Семинар EEW-9 прошел в потемках, но высветил уйму проблем

На международном научно-практическом семинаре EEW-9 «Энергоэффективные окна – 9», состоявшемся 21 и 22 сентября 2009 года в столице Беларуси в условиях фирменных потемок минского клуба «Реактор», говорилось о разработке и внедрении новых решений в сфере светопрозрачных конструкций зданий различного назначения. В основном рассматривались примерно одинаковые оконные дела Беларуси, России и Украины. И выяснилось, что разномастных проблем, связанных с названными конструкциями, в этих странах более чем достаточно. Но при остром желании преодолеть их можно. Далее – избранные места из трех семинарских выступлений.

Почему применяется мало хороших окон

Александр СПИРИДОНОВ, президент российской Ассоциации производителей энергоэффективных окон АПРОК, Москва:

– О российской отрасли светопрозрачных конструкций в 2008 году. Это более 10 тысяч предприятий и более 200 тысяч работающих. В 2007-м эта отрасль произвела около 55 миллионов квадратных метров указанных конструкций. Оборот данного рынка составил более 8 миллиардов евро. Сейчас в России существуют все возможности для производства любых видов светопрозрачной продукции. В связи с кризисом, который больнее всего ударил по России, Украине и Беларуси, рынок в России сократился примерно наполовину. Пошли интересные процессы. Многие небольшие фирмы «заморозили» свое оборудование и стали дилерами крупных фирм. Но уже есть примеры банкротства крупных фирм. А лучше, по-моему, начнет становиться году в 2011-м. Все мы страдаем оттого, что умеем делать очень хорошие конструкции, но нас заставляют монтировать и дешевые, и плохие окна. Почему в России применяют мало хороших светопрозрачных конструкций? Причин тому шесть.

Первая причина – незаинтересованность генеральных подрядчиков в реальной экономии энергии при эксплуатации зданий. Подрядчики получают от инвестора некоторую сумму, и их задача заключается в том, чтобы построить как можно дешевле, а энную сумму положить в карман. Вот данные по Москве на апрель 2009-го. Стоимость квадратного метра окна с его установкой составила примерно 150 долларов. Уместно напомнить, что площадь световых проемов в помещении – это порядка 20 процентов от площади пола. Соответственно, процент увеличения стоимости квартиры за счет окон составляет всего 0,65 процента. Если же ставить окна с сопротивлением теплопередаче не менее 0,8 м2((С/Вт, то их стоимость повышает стоимость квартиры всего на 0,87 процента. И непонятно, почему возникает буря в стакане воды из-за такой мелочи.

О второй причине. С 1 января 2011 года в экспериментальном строительстве Москвы, которое будет составлять здесь заметную долю, сопротивление теплопередаче окон должно быть не менее 0,8, с 1 января 2015 года – 1,0 и с 1 января 2020 года – 1,1. По этому поводу мне стали жаловаться: имеющаяся промышленность не сумеет обеспечить эти значения. Я попросил разных разработчиков профиля дать одной из их фирм заказ на тысячу окон двух модификаций: во-первых, массово применяемых с трехкамерным поливинилхлоридным профилем и двухкамерным стеклопакетом с обычными стеклами с сопротивлением теплопередаче порядка 0,51-0,52 и, во-вторых, с пятикамерным поливинилхлоридным профилем и двухкамерным стеклопакетом с одним теплоотражающим И-стеклом и заполнением камер аргоном с сопротивлением теплопередаче порядка 0,81-0,83. Квадратный метр первого варианта в среднем стоил 3050 российских рублей, а второго – 3420 российских рублей. Значит, разница между стоимостью плохого и хорошего окна, без установки и торговой наценки, чуть больше 10 процентов. А при больших объемах заказов эту разницу можно снизить.

Третья причина – как правило, инвестору не сообщают, что основная часть тепловых потерь в зданиях приходится на фасады и в том числе окна. Четвертая причина – потребитель от установки энергоэффективного окна ничего не получает. Так, в Москве при тепловой модернизации зданий не трогают тепловые сети. И в утепленных домах очень часто в холодную погоду открыты все окна, так как жильцы не имеют возможности уменьшить приход тепла.

О пятой причине. Расход тепла на квадратный метр здания в Германии до 1995 года составлял порядка 220 киловатт-часов в год. После 1995 года эта цифра была уменьшена до 100, а согласно закону 2002 года – до 70. Это касалось новых зданий, а для существующих установили период перехода к новым показателям, равный пяти годам. Если предписанное не выполнялось, накладывались штрафы, выписывались астрономические счета за отопление, уменьшались страховые суммы. В 2012 году расход тепловой энергии в немецких зданиях решено ограничить 40 киловатт-часами на квадратный метр в год. В России и Беларуси дела обстоят примерно одинаково. В России предписанный СНиП «Тепловая защита зданий» расход тепловой энергии – 85-95 киловатт-часов на квадратный метр в год в зависимости от типа здания. По данным Мосгорэкспертизы этот расход в зданиях, построенных после 2000 года, фактически составляет 160-180. Если взять весь жилой фонд Москвы, в нем в среднем тратится 320 киловатт-часов на квадратный метр в год. О шестой причине. В России отсутствует реальная связь между теплотехническими характеристиками фасадов, в том числе окон, и системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. На самом же деле такая связь есть. Еще на стадии капвложений может происходить экономия за счет применения энергоэффективных окон и менее мощной, чем в случае обычных окон, системы ОВК. Коллега из Канады несколько лет назад сказал, что хорошие окна надо продавать вместе с такими системами. К сожалению, до сих пор редко получаются нормальные отношения у оконщиков и у тех, кто занимается системами ОВК. Ведь если окна энергоэффективные, вторые меньше зарабатывают. В таких случаях можно договариваться только с инвесторами.

С 1 января 2009 года в странах Евросоюза коэффициент теплопередачи окон должен быть 1,3 Вт/(м2((С), то есть сопротивление теплопередаче примерно 0,7, а с 1 января 2012-го – 0,9-0,8 (1,1-1,25). Большинство серьезных фирм к цифре 0,85 по сопротивлению теплопередаче относится абсолютно спокойно. И все они работают над тем, чтобы достичь 1,1-1,25.

Окно с по-новому высоким сопротивлением теплопередаче нельзя сделать без заполнения камер стеклопакета инертным газом, дистанционной рамки, изготовленной по технологии «теплого края», и теплоотражающего стекла с коэффициентом эмиссии ниже 0,04-0,05. В России выпускается порядка 5 миллионов квадратных метров такого стекла в год. Этого мало, и еще, например, фирмы «Асахи» и «Пилкинтон» намереваются ставить соответствующее производственное оборудование. Что касается теплых рамок, в России, Беларуси и Евросоюзе используется, наверное, 95 процентов очень неэффективных алюминиевых дистанционных рамок от общего числа подобной продукции.
Лет двадцать назад, согласно исследованиям, аргон уходил из стеклопакетов в количестве примерно 5-7 процентов в год. Затем были предложены новые решения по герметизации – и утечка аргона стала меньше 2 процентов в год. Утечка криптона, по последним данным, это 0,5 процента в год, а смеси аргона и криптона – 1,1-1,2 процента в год.

Многое не отражено и не учитывается

Александр АРТЮШИН, руководитель отдела проектной подготовки и объектного менеджмента компании «профайн РУС», Москва:

– О проблемах в России и Беларуси. На практике с энергоэффективностью зданий и окон дела здесь обстоят не так, как хотелось бы. profine – немецкая компания, поэтому буду говорить о Германии. В этой стране каждой отрасли заранее известно, когда будет осуществляться переход на те или иные нормы либо нормативы. И как только отрасль переходит на новые нормы, вступает в силу закон о разработке более новых норм. Изменения происходят каждые 4–5 лет. И компании успевают подготовить для рынка конкурентоспособные предложения. К сожалению, и в Беларуси, и в России происходят довольно резкие скачки. И отраслям, не исключая оконной, очень сложно подготовиться к тому, чтобы фактически, а не на бумаге перейти к новым показателям. Соглашусь с Александром Спиридоновым: практика и реальность – совершенно разные вещи.

Все пластиковые профильные оконные системы пришли к нам в основном из Европы, в том числе из Германии. Климат этой страны довольно мягкий. А теплотехнические показатели окон там выше, чем в Беларуси и России. Это говорит о том, что потенциал экономии у нас огромный. У меня еще два года назад в Беларуси возник вопрос, какой комплектацией окон здесь достигают значения их сопротивления теплопередаче 0,6. Мне ответили: трехкамерный профиль, простой двухкамерный стеклопакет – и все получается. И в протоколах испытаний было записано, что приведенное сопротивление теплопередаче окна размером 1,5 на 1,5 метра составляет 0,6. Но я не понимаю, как это может быть, ведь формула стеклопакета 0,6 не дает, а профиль с армированием дает только 0,65. Все-таки физика есть физика.

Посмотрим, что получается. Практически у всех производителей трехкамерные профильные системы имеют одни и те же характеристики. То же относится к профилям с другим количеством камер. У трехкамерного профиля сопротивление теплопередаче 0,64. Если используется двухкамерный стеклопакет, расчетная величина сопротивления теплопередаче составляет примерно 0,51-0,52. Причем это не зависит толщины стеклопакета. Толщина стеклопакета – это больше маркетинговый ход для увеличения продаж. С низкоэмиссионным стеклом однокамерный стеклопакет дает уже 0,61. Пятикамерная профильная система шириной 70 миллиметров с армированием имеет сопротивление теплопередаче 0,78. Иногда забавно видеть, как продавцы показывают совершенно другие характеристики и, закрывая глаза, говорят: ну, это без армирования. Но зачем окно, если оно без армирования? Словом, с обычной комплектацией мы не можем добиться предписанных нам высоких значений сопротивления теплопередаче. Должны быть какие-то специальные решения. Они есть. Есть такие решения на перспективу и для массового производства.

Не прописано ни в Беларуси, ни в России, насколько увеличивать сопротивление теплопередаче окна при увеличении площади остекления свыше 18 процентов от площади пола. А ведь растет этажность зданий и увеличивается площадь остекления. Здесь очень важный момент – статика. Этот момент тоже не описан. И в проектах статика – непонятная вещь. От заказчика, как правило, мы получаем ведомость оконных конструкций без указания того, где они будут установлены: на 1-м или 25-м этаже. То есть имеется коммерческое предложение, а функциональное назначение продукта неизвестно. И нам приходилось видеть, например, как трескаются стекла из-за высоких ветровых нагрузок. Из-за того что при высоких ветровых нагрузках часто применяются тонкие стекла, толщиной 4 миллиметра, вместо тех, которые должны быть, они даже слипаются в стеклопакете. А ведь все можно посчитать.

Часто не учитывается шум. Когда мы говорим, что окно шумозащитное, имеем в виду, что оно при самовентиляции сохраняет свои шумозащитные характеристики. Бывает, что в случае шумозащитного окна в проекте пишут, что вентиляция осуществляется за счет естественного притока, то есть окно надо обязательно открывать. Но здесь одно автоматически исключает другое. И монтажную пену с ПСУЛами, так как это пористые материалы, при монтаже шумозащитных окон применять нельзя. Но зачастую такую пену и ленты применяют. Наше кредо – индивидуальный подход к монтажу окон в случае каждого здания. При этом минимизируются расходы на монтаж и получается полностью функциональный монтажный шов.

И белорусов ожидают проблемы

Анатолий МАГАЙ, заместитель директора ЦНИИЭП жилища, Москва:

– Есть удачное выражение: высотное здание – это улица, поставленная на попа. Любопытно, что во всем мире нет единого мнения, что такое высотное здание. В Германии таковым считается здание выше 22 метров. Всемирный совет по высотным зданиям и городской среде признает высотными здания выше 15 метров. В России высотным полагают общественное здание выше 50 метров, так как в соответствующем СНиПе записано, что эти нормы распространяются на здания не выше 16 этажей, то есть не выше 50 метров. А жилое здание в России относится к высотным, если оно выше 75 метров, то есть выше 25 этажей. Теперь возьмем определение высоты здания. Всемирный совет по высотным зданиям и городской среде определяет ее тремя способами: по самой высокой точке, исключая антенны, но не исключая шпили; по перекрытию последнего эксплуатируемого этажа, каковым в нашем представлении является технический этаж; по самой верхней несущей точке, которой может быть крыша машинного отделения лифта. Согласно российскому СНиПу, было так – по подоконник самого верхнего этажа. Этот подоконник понадобился пожарным, чтобы они могли к нему приставлять свою лестницу. А если этот подоконник на высоте двухсот метров? Вот у нас до сих пор и продолжаются споры, как определять высоту высотного здания. Одна из форм высотных зданий – форма, которая направляет ветровые потоки на ветродвигатель. Опытным путем было установлено, что 60 процентов ветрового потока идет вверх и 40 процентов ветрового потока идет вниз. Причем скорость ветра увеличивается с высотой. На высоте 100 метров скорость ветра увеличивается на 50 процентов, на высоте 200 метров – на 70 процентов. Поэтому стали устанавливать ветродвигатели на верху высотных зданий. Вообще, высотные здания высотой в 100-200 этажей потребляют очень много энергии. В Московском международном деловом центре «Москва-Сити» организовали автономное энергоснабжение – поставили электростанцию без подключения к городским электросетям. В мире наблюдается тенденция использования в высотных зданиях различных видов энергии: ветровой, солнечной и энергии земли.

В России, если площадь остекления превышает 50 процентов площади внешней поверхности здания, обязательно надо выполнять специальный теплотехнический расчет. В высотных зданиях уже возникли проблемы с энергоэффективностью. Первую часть комплекса «Федерация» в центре «Москва- Сити» уже построили. Однако однослойное остекление этой башни даст очень большие теплопотери. Думаю, когда введут в эксплуатацию все здания в «Москве-Сити», в этом районе вследствие огромных теплопотерь этих построек будет градусов на пять теплее, чем в других местах российской столицы. И так произойдет, несмотря на то, что на каждом этаже вокруг остекления идут отопительные приборы. Впрочем, пока из-за кризиса работы в «Москве-Сити» практически остановлены.

В ЦНИИЭП жилища пишутся специальные технические условия на уникальные здания. Уникальные здания по высоте – это здания выше 100 метров. Уникальные здания – это также заглубленные здания (уходят под землю, например на 5-6 этажей). Очень многие инвесторы и заказчики интересуются, зачем нужны специальные технические условия. А нужны они потому, что каждое высотное здание уникальное. Одних только инженерных систем в высотном здании три десятка, в то время как в обычном здании их от силы десять. Систем пожаротушения в высотках четыре. Очень много лифтов. На крыше обязательно должна быть площадка для кабины спасательного вертолета. И так далее. Словом, специальные технические условия нужны для отражения тех положений, которых нет в нормах.

Тенденция развития высотного строительства налицо, в том числе в России и Беларуси. Но высотные здания, в том числе и их окна, должны быть энергоэффективными. Кстати, знаменитая национальная библиотека в Минске хорошо остеклена и, я думаю, отапливает улицу. А это здание по международным меркам высотное. Так что вас, белорусов, ожидают проблемы, и довольно большие.

Для справки: организовали семинар EEW-9 Ассоциация АПРОК и оконный интернет-портал winport.by.

Дмитрий ЖУКОВ, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2009 год в рубрике мат. и тех.

©1995-2025 Строительство и недвижимость