Казарменному переулку в Минске. Кстати, до сих пор этот объект выглядит нормально, хотя построен сравнительно давно. На нем впервые были применены окна с широкими профилями. А сейчас мы с «Минскими окнами» строим жилые дома целыми кварталами, это микрорайон по улице Кальварийской в Минске. Примечательно, что здесь используются двухэтажные окна. Вообще-то оконная отрасль предлагает множество необычных и технически довольно сложных, но, на мой взгляд, интересных решений, дающих преимущества в архитектуре. Но процесс их реализации непрост. Многое приходится доказывать заказчикам, согласовывать с производителями окон, и мы немало собственных трудностей испытываем. Ведь этот путь мы проходим впервые.
Опыта не хватает, а лицензия есть. И наоборот
С чем мы сталкиваемся? С тем, что не имеем достаточного опыта конкретного проектирования, связанного со светопрозрачными конструкциями. Впрочем, он нам по большому счету не очень-то и нужен. Ведь мы традиционно рисуем просто схемы установки окон, необходимые типовые узлы и схемы самих окон и витражей. Уместно сообщить, что мы уже закладываем в проекты высокое, до пяти метров, остекление террас, жилых и общественных помещений. Применяем при этом довольно-таки сложную цветовую гамму. Следовательно, для нас очень важно близкое сотрудничество с оконщиками. Однако зачастую компании, производящие окна, не имеют лицензии на проектирование своих специфических конструкций. А у нас есть лицензия, но мы не обладаем достаточным опытом проектирования. Поэтому мне представляется, что в рамках, допустим, Ассоциации производителей окон стоит иметь хотя бы небольшую проектную группу с лицензией на проектирование светопрозрачных конструкций. И мы передавали бы соответствующую работу в эту группу. Говорю в данном случае только за себя, за коллег не ручаюсь.
Такой небезынтересный факт. Приехали к нам литовцы и говорят: «Мы все сделаем». Что вы, спрашиваем, конкретно сделаете? «Полностью всю оболочку здания, весь проект, да еще выполним все в натуре. То есть сначала подготовим проектную документацию со сметой, создадим для заказчика задел, необходимый для проведения тендерных торгов, и будем работать дальше». Мне кажется, такой комплексный подход достаточно перспективный. В том числе в случае высотных зданий, которые мы проектируем, активно занимаясь и витражными системами. Так, в настоящее время на проспекте Победителей в Минске на месте кафе «Реченька» по нашему проекту строится здание 30-этажного бизнес-центра.
Сегодня каждая копейка на счету
Все знают «Александров пассаж», который находится в Минске на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова. Там мы имеем проблемы. Я сам в этом здании работаю и вижу, что в нем не было сделано открывающихся фрамуг. Опять же – в ходе строительства приходит желание сэкономить. Первое, что я сделал, когда «поселился» в «Александровом пассаже», сам все это согласовал и подписал. Что в итоге? Когда этот бизнес-центр начал эксплуатироваться, фрамуги пришлось врезать. Иначе был бы дискомфорт. Мы просто вынуждены открывать окна, так как в мастерской, с одной стороны, много работающего оборудования, а с другой – хочется экономить. В «Александровом пассаже» стоят поэтажные системы вентиляции, которые пожирают электричество невероятным образом. То же самое с кондиционированием. Такие счета за электроэнергию приходят! Вот я и стараюсь экономить, потому что сегодня каждая копейка на счету.
Эстетика превыше всего!
В заключение своего, может быть, немного эмоционального выступления – к нему я специально не готовился – хочу сказать, что в принципе нам вместе нужно больше работать над эстетической составляющей наших зданий.
Дмитрий ЖУКОВ,
фото автора
Приходилось даже обходить квартиры
Я выслушал здесь, на конференции, несколько выступлений. И понимаю те проблемы, о которых вы говорите. Мне они тоже представляются очень важными, и я вам, оконщикам, сопереживаю. Собственно, многие вещи в вашем деле и в проектировании, которым занимаемся мы, архитекторы, близки. Поэтому я считаю нас всех партнерами, делающими общее дело.
Меня как архитектора, нашу мастерскую, да и всех архитекторов – такова специфика профессии – интересует в первую очередь следующее: чтобы пространства, дома и квартиры, которые мы создаем не без вас, представителей оконной отрасли, были удобными и комфортными. Причем с точки зрения как технологии строительства и физико-технических характеристик, так и эстетики. Тут немало говорилось о физике, и я вас, оконщиков, поддерживаю. С соответствующими проблемами и мы, проектировщики, сталкиваемся. Скажем, мне как человеку, зачастую выполняющему функции генерального проектировщика, при сдаче домов приходится видеть много проблем, связанных с отсутствием принудительной вентиляции. Доходило до того, что мне иногда даже приходилось обходить квартиры и показывать, как работает окно в системе микрофильтрации.
Заказчику вентиляция и шумозащита не нужны?
Окно надо не только изготовить и установить, проделав всю эту работу качественно. К сожалению, существуют эксплуатационные факторы, которые не всегда работают на пользу вашей и нашей профессии. Кстати, по сути своей, единой профессии – создавать добротные и уютные здания. Поэтому мы, проектировщики, иногда сами себя, честно говоря, подстраховываем. Мы пишем: определить систему микрофильтрации, обеспечения притока воздуха в помещения через оконные проемы. То есть мы знаем заранее, что все это будет весьма трудно сделать, но в проектах вынуждены об этом писать. Второе – шумозащита. Окна должны отвечать соответствующим нормативным требованиям. Но, понятно, что при открытой форточке добиться этого невозможно. Я сам живу в квартире с пластиковыми окнами. Дом новый, расположен вблизи «громкой» минской улицы Орловской. Мы на ночь открываем окно, так ввиду этого у нас в квартире стоит довольно дикий шум. А из-за моей нервной профессии порой ночью не спишь и чувствуешь, до какой степени по причине шума в квартире некомфортно.
Думаю, в плане эксплуатационных факторов мы ничего нового не открываем. На самом деле весь необходимый опыт существует. Только есть одна проблема – заказчик не хочет тратить деньги и отказывается реализовывать необходимую вентиляцию и звукоизоляцию, не выполняет условия проекта. А мы как проектировщики вынуждены при сдаче объекта – никуда с этого корабля денешься – подписывать соответствующие акты госкомиссии. И в итоге получается то, что получается. Поэтому очень хорошо, что есть Ассоциация производителей окон. В ее рамках сообща можно ставить эти вопросы.
За хорошую архитектуру стоит и доплатить
Теперь от печального перейду к более-менее приятному. Мы стараемся проектировать, как правило, необычные по архитектурным решениям дома. А хорошая архитектура – это определенная добавленная стоимость. Так мне сказал один из заказчиков, и мне это очень понравилось. В общем, люди чувствуют, что такое красивый и комфортный дом. И за красоту, я уверен, они готовы платить. Красивые же вещи связаны с определенными инновациями.
Безусловно, пластиковые окна имеют свою специфику по габаритным размерам, способам открывания, цветовой гамме и т.д. В этом плане мне очень нравится работа с компанией «Орбита». Плодотворно мы поработали и с другой белорусской компанией, «Минские окна», построив совместно с ней дом по Казарменному переулку в Минске. Кстати, до сих пор этот объект выглядит нормально, хотя построен сравнительно давно. На нем впервые были применены окна с широкими профилями. А сейчас мы с «Минскими окнами» строим жилые дома целыми кварталами, это микрорайон по улице Кальварийской в Минске. Примечательно, что здесь используются двухэтажные окна. Вообще-то оконная отрасль предлагает множество необычных и технически довольно сложных, но, на мой взгляд, интересных решений, дающих преимущества в архитектуре. Но процесс их реализации непрост. Многое приходится доказывать заказчикам, согласовывать с производителями окон, и мы немало собственных трудностей испытываем. Ведь этот путь мы проходим впервые.
Опыта не хватает, а лицензия есть. И наоборот
С чем мы сталкиваемся? С тем, что не имеем достаточного опыта конкретного проектирования, связанного со светопрозрачными конструкциями. Впрочем, он нам по большому счету не очень-то и нужен. Ведь мы традиционно рисуем просто схемы установки окон, необходимые типовые узлы и схемы самих окон и витражей. Уместно сообщить, что мы уже закладываем в проекты высокое, до пяти метров, остекление террас, жилых и общественных помещений. Применяем при этом довольно-таки сложную цветовую гамму. Следовательно, для нас очень важно близкое сотрудничество с оконщиками. Однако зачастую компании, производящие окна, не имеют лицензии на проектирование своих специфических конструкций. А у нас есть лицензия, но мы не обладаем достаточным опытом проектирования. Поэтому мне представляется, что в рамках, допустим, Ассоциации производителей окон стоит иметь хотя бы небольшую проектную группу с лицензией на проектирование светопрозрачных конструкций. И мы передавали бы соответствующую работу в эту группу. Говорю в данном случае только за себя, за коллег не ручаюсь.
Такой небезынтересный факт. Приехали к нам литовцы и говорят: «Мы все сделаем». Что вы, спрашиваем, конкретно сделаете? «Полностью всю оболочку здания, весь проект, да еще выполним все в натуре. То есть сначала подготовим проектную документацию со сметой, создадим для заказчика задел, необходимый для проведения тендерных торгов, и будем работать дальше». Мне кажется, такой комплексный подход достаточно перспективный. В том числе в случае высотных зданий, которые мы проектируем, активно занимаясь и витражными системами. Так, в настоящее время на проспекте Победителей в Минске на месте кафе «Реченька» по нашему проекту строится здание 30-этажного бизнес-центра.
Сегодня каждая копейка на счету
Все знают «Александров пассаж», который находится в Минске на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова. Там мы имеем проблемы. Я сам в этом здании работаю и вижу, что в нем не было сделано открывающихся фрамуг. Опять же – в ходе строительства приходит желание сэкономить. Первое, что я сделал, когда «поселился» в «Александровом пассаже», сам все это согласовал и подписал. Что в итоге? Когда этот бизнес-центр начал эксплуатироваться, фрамуги пришлось врезать. Иначе был бы дискомфорт. Мы просто вынуждены открывать окна, так как в мастерской, с одной стороны, много работающего оборудования, а с другой – хочется экономить. В «Александровом пассаже» стоят поэтажные системы вентиляции, которые пожирают электричество невероятным образом. То же самое с кондиционированием. Такие счета за электроэнергию приходят! Вот я и стараюсь экономить, потому что сегодня каждая копейка на счету.
Эстетика превыше всего!
В заключение своего, может быть, немного эмоционального выступления – к нему я специально не готовился – хочу сказать, что в принципе нам вместе нужно больше работать над эстетической составляющей наших зданий.
Дмитрий ЖУКОВ,
фото автора
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2010 год в рубрике мат. и тех.