Диспетчеризация на аутсорсинге

Вопросы создания эффективных систем диспетчеризации тепловых сетей поднимаются сегодня специалистами все чаще. В автоматизации контроля показаний приборов учета заинтересованы как теплосети, так и крупные абоненты с распределенной сетью потребления, а также управляющие компании. В особенности это актуально для организаций с географически протяженной инфраструктурой. Однако разработка и построение разветвленной сети сбора и обработки данных — задача с технической точки зрения непростая, а приобретение готовых решений требует немалых средств, которых часто недостает, особенно в условиях финансового кризиса. Поэтому для многих организаций автоматизация, несмотря на назревшую необходимость, видится в далекой перспективе. Тем не менее, есть примеры успешного решения этой задачи.

Диспетчеризация как одна из сервисных опций

Найти доступный вариант построения системы диспетчеризации специалистам из Владивостока помогло умение мыслить нестандартно. Идея заключается в создании независимой сети сбора данных на базе предприятия, устанавливающего и эксплуатирующего узлы учета тепловой энергии. Вместо того чтобы продавать своим клиентам дорогостоящий программно-аппаратный комплекс для личного пользования, здесь им предлагают услугу диспетчеризации как одну из сервисных опций.

Пионером по внедрению беспроводных технологий в сфере коммерческого учета теплоэнергоресурсов в Приморском крае стала компания «Вира». Она имеет многолетний опыт в области разработки систем мониторинга, коммерческого и технологического учета и регулирования тепловой энергии, а также воды, пара, газа, пищевых и нефтепродуктов. Сегодня одним из основных направлений деятельности предприятия является проектирование, монтаж и последующая эксплуатация узлов коммерческого учета тепловой энергии для организаций Приморского края.

Для сбора и обработки данных специалистами компании «Вира» совместно с коллегами из Дальневосточного Отделения Российской Академии была разработана информационно-аналитическая система «Скутер». Ее промышленная версия была готова к работе уже в 2006 году. Ключевая особенность системы заключается в уникальных возможностях анализа ретроспективной информации, доступных всем клиентам компании.

Техническую основу комплекса составляет универсальная программная платформа, которая содержит базу данных и полный набор средств для их систематизации и обработки. В базу с приборов учета поступают результаты измерений параметров теплоносителя. В дальнейшем эти данные используются для контроля работы тепловых систем и узлов учета, формирования аналитических и фискальных отчетов, построения необходимых графиков и диаграмм. Делается это с помощью независимых программных модулей, которые могут добавляться к системе по мере необходимости. Таким образом, используемая платформа является модульной и расширяемой. Система работает по технологии «клиент-сервер». К единой базе данных клиентские приложения получают доступ по локальной сети, реализованной на базе протоколов TCP/IP с использованием стандартных средств обмена данными ОС Windows. Мониторинг узлов учета осуществляется с использованием SCADA-системы Trace Mode 6 .

С другой стороны, чтобы построить эффективную систему диспетчеризации, нужны отказоустойчивые приборы учета с высоким классом точности. Кроме того, гораздо удобнее использовать современные решения, которые позволяют снимать данные различными способами. Поэтому специалисты компании «Вира» рекомендуют своим клиентам приобретать только качественное оборудование. Затраты на него окупаются многократно в процессе эксплуатации. Благодаря своим качественным характеристикам, широкое распространение в Приморском крае получили теплосчетчики производства Kamstrup. Сегодня порядка 1500 узлов учета в регионе построено на базе тепловых счетчиков Multical.

Как это работает

Данные с приборов поступают в базу автоматически. Компьютеры ежедневно, по заданной программе, опрашивают приборы учета по GSM-каналу. Обычно это происходит ночью. Иногда, конечно же, случаются технические сбои. Если где-то связь прерывается, то попытка дозвона производится несколько раз. Утром диспетчер видит, какие приборы так и не вышли на связь. Однако это еще не повод для тревоги. Проблемы могут быть обусловлены самыми разными причинами, в том числе погодными условиями. Если же ситуация повторяется и на следующий день, то попытка установить связь производится днем диспетчером. После 2-3 неудачных попыток связываются с потребителем. Иногда оказывается, что на объекте просто нет электричества. В теории каналы передачи информации, которые использует система «Скутер», могут быть самыми разными: начиная с ручного сбора данных на ноутбук абонента и заканчивая дистанционным автоматическим опросом через GSM, GPRS или ethernet-канал. Однако на практике сегодня, в основном, применяется GSM-связь. Это никоим образом не связано с какими-либо особенностями работы системы, а продиктовано исключительно соображениями удобства. Дело в том, что рельеф местности здесь непростой, в основном сопки, поэтому сбор данных другими способами затруднен в силу географических особенностей региона.

А ведь клиенты, обслуживаемые системой, рассредоточены по региону произвольным образом. Многие из них удалены от центра сбора информации на расстояние до 500 и более километров. Если говорить с точки зрения административного деления, то это 10-12 районов, примерно половина Приморского края.

Таким образом, обслуживающая компания контролирует работу приборов учета для анализа и выявления проблемных объектов, следит, чтобы не было превышения расхода, аварий и т.д. Кроме того, она формирует ежемесячные отчеты, которые направляются и клиенту, и его поставщику тепловой энергии. То есть для них обоих все происходит автоматически, точно так же, как и в теплосетях с собственной системой диспетчеризации. Таким образом, пока все хорошо, работа стороннего диспетчера невидима.

Если клиента интересуют детали, как, например, в случае с ведомственными группами объектов, то ему каждый месяц направляется подробный отчет, с таблицами, графиками и диаграммами, где представлены все результаты, в том числе и экономические, в рублях.

Клиенты и сами могут получить доступ ко всем данным, причем в любой удобный момент. Всем абонентам предоставляется услуга удаленного доступа к информации через сайт компании. Войдя под своим именем, абонент может посмотреть, например, графики теплопотребления за интересующий его период, сводные таблицы, посмотреть техническую информацию по объектам, а также сформировать отчет для теплоснабжающей организации.

Диспетчеризация на условиях аутсорсинга

Система охватывает самые разные объекты: школы, больницы, детские сады, жилые дома, торговые комплексы, спортивные сооружения, котельные. Подключение к системе не подразумевает никакой иерархии. А вот на программном уровне возможно любое подразделение. База данных позволяет делать выборку по самым разным признакам: по источнику, по ответственному специалисту, по территориальному положению, по ведомствам и т.д. Дополнительные удобства от участия в системе «Скутер» получают небольшие котельные, подведомственные «Примтеплоэнерго». Они расположены в разных городах, а перед головной организацией во Владивостоке должны отчитываться ежедневно. Поэтому возможность получать данные по каналу прямого доступа значительно облегчает им жизнь.

Фактически компания «Вира» может оказывать предприятиям (в том числе и теплосетям) услуги диспетчеризации на условиях аутсорсинга. Ресурсов системы для этого вполне достаточно. Сегодня к системе подключено всего порядка 250 абонентов, но разрабатывалась она с расчетом совсем на иные мощности. Существует возможность обслуживать одновременно несколько тысяч узлов учета, расположенных на значительном удалении. Теоретически это число можно увеличить и до десятков тысяч, однако сегодня в регионе просто нет такого количества теплосчетчиков.

Экономика процессов

Учитывая существующую экономическую ситуацию, не может не возникать вопроса об уровне рентабельности для потребителей использования сложных технических решений. Что дает компании использование системы? Что касается потребителей, то здесь все очень просто. Если у них не будет возможности своевременно предоставлять отчетность тепловой компании, то счета им будут выставлять по нормативу. Разница может составить более чем значительную сумму, причем не в пользу потребителя. Сейчас это хорошо понимают и в частных компаниях, и в государственных учреждениях. Так, в текущем году компания «Вира» получила заказ от большой государственной структуры на монтаж узлов учета на 15 объектах. Свой выбор заказчик остановил на приборах Multical 601, а это говорит о том, что энергосберегающие мероприятия проводятся не для галочки. Стоимость же информационного обслуживания составляет в среднем не более 5 процентов от той экономии, которую приносит абоненту установка теплосчетчика. Благодаря использованию системы диспетчеризации экономится время, человеческие и технические ресурсы, а все это — живые деньги. Кроме того, сейчас сама компания-диспетчер получает возможности, которых раньше не имела. Зимой, в непогоду, добраться до многих удаленных объектов можно в лучшем случае раз в месяц, поэтому ни о каком оперативном мониторинге не могло быть и речи.

Реализованное владивостокскими специалистами решение представляется сегодня не просто интересным, но по-настоящему революционным для российского теплоснабжения с точки зрения экономической и организационной целесообразности. Действительно, для многих предприятий, теплоснабжающих компаний и муниципальных образований это единственная возможность получить в свое распоряжение по-настоящему эффективную систему учета тепла без значительных дополнительных затрат. Поэтому хочется надеяться, что полезная инициатива получит достойную поддержку, а новый опыт найдет применение и в других регионах страны.

Николай ТЕПЛОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 2009 год в рубрике вода и тепло

©1995-2024 Строительство и недвижимость