Качество в режиме онлайн

По результатам выборочных проверок госнадзора РУП «Белорусского государственного института метрологии» 98 процентов белорусских коммерческих предприятий, реализующих материалы для строительства и ремонта, торгуют с нарушениями. На протяжении года инспекторы госнадзора проверяли соблюдение требований ТНПА (технических нормативных правовых актов) на строительную продукцию в торговых точках индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий.

Официально 2010 год объявлен годом качества. В прошлом году мы в режиме on-line прочувствовали, что такое КАЧЕСТВО продукции и как оно влияет на СБЫТ.

Произвести качественную продукцию – это еще не все, нужно суметь ее продать. Поэтому вопрос обеспечения качества продукции серьезно волнует сегодня и производителей, и торговлю. Первым нужно произвести ходовой и, что важно, качественный товар, последним – быстро и выгодно купить/продать товар, который пользуется спросом.

Однако простому покупателю сложно оценить качество какой бы то ни было продукции «на глаз». Тем более сложно определить качество стройматериалов и товаров для ремонта, на которых отсутствует маркировка (сведения о составе и происхождении товара). Небрежное отношение продавцов к покупателю, их нежелание обеспечить потребителя полной информацией о товаре стали причиной нарушения законодательства в 98 случаях из 100. Как правило, недобросовестные продавцы игнорируют требования статьи 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителя», которая говорит о том, что потребитель имеет право на информацию о товарах (работах, услугах), в том числе их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях). Игнорируя эту норму закона, продавцы создают себе и покупателю множество проблем. Тот факт, что в маркировке должна быть указана необходимая информация о товаре, не подлежит сомнению.

К тому же от ряда позиций, указанных в маркировке, например, от срока годности, условий хранения, класса опасности, способа применения продукта напрямую зависит не только качество товара, но и его безопасность. В большей степени это касается отделочно-шпатлевочных смесей для стен, защитно-декоративных покрытий для столярных изделий для внутренних и наружных деревянных поверхностей, современных средств для окон и дверей длительной защиты (лаков), каучуко-битумных антикоррозийных мастик, акриловых грунтовок глубокопроникающих для внутренних и наружных работ, акриловых герметиков для паркета, пен монтажных зимних и всесезонных. Нередко на рынке можно встретить стройматериалы с истекшими сроками годности или потенциально опасную для здоровья человека продукцию, на которой отсутствует информация об ограничении ее применения в жилых помещениях.

Общие требования к содержанию информации о товаре установлены Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Согласно статье 7 этого Закона до потребителя должна быть доведена следующая информация:

- наименование товара;
- наименование (фирменное наименование) изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая наименование страны-изготовителя); - обозначение ТНПА, в соответствии с которыми изготовляется и поставляется товар;
- основное (функциональное) назначение и область применения товаров, сведения об основных потребительских свойствах товаров (характеристиках, параметрах, эксплуатационных показателях и т.п.), а также сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (если это предусмотрено ТНПА на конкретный вид продукции);
- сведения о количестве и комплектности (составе) товара;
- сведения о подтверждении соответствия товаров (при наличии);
- цена;
- дата изготовления и, при наличии, дата упаковки;
- гарантийный срок;
- срок службы, или срок годности, или срок хранения;
- товарный знак (при наличии);
- штриховой идентификационный код (в соответствии с законодательством).

Не менее распространенным нарушением законодательства Республики Беларусь является отсутствие у продавцов сертификатов соответствия на продукцию. И хотя это требование изложено в части 4 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», каждые 30 торговых точек из 100 проверенных не могут документально подтвердить качество и легальность происхождения товара.

Еще один важный нормативный акт, в котором подробно изложено, какими документами продавец ДОЛЖЕН подтверждать качество реализуемой продукции – это Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 415 от 21.04.2005 г. «Об утверждении перечня документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами».

В заключение отметим, что значительная часть нарушений, касающихся подтверждения соответствия товара установленным требованиям, в части маркировки и перевода маркировки на русский язык, приходится на импортную продукцию.

Марина ЛАТЫШЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2010 год в рубрике официально

©1995-2024 Строительство и недвижимость