О переходе Польши на европейские нормы проектирования

15 и 16 октября 2009 года в Минске состоялся международный научно-практический семинар Министерства архитектуры и строительства Беларуси «Переход строительного комплекса республики на европейские нормы проектирования. Опыт стран – новых членов Евросоюза по адаптации национальной нормативно-технической базы к требованиям европейских стандартов». Одним из выступающих на нем был доктор-инженер Роман ГАЙОВНИК (на фото) из Института строительной техники в Варшаве, представитель Польши в Евросоюзе по еврокодам. Далее представлен сокращенный вариант первой части его письменного доклада, подготовленного к минскому семинару.

Гармонизация технических требований в Европейском Союзе

Документами ЕС, нацеленными на гармонизацию технических требований, служат Директивы, выдаваемые Советом ЕС. Основным унифицирующим документом ЕС в области строительства является Директива Европейских Сообществ относительно унификации законодательных и исполнительных документов государств – членов ЕС в области строительных изделий (Директива 89/106/EWG, далее в тексте – Директива) вместе с шестью интерпретационными документами, касающимися отдельных основных требований.

Директива накладывает на членов ЕС обязательство следить за тем, чтобы на их рынок попадали строительные изделия «только тогда, когда они соответствуют предъявляемым к ним требованиям, то есть обладают такими характеристиками, благодаря которым объекты, в которых они будут применены – при условии, что эти объекты спроектированы и созданы без нарушений норм – будут соответствовать основным требованиям». Эти требования относятся к следующему: несущей способности и устойчивости; противопожарной безопасности; гигиене, здоровью и среде; безопасности эксплуатации; защите от шума; экономии энергии и тепловой защите.

В Директиве предусмотрено, что требования, которые предъявляют к традиционным строительным изделиям, войдут в гармонизированные европейские нормы (СEN), а по отношению к инновационным изделиям будут выдаваться европейские технические разрешения (European Technical Approval – ETA). В Директиве гармонизированные европейские нормы и технические разрешения, касающиеся соблюдения основных требований, определены общим названием – технические спецификации (требования). Выделяют две категории таких требований: A – нормы проектирования и реализации строительных объектов; B – нормы и технические разрешения, касающиеся строительных изделий, предназначенных для возведения этих объектов.

Европейские нормы проектирования и возведения строительных объектов группы A – это гармонизированные нормы, то есть они разработаны и приняты CEN на основании полномочий, предоставленных Европейской комиссией. Нормы группы А применяют в процессе разработки технических требований категории В, касающихся строительных изделий.

Европейские нормы проектирования конструкций имеют общее название – Еврокоды. С целью ограничения разночтений в интерпретации основных требований, Еврокоды допускают наличие отличий в основном тесте норм только в предусмотренных местах, обозначенных как «параметры, определяемые по усмотрению каждой страны» (NDP – Nationally Determined Parameters) или как «отечественные требования». Основной текст Еврокода содержит рекомендуемые параметры NDP, как правило, соответствующие требованиям, применяемым в старых странах Евросоюза. Для упрощения обмена товарами и услугами, а именно такова цель введения Еврокодов, оптимальным вариантом было бы принятие в отечественной версии Еврокодов параметров, рекомендуемых NDP, – и именно так в большинстве случаев и поступают отечественные органы власти.

Рекомендуемые к применению в стране параметры NDP и «отечественные требования» представлены в приложении к отечественной версии Еврокода. В соответствии с требованиями Европейской комиссии публикация Еврокода или его части считается полной только в том случае, когда она издана вместе с отечественным приложением на языке страны издания и когда осуществлена также публикация отечественного приложения на английском языке (или его содержание на английском языке размещено в Интернете). Такое состояние нормализационных документов позволяет проектировать конструкции на базе Еврокодов как отечественным проектировщикам, так и проектировщикам из остальных стран ЕС. Отечественное приложение издается также тогда, когда не вводились изменения по отношению к рекомендациям Еврокода. В таком случае вводится запись о том, что были приняты параметры NDP или «отечественные требования», рекомендуемые в Еврокоде.

В случае технических требований категории B, к которым относятся нормы и технические требования, касающиеся материалов и изделий, а также нормы исследования свойств материалов и контроля качества производства изделий и конструкций, не требуется согласие отечественных властей.

Соответствие польских норм и правил требованиям ЕС

Все ныне действующие юридические регуляции рынка строительных изделий и проектирования конструкций с применением изделий, допущенных к обороту, собраны в Польше в четырех законах и исполнительных актах к ним, а именно в следующих законах: «Строительное право» от 7 июля 1994 года, «О нормализации» от 12 сентября 2002 года, «О системе оценки соответствия» от 30 августа 2002 года, «О строительных изделиях» от 16 апреля 2004 года. Эти регуляции полностью выполняют требования Директивы 89/106/EWG, подтверждая тем самым соответствие польских строительных норм требованиям ЕС.

Закон «Строительное право»

Этот закон является основным нормативным актом, содержащим административно-распорядительные положения, в которых четко изложены требования, которым должен соответствовать инвестор, проектировщик, производитель строительных изделий, подрядчик и пользователь строительного объекта, а также физические лица – участники строительного процесса.

Решения Директивы учтены в законе «Строительное право» путем внесения записи такого содержания:

«Строительный объект вместе с сопряженным с ним строительным оснащением необходимо, учитывая планируемый период эксплуатации, проектировать и строить таким образом, как это определено в нормах, в том числе в техническо-строительных обоснованиях, а также в соответствии с принципами технических знаний, обеспечивая:

1) Соблюдение основных требований, касающихся:
a) безопасности конструкции;
b) пожарной безопасности;
c) безопасности эксплуатации;
d) соответствующих гигиенических и санитарных условий, а также охраны среды;
e) защиты от шума и вибраций;
f) экономии энергии и соответствующих параметров теплоизоляции ограждающих конструкций…».

Приведенная запись является повторением основных требований, содержащихся в Директиве.

Вторая основополагающая запись в законе «Строительное право», полностью соответствующая требованиям Директивы, касается строительных изделий: «Изделия, созданные с целью применения на строительном объекте, которые обладают эксплуатационными качествами, позволяющими грамотно спроектированным и возведенным строительным объектам соответствовать основным требованиям… можно применять в процессе строительных работ исключительно при условии, если эти изделия были введены в оборот на основании отдельных положений».

Остальные требования, содержащиеся в Директиве, которые относятся к проектированию конструкций и допуска изделий в оборот, определены в исполнительных актах к закону «Строительное право» и в отдельных законах, связанных с ним.

Закон «О нормализации»

Первым законом «О нормализации» от 1993 года был введен принцип добровольности применения норм. Этот принцип означает, что государство не накладывает на граждан обязанность соблюдения требований, содержащихся в нормах, позволяя заинтересованным лицам и организациям решать этот вопрос по своему усмотрению. Вместе с тем закон позволял министрам в области их компетенции накладывать на выбранные нормы обязанность их применения.

Сегодня действует закон «О нормализации» от 12 сентября 2002 года. Его введение стало основанием для ходатайства Польского комитета нормализации (PKN) о принятии его в сообщество европейских нормализационных организаций CEN и CENELEC. В соответствии с этим законом задачи PKN состоят в организации и мониторинге действий, связанных с разработкой, утверждением и распространением Польских норм, а также других нормализационных документов. PKN осуществляет нормализационную деятельность через технические комитеты – KT. Аспектами строительства в PKN занимается Группа строительства, под попечительством которой находятся 33 технических комитета. При выборе членов KT сохраняется принцип представительства всех сторон, заинтересованных определенной тематикой и связанных с нею нуждами отечественной экономики.

Одним из базовых постулатов закона «О нормализации» является подтверждение принципа добровольности применения польских норм. Согласно закону, польские нормы могут быть также введением европейских норм, что обозначается символом PN-EN или PN-EN ISO (если европейские нормы, в свою очередь, являются введением международных норм) и PN-ISO. Закон предусматривает также введение норм на языке оригинала методом признания. Статус всех перечисленных польских норм одинаков.

То, что не все европейские нормы, введенные в собрание польских норм, переведены на польский язык, вызывает среди их пользователей серьезные замечания. Это связано как с отсутствием повсеместного знания иностранных языков, так и с тем, что так называемые рабочие переводы могут значительно отличаться друг от друга, не говоря уже о правильности переводов. В законе принято, что на нормы в качестве документов, определяющих принципы для повсеместного и многократного применения, могут быть сделаны ссылки в законодательных актах только после их публикации на польском языке.

Введение в собрание польских норм европейских или международных норм состоит в предоставлении нормам EN, EN-ISO и ISO статуса национальных норм и в изъятии национальных норм, противоречащих вводимым нормам. В отечественных правилах нет определения «противоречивая норма». В правилах CEN существует запись, что «противоречащей отечественной нормой считается норма, касающаяся того же самого предмета нормализации, что и норма EN, но утверждающая требования, соблюдение которых означает несоблюдение требований, содержащихся в EN либо наоборот». Изъятие норм может быть вызвано также тем, что нормы потеряли свою актуальность или содержащиеся в них решения имеются в других нормах. Факт изъятия норм не следует отождествлять с юридическим запретом их применения. Изъятые нормы остаются в собрании норм PKN в качестве архивных норм.

Ссылки на нормализационные решения в строительно-технических предписаниях
В обновленной версии закона «Строительное право» от 2003 года изъято понятие «обязательные польские нормы» и принято, что нормы являются элементом технических знаний. Новая запись позволяет проектировщику «произвольность» в проектировании, при условии доказательства, что принятое проектное решение обеспечивает соблюдение основных требований. Неприменение норм возможно, но практически усложнено, так как комплексное доказательство того, что спроектированная конструкция соответствует основным требованиям иным способом, чем путем соблюдения требований, содержащихся в существующих польских нормах, требует проведения исследований и детального анализа.

Несколько иной способ использования постановлений, содержащихся в польских нормах, принят в строительно-технических обоснованиях. Это касается, в первую очередь, распоряжения относительно технических условий, которым должны соответствовать здания и их локализация. В содержании многих положений этого распоряжения введена непосредственная ссылка, так называемая предметно-тематическая ссылка, на польские нормы. Эти ссылки носят общий характер и касаются только связи с основной тематикой норм, без подачи их номера и года издания. Применяемая недатированная ссылка на польские нормы была причиной ряда сложностей с идентификацией нужных норм, особенно для людей, которые не прорабатывают в текущем режиме всех нормализационных изданий. В этой ситуации министерство, обновляя в 2004 году технические условия, которым должны соответствовать здания, ввело приложение к распоряжению под названием «Перечень польских норм», на которые есть ссылка в распоряжении. Это приложение содержит детальную информацию, определяющую номера и названия польских норм, на которые имеется ссылка в соответствующих положениях распоряжения.

Такое детальное указание норм полностью однозначно и ни в коем случае не освобождает проектировщика от обязанности соблюдения постановлений, на которые имеется ссылка, несмотря на то, что за это время в собрание норм PN могли быть введены новые нормы, заменяющие существующие нормы. Такие действия, несмотря на предъявляемые иногда претензии относительно торможения технического прогресса, являются, однако, обоснованными. Отсутствие автоматизма в процессе введения новых норм дает законодателю гарантию, что не произойдет неконтролируемого введения иных характеристик, содержащихся в новых нормах, отличных от тех, которые первоначально планировались. Законодатель принял концепцию, что через определенный промежуток времени приложение, содержащее перечень норм, будет обновляться.

С введением в действие закона «О нормализации» прекращено ведение собрания отраслевых норм, которые обозначались до этого символом BN. Существующие собрания этих норм в настоящее время архивированы PKN. На практике это означает, что нормы BN, как и отозванные нормы, могут рассматриваться как элемент технических знаний.

Проблема ссылок на нормализационные постановления в строительно-технических предписаниях в странах ЕС решена по-разному. В этих странах вот уже много лет нет обязанности применения национальных норм. При этом повсеместно культивируется мнение, что эти нормы являются источником технических знаний, который нужно по возможности максимально использовать. Следует также подчеркнуть, что в этих странах нормы разрабатываются разными заинтересованными сторонами, такими как частные и государственные фирмы. Только европейские нормы разрабатываются официально признанными международными нормализационными организациями, не являющимися отечественными властями, уполномоченными создавать законодательные документы. Только внедрение этих норм в отечественные нормы путем ссылки на них предоставляет нормам статус отечественного законодательства.

Можно выделить такие способы ссылок на нормализационные правила и нормы:

– непосредственная ссылка на нормализационный документ; ссылка может иметь две формы: датированная ссылка, с указанием полного номера вместе с датой издания, и недатированная ссылка, когда указывается только номер норм;
– косвенная ссылка на нормализационный документ, путем ссылки на предметно-тематический аспект этих норм.

В процессе разработки польского подхода к связи норм с юридическими положениями в отрасли строительства принят принцип: использование польских норм в строительной отрасли с сохранением их необязательного статуса может иметь место только при условии введения соответствующих общих записей в законе «Строительное право», а также путем соответствующей формы ссылки в исполнительных распоряжениях, изданных на его основании.

Предусмотрено три способа введения этих записей, а именно:
– перенесение нормализационных положений в строительно-технические предписания, что в результате не связывает нормы с обязующим
законодательным документом;
– ссылка на польские нормы как на основную, но не единственную возможность обеспечения соблюдения требований правил и предписаний;
– предметно-тематическая ссылка на польские нормы или указание их полного названия и номера.

Подготовил текст и сфотографировал Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2009 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость