Развитие придорожного сервиса
По информации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, развитие придорожного сервиса в стране сдерживают отдельные нерешенные проблемы. Например, однозначно не определена процедура выделения земельных участков, по итогам аукциона или без проведения аукциона, под объекты придорожного сервиса. Отсутствует масштабное кредитование инвесторов. Нет конкуренции между крупными автозаправочными станциями, что ведет к ухудшению качества и количества предоставляемых услуг.
Кроме того, отсутствует выстроенная процедура взаимодействия при выделении земельных участков облисполкомов, райисполкомов, Госкомимущества Беларуси, фондов облимущества, областных филиалов проектного института Белгипрозем в связи с изменениями нормативной базы. Решению этих проблемных вопросов и будет способствовать разработанный Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси, Министерством торговли Беларуси и Министерством спорта и туризма Беларуси пакет документов.
На макроэкономическом уровне в стране уже реализован ряд мер, направленных на развитие придорожного сервиса. Законодательно закреплен ряд налоговых и иных льгот для инвесторов и владельцев объектов сервиса. Созданная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы придорожного сервиса, соответствует современным требованиям рынка услуг и способствует развитию придорожного сервиса в Беларуси.
В нынешнем году действия Минтранса Беларуси сконцентрированы на информировании пользователей автодорог и перевозчиков о существующей сети объектов сервиса, качестве и объеме оказываемых на них услуг. Стабильность и постоянство существующей нормативно-правовой базы позволит создать условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Госкомимущества Беларуси при выделении земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.
Следует надеяться, что прозрачность и неизменность правил осуществления хозяйственной деятельности предприятий и предсказуемость ситуации на рынке оказания услуг придорожного сервиса позволят привлечь в данную сферу дополнительное количество инвесторов.
Со своей стороны, Госкомимущества Беларуси информирует о том, что проблем с выделением земельных участков для развития придорожного сервиса в Беларуси нет. Порядок изъятия и предоставления земельных участков для строительства объектов на территории Беларуси установлен указом номер 667 от 27 декабря 2007 года «Об изъятии и предоставлении земельных участков» с изменениями и дополнениями, внесенными указом номер 64 от 6 февраля 2009 года, вступившим в силу с 1 мая 2009 года.
В документе пошагово установлен порядок выделения земельных участков, в том числе и для строительства объектов придорожного сервиса, взаимодействия при выделении земельных участков облисполкомов, райисполкомов, Госкомимущества, фондов облимущества, областных филиалов проектного института Белгипрозем. Кроме того, в указе четко сказано, в каких случаях земельные участки предоставляются в установленном порядке по результатам аукциона, а в каких без проведения аукциона.
С учетом интересов государства, с 1 мая 2009 года нормами указа предусмотрено предоставление земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для оказания услуг, это относится и к объектам придорожного сервиса, без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, за исключением размещения таких объектов в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тысяч человек, а также строительства автозаправочных станций.
Вместе с тем, если размещение автозаправочной станции определено программой, утвержденной президентом или правительством Беларуси, земельные участки также должны предоставляться без проведения аукционов. Таким образом, процедура выделения земельных участков для объектов придорожного сервиса ни в коей мере не является фактором, сдерживающим развитие придорожного сервиса в стране.
Кроме того, в целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Беларуси принят указ номер 270 от 15 мая 2008 года «О мерах по развитию придорожного сервиса», согласно которому земельные участки для строительства объектов придорожного сервиса в придорожной полосе республиканских автомобильных дорог предоставляются без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства.
Сергей ЗОЛОТОВ
Кроме того, отсутствует выстроенная процедура взаимодействия при выделении земельных участков облисполкомов, райисполкомов, Госкомимущества Беларуси, фондов облимущества, областных филиалов проектного института Белгипрозем в связи с изменениями нормативной базы. Решению этих проблемных вопросов и будет способствовать разработанный Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси, Министерством торговли Беларуси и Министерством спорта и туризма Беларуси пакет документов.
На макроэкономическом уровне в стране уже реализован ряд мер, направленных на развитие придорожного сервиса. Законодательно закреплен ряд налоговых и иных льгот для инвесторов и владельцев объектов сервиса. Созданная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы придорожного сервиса, соответствует современным требованиям рынка услуг и способствует развитию придорожного сервиса в Беларуси.
В нынешнем году действия Минтранса Беларуси сконцентрированы на информировании пользователей автодорог и перевозчиков о существующей сети объектов сервиса, качестве и объеме оказываемых на них услуг. Стабильность и постоянство существующей нормативно-правовой базы позволит создать условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Госкомимущества Беларуси при выделении земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.
Следует надеяться, что прозрачность и неизменность правил осуществления хозяйственной деятельности предприятий и предсказуемость ситуации на рынке оказания услуг придорожного сервиса позволят привлечь в данную сферу дополнительное количество инвесторов.
Со своей стороны, Госкомимущества Беларуси информирует о том, что проблем с выделением земельных участков для развития придорожного сервиса в Беларуси нет. Порядок изъятия и предоставления земельных участков для строительства объектов на территории Беларуси установлен указом номер 667 от 27 декабря 2007 года «Об изъятии и предоставлении земельных участков» с изменениями и дополнениями, внесенными указом номер 64 от 6 февраля 2009 года, вступившим в силу с 1 мая 2009 года.
В документе пошагово установлен порядок выделения земельных участков, в том числе и для строительства объектов придорожного сервиса, взаимодействия при выделении земельных участков облисполкомов, райисполкомов, Госкомимущества, фондов облимущества, областных филиалов проектного института Белгипрозем. Кроме того, в указе четко сказано, в каких случаях земельные участки предоставляются в установленном порядке по результатам аукциона, а в каких без проведения аукциона.
С учетом интересов государства, с 1 мая 2009 года нормами указа предусмотрено предоставление земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для оказания услуг, это относится и к объектам придорожного сервиса, без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, за исключением размещения таких объектов в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тысяч человек, а также строительства автозаправочных станций.
Вместе с тем, если размещение автозаправочной станции определено программой, утвержденной президентом или правительством Беларуси, земельные участки также должны предоставляться без проведения аукционов. Таким образом, процедура выделения земельных участков для объектов придорожного сервиса ни в коей мере не является фактором, сдерживающим развитие придорожного сервиса в стране.
Кроме того, в целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Беларуси принят указ номер 270 от 15 мая 2008 года «О мерах по развитию придорожного сервиса», согласно которому земельные участки для строительства объектов придорожного сервиса в придорожной полосе республиканских автомобильных дорог предоставляются без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2009 год в рубрике официально