«Хрустальное окно – 2009»: говорит председатель правления АПО

29 октября 2009 года в Минске прошла пресс-конференция, посвященная I Республиканскому конкурсу профессионального признания среди участников рынка светопрозрачных конструкций «Хрустальное окно – 2009». Ниже приведены фрагменты его слегка отредактированной для печати стенограммы, касающиеся того, что сказал Славомир ЖУКОВСКИЙ, председатель правления белорусской Ассоциации производителей окон и председатель конкурсной комиссии.

«Они пролонгировали, не вникая в суть»

К вопросу о социальном жилье и капремонтах. Есть при заказах от государства такая проблема. Окна раньше были деревянные, двухстворчатые, было все понятно. Когда появились на рынке поливинилхлоридные окна, они, скажем, в 1990-х годах, были значительно дороже, чем деревянные окна, которые предлагало государство. Сегодня, когда у нас государство взяло на себя ответственность и роль строить жилье для очередников, были составлены указания по определению типовых потребительских качеств жилых помещений для Беларуси. Это конструктор «Лего»: есть самые дешевые, но выдерживающие необходимые параметры детали, из которых строят дома. На тот момент дешевле были двухстворчатые деревянные окна. И они были заложены в эти указания. Указания появились в 1999 году, потом их пролонгировали. Последний раз – в 2008-м осенью. В Минстройархитектуры нет человека, который бы занимался конкретно окнами. Они пролонгировали, не вникая в суть того, что поливинилхлоридные окна сравнялись и стали даже дешевле деревянных окон. А проектировщики закладывают в проекты то, что в этих указаниях.

Мы обратились с письмом об этом в Минстройархитектуры. Там признали: да, действительно, мы не досмотрели. Но указания не меняют. Ассоциация производителей окон и на заместителя премьер-министра по этому поводу вышла – чтобы создать равные условия по деревянным и поливинилхлоридным окнам. Пора ведь ввести более дешевые поливинилхлоридные окна. Но не так быстро все это делается. Как только в этих указаниях появятся поливинилхлоридные окна, то у проектировщиков будет выбор. И его будет обусловливать только рыночная конъюнктура. А государство должно обеспечить надлежащие потребительские свойства любого помещения с минимальными для себя затратами, так как практически все реконструкции жилья финансируются из бюджета.

«Эту мелочь никто пока не дает»

80 процентов оконного рынка в Беларуси находится в частных руках. Чтобы отдельные фирмы-производители не обращались в органы власти, мы решили, что будем аккумулировать в нашей ассоциации общие для всех оконщиков проблемы, вырабатывать единое мнение и с этим мнением выходить на органы, от которых зависит решение проблем. Основная работа сегодня в ассоциации – это (тут есть и какие-то победы, и не совсем победы, и затяжные осады) нормотворчество и стандартизация. Если с Госстандартом нам удалось найти общий язык и мы достаточно быстро сработали по выбору типового представителя, изменения количества испытаний, то с Минстройархитектуры, где с руководством вроде бы все понятно, когда доходит до уровня исполнителей, то немножко все наши дела уходят в песок. Но надеюсь, что, по крайней мере, нас уже там знают. Нам уже звонят и куда-то приглашают. Это тоже большой сдвиг, раньше этого не было.

Мы решили провести конкурс с целью сблизить покупателей и производителей окон. Сегодня производителей окон в Беларуси, наверное, больше тысячи. Если об ООО и ОДО еще какая-то информация есть, то число ИП, занимающихся окнами, никто не знает. Соответственно, и отношение к этой работе, и качество производимой продукции, и ее цена. Как правило, чем меньше издержки, тем дешевле окно. Та фирма, которая о своей репутации думает, имеет и технолога, и что-то типа ОТК. Она предоставляет услуги консультативного характера с выездом на место без взимания какой-то платы. На практике случается так, что хорошая компания делает замеры, консультирует, а потом ее клиенты уходят в другую компанию, где цена, например, в полтора раза меньше, так как издержки меньше. Поэтому жалоб на качество окон много. А мы хотим, чтобы наш потребитель знал, какие требования предъявлять к окнам и их изготовителям. Это первое. Второе – мы хотим, чтобы он знал, что его кошелек позволяет.

«Мы работаем в эволюционном режиме»

Стоит обратить внимание на то, что в Беларуси появились свои производители поливинилхлоридного профиля: «Беккер-Систем» в Гомеле, десять лет уже работают, в прошлом году «БелБауПласт» в Бресте появился и в Могилеве работает «СТЛ-Экструзия». Эти предприятия оснащены достаточно хорошим оборудованием, у них высокий заводской контроль качества. Они вошли в нашу ассоциацию, и мы их везде пропагандируем. Профиль «Монблан» немецкий ничем по качеству не отличается от «Монблана» белорусского. Мы стараемся, чтобы в наши ряды попадали фирмы с хорошей репутацией. Привлечь еще фирмы путем конкурса – это благо для всех.

Мы работаем в эволюционном режиме, пытаемся добиться от госорганов понимания. Где-то мы его находим, где-то находим не очень быстро, где-то не находим. О нормативной единице (это величина нормативного сопротивления теплопередаче заполнения световых проемов) – ввели ее все-таки преждевременно. Нажали на министра архитектуры и строительства Александра Селезнева и ввели уже через год. Все производители готовы производить окна, которые имеют сопротивление теплопередаче, равное единице. Стеклопакет – это 85 процентов теплопотерь, а коробка – это 15 процентов. По коробкам и поливинилхлоридному профилю все наши белорусские производители, которые на эти дела свои деньги тратят, угадали направление и поставили необходимое оборудование, готовы удовлетворить требование по единице.

Сегодня вся проблема заключается в стекле. Потому как обычное стекло, которое выпускало «Гомельстекло», по своим свойствам достигло предела. В мире пришли к выводу, что оптимальное количество стекол в стеклопакете два или три. Иван Кеник новость сказал, что к Новому году у нас будет стекло нового поколения – низкоэмиссионное стекло. Дай бог! Если эти стекла будут, тогда вообще проблем по окнам никаких не будет. Я разговаривал с технологом «Гомельстекла», там и идеи есть, и практически понятно, как сделать, но все упирается в мелочь – там, по-моему, шесть миллионов евро надо, чтобы все сделать. Но эту мелочь никто пока не дает. Инвесторы приходят и уходят. А до Нового года осталось не так много.

«Пять или шесть миллионов евро – это все-таки деньги»

Вы спрашиваете, почему бы белорусским производителям не скинуться на это дело, ведь тогда они вытеснят с отечественного рынка зарубежных производителей. Мы, наоборот, не вытесним этих конкурентов и создадим условия для того, чтобы конкуренция обострилась. Если производители получат права на это стекло, тогда – да. Но боюсь, что скинутся одни, а пользоваться будут все. Но это не так. Во-первых, пять или шесть миллионов евро – это все-таки деньги. Во-вторых, спонсорской помощью это все не сделаешь. Это серьезный вопрос. Должна быть инвестиция, должна быть до самого конца последовательность ее поступления. Там же не сразу шесть миллионов нужны. В России уже построили такие заводы: например, в Брянске. Не знаю, стоило ли вообще Беларуси делать свое производство низкоэмиссионного стекла. Может быть, надо было войти в какую-то долю с Брянском в рамках Союзного государства Беларуси и России – потому что брянских мощностей хватит и на Беларусь, и на Россию. Это стекло дороже обычного процентов на сорок – пятьдесят. Это при условии его невостребованности. Как только его начнут брать, думаю, что стоимость сначала поднимется, а потом каким-то образом отрегулируется. Когда всем нельзя будет выпускать продукцию с сопротивлением теплопередаче меньше, чем единица, то все пойдут покупать низкоэмиссионные стекла. Соответственно, стоимость и у частной компании, и у государственной будут примерно одинаковые, и тогда может возникнуть только вопрос добросовестности. Если госпредприятиям будет разрешено делать из гомельского стекла, а частным – только из импортного, то…

«За месяц все это невозможно сделать»

По поводу введения европейских норм в Беларуси. Действительно, есть проблема. Мое видение этого. Во-первых, мы очень независимы. Неужели мы настолько глупы, что будем делать какие-то нормы, которые будут отличаться от российских, с учетом того, что наш и российский рынки близки? Думаю, что нас в Германии не очень ждут с новыми нормами. Насколько я ориентируюсь в этом деле, то переход на европейские стандарты обусловлен в первую очередь тем, чтобы удешевить проектно-изыскательские работы. То есть если в Варшаве построено какое-то здание, например гипермаркет, и мы хотим такое же построить в Минске, то по нашим нормам оно не проходит, хотя в Варшаве это здание стоит двадцать лет и ничего с ним не происходит. Вопрос, насколько обоснованны нормы. Каждое ведомство, конечно, вносит свое: МЧС, медики и так далее. Значит, решение принять их стандарты, отфильтровать, что нас устраивает, очень правильно. Действительно, можно взять в Вильнюсе проект и тут же его надземную часть применить с теми же материалами, которые применяют в Литве, только разработав подземную часть. Это раз. Во-вторых, проектирование в том же Вильнюсе или Варшаве: новые технологии приходят туда чуть-чуть раньше, в силу того что Евросоюз – это единая крыша и так далее. Поэтому мы как вторая волна, применяя проекты, которые разработаны для Европы, автоматически вносим новые технологии на белорусский рынок. Что касается России, думаю, что там, если хотят вырабатывать нормы с Европой, будут брать за основу европейские. Но за месяц все это невозможно сделать. Европейские нормы разрабатывались годами. И я тут полностью согласен – наломать дров действительно можно, как с принятием той же единицы. Нужно, чтобы с нормами все было растянуто во времени.

Дмитрий ЖУКОВ, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2009 год в рубрике мат. и тех.

©1995-2025 Строительство и недвижимость