В Роттердаме появятся чудо-лифты
Сталкиваются как-то лоб в лоб два лифта, один другому и говорит... Так мог бы начинаться анекдот. В жизни соседние лифты могут разве что друг другу «помахать ручкой», ведь ездят они по своим направляющим рельсам каждый. А вот в новой роттердамской башне число лифтов может существенно превышать количество вертикальных путей. И авторы этой необычной конструкции анекдотичным подобное решение не считают. «Наш проект амбициозный и прагматичный одновременно», – сообщили создатели этой впечатляющей «дороги в небо».
Даже о тени подумали
В годы Второй мировой войны Роттердам был довольно сильно разрушен. Как и в случае со многими другими европейскими городами, после войны здесь началось интенсивное строительство, сделавшее город внешне довольно молодым. В Голландии он даже заслужил репутацию настоящего города высоток. Однако местный архитектор Ян Виллем ван Кейленбюрг (Jan Willem van Kuilenburg) относится к такому определению как к шутке. Мол, куда еще Роттердаму до знаменитых городов с небоскребами. Не те, дескать, высоты, да и внешность зданий в основном примитивна. И потому Ян предлагает властям города построить действительно выдающееся сооружение – 450-метровую башню Rotterdam City Tower. Студия Кейленбюрга Monolab Architects аккуратно вписала свою фантазию в реальные пейзажи Роттердама. При этом архитекторы намеренно решили поставить башню на воду, чтобы свести к минимуму тень, которую она способна бросать на близлежащие кварталы.
Самый заметный ориентир
Новая башня может прекрасно вписаться в гавань Маас (Maas), полагает архитектор. Этому сооружению предназначено стать самым заметным ориентиром города, подлинным местом паломничества туристов. «Роттердам чересчур нерешителен, занимает слишком оборонительную позицию, как неудачник, – говорит Кейленбюрг об архитектурной эволюции города. – После моста Эразма (Erasmusbrug) нам необходим небоскреб европейского масштаба, которым Роттердам мог бы гордиться». Вид разных фасадов башни существенно различается. Но интригует эта паутина стальных конструкций в любом случае. Неподалеку от башни уже ведется строительство высоток в соответствии с текущими планами города. Есть участок, который компания Monolab Architects предлагает также застроить небоскребами. Свою Rotterdam City Tower она видит как первое сооружение, открывающее это продление высотной застройки на юг города.
Не высотой единой
Одной высотой, понятно, гордиться было бы трудно. 450 метров – далеко не рекорд. Но небоскреб Rotterdam City Tower должен привлечь людей не только необычной внешностью, но и своей конструкцией. «Традиционные башни скрывают лифты и лестницы в своем ядре, что сокращает полезную площадь», – пишет Monolab. Голландцы же решили вынести вертикальный транспорт из здания наружу, создав отдельную ажурную структуру, соединенную с собственно башней множеством коридоров. Число лифтов в этой системе с трудом поддается подсчету. Эта транспортная система – едва ли не самая яркая изюминка башни, хотя она и сама весьма необычна на вид. Вместо привычных лифтов (пусть даже наружных, какие мир видел много раз) Ян Виллем придумал своеобразное облако из гондол, снующих туда-сюда по направляющим системы, словно отдельные вагончики на какой-нибудь сортировочной станции. Причем все эти капсулы могут ездить не только вверх-вниз, но и по диагонали, что открывает массу заманчивых перспектив.
Чудо-лифты
Стоит подчеркнуть, что общее число капсул может намного превышать число вертикальных путей для них, а пропускная способность системы нового вертикального транспорта, скорее всего, окажется выше, чем в случае обычной лифтовой системы. Но никаких столкновений капсул-гондол быть не должно. Управляющая электроника будет оперативно регулировать как направление, так и скорость каждой кабинки с тем, чтобы эти аппараты успешно миновали друг друга. Никаких тросов в лифтовой системе не будет. Гондолы должны двигаться за счет пары электромоторов (один вверху кабины, другой внизу), приводящих в движение ролики, установленные в поворотном блоке. Данный блок отвечает за смену направления движения. Что касается блока управления лифтом, то он представляет собой интерактивный контактный дисплей, встроенный прямо в стекло кабины. Дверей у нее, кстати, две – фронтальная необходима для доступа в лифт на первом этаже, а задняя – для входа и выхода на остальных уровнях. Питание лифтов – от встроенных батарей.
Безопасность гарантируется
По идее, попав в такой роттердамский лифт, человек может выбрать любой пункт назначения в пределах путеводной стены башни, и гондола, смещаясь и по вертикали, и по горизонтали, прибудет куда требуется. Также в случае особой необходимости диспетчеры смогут произвольно управлять всеми капсулами, собрав их, к примеру, в каком-то одном месте. Для аварийной эвакуации авторы башни предусмотрели несколько спасательных изогнутых труб, все же скрытых внутри главных стволов этого сооружения, по которым люди, судя по всему, смогут просто соскальзывать вниз. Для коротких перемещений между соседними уровнями архитекторы предусмотрели внутри башни эскалаторы. Так что полностью этажи изолированы друг от друга не будут. Но главной транспортной системой в роттердамской башне суждено быть, конечно же, облаку лифтов.
Пример зеленого развития
Башня задумана многофункциональной. Тут запланированы зоны апартаментов, коммерческие зоны, развлекательные уровни, офисы и, разумеется, смотровые площадки. В Monolab Architects считают, что Rotterdam City Tower надлежит стать образцом экологически чистого развития городской среды. И дело здесь не только в солнечных батареях. Большая парковка на тысячу автомобилей у подножия башни пригодится не только посещающим ее жителям и гостям города. Она поможет властям города разгрузить его центр от автомобилей. Ведь рядом, как рассуждает Кейленбюрг, реально создать пешеходно-велосипедную парковую зону. Широкий парящий бульвар должен соединять башню с берегом, парковкой и расположенной рядом станцией метро. Бульвар состоит из стальных конструкций, покрытых прочным стеклом, так что гуляющие могут видеть под ногами воду.
Сама себе электростанция
Открытые этажи, или «небесные фойе», предусмотрено облицевать антибликовым стеклом, чтобы обеспечивался наилучший обзор окрестностей. Другие уровни башни будут прикрыты фотоэлектрическими стеклами, вырабатывающими электроэнергию на нужды Rotterdam City Tower. Хотя на рисунках студии эти участки сооружения показаны серыми, на самом деле такие стекла будут полупрозрачными – так пояснили в голландской архитектурной компании. [pic]В ночное время башня должна радовать взор мириадами светодиодных огней. В том числе светиться будут и лифты, создавая с так называемой транспортной стороны небоскреба постоянно меняющийся и неповторимый рисунок.
Будет ли гвоздь?
Ответ руководителей города на предложения Monolab Architects, впрочем, пока не известен. Тем временем Ян Виллем уже ведет переговоры с девелоперами, а также ищет источники инвестиций за рубежом. Архитектор мечтает воплотить экзотическую башню в жизнь. И главное, он оптимистично настроен в отношении реакции земляков: «Жители Роттердама гордятся небоскребами, они энергичны и готовы пойти на новые предложения». В общем ландшафте Роттердама башня от Monolab выглядит железным гвоздем. Станет ли она гвоздем программы туристов, посещающих город, зависит уже не от авторов проекта.
По материалам интернет-журнала MEMBRANA (www.membrana.ru) подготовил Дмитрий ЖУКОВ
Даже о тени подумали
В годы Второй мировой войны Роттердам был довольно сильно разрушен. Как и в случае со многими другими европейскими городами, после войны здесь началось интенсивное строительство, сделавшее город внешне довольно молодым. В Голландии он даже заслужил репутацию настоящего города высоток. Однако местный архитектор Ян Виллем ван Кейленбюрг (Jan Willem van Kuilenburg) относится к такому определению как к шутке. Мол, куда еще Роттердаму до знаменитых городов с небоскребами. Не те, дескать, высоты, да и внешность зданий в основном примитивна. И потому Ян предлагает властям города построить действительно выдающееся сооружение – 450-метровую башню Rotterdam City Tower. Студия Кейленбюрга Monolab Architects аккуратно вписала свою фантазию в реальные пейзажи Роттердама. При этом архитекторы намеренно решили поставить башню на воду, чтобы свести к минимуму тень, которую она способна бросать на близлежащие кварталы.
Самый заметный ориентир
Новая башня может прекрасно вписаться в гавань Маас (Maas), полагает архитектор. Этому сооружению предназначено стать самым заметным ориентиром города, подлинным местом паломничества туристов. «Роттердам чересчур нерешителен, занимает слишком оборонительную позицию, как неудачник, – говорит Кейленбюрг об архитектурной эволюции города. – После моста Эразма (Erasmusbrug) нам необходим небоскреб европейского масштаба, которым Роттердам мог бы гордиться». Вид разных фасадов башни существенно различается. Но интригует эта паутина стальных конструкций в любом случае. Неподалеку от башни уже ведется строительство высоток в соответствии с текущими планами города. Есть участок, который компания Monolab Architects предлагает также застроить небоскребами. Свою Rotterdam City Tower она видит как первое сооружение, открывающее это продление высотной застройки на юг города.
Не высотой единой
Одной высотой, понятно, гордиться было бы трудно. 450 метров – далеко не рекорд. Но небоскреб Rotterdam City Tower должен привлечь людей не только необычной внешностью, но и своей конструкцией. «Традиционные башни скрывают лифты и лестницы в своем ядре, что сокращает полезную площадь», – пишет Monolab. Голландцы же решили вынести вертикальный транспорт из здания наружу, создав отдельную ажурную структуру, соединенную с собственно башней множеством коридоров. Число лифтов в этой системе с трудом поддается подсчету. Эта транспортная система – едва ли не самая яркая изюминка башни, хотя она и сама весьма необычна на вид. Вместо привычных лифтов (пусть даже наружных, какие мир видел много раз) Ян Виллем придумал своеобразное облако из гондол, снующих туда-сюда по направляющим системы, словно отдельные вагончики на какой-нибудь сортировочной станции. Причем все эти капсулы могут ездить не только вверх-вниз, но и по диагонали, что открывает массу заманчивых перспектив.
Чудо-лифты
Стоит подчеркнуть, что общее число капсул может намного превышать число вертикальных путей для них, а пропускная способность системы нового вертикального транспорта, скорее всего, окажется выше, чем в случае обычной лифтовой системы. Но никаких столкновений капсул-гондол быть не должно. Управляющая электроника будет оперативно регулировать как направление, так и скорость каждой кабинки с тем, чтобы эти аппараты успешно миновали друг друга. Никаких тросов в лифтовой системе не будет. Гондолы должны двигаться за счет пары электромоторов (один вверху кабины, другой внизу), приводящих в движение ролики, установленные в поворотном блоке. Данный блок отвечает за смену направления движения. Что касается блока управления лифтом, то он представляет собой интерактивный контактный дисплей, встроенный прямо в стекло кабины. Дверей у нее, кстати, две – фронтальная необходима для доступа в лифт на первом этаже, а задняя – для входа и выхода на остальных уровнях. Питание лифтов – от встроенных батарей.
Безопасность гарантируется
По идее, попав в такой роттердамский лифт, человек может выбрать любой пункт назначения в пределах путеводной стены башни, и гондола, смещаясь и по вертикали, и по горизонтали, прибудет куда требуется. Также в случае особой необходимости диспетчеры смогут произвольно управлять всеми капсулами, собрав их, к примеру, в каком-то одном месте. Для аварийной эвакуации авторы башни предусмотрели несколько спасательных изогнутых труб, все же скрытых внутри главных стволов этого сооружения, по которым люди, судя по всему, смогут просто соскальзывать вниз. Для коротких перемещений между соседними уровнями архитекторы предусмотрели внутри башни эскалаторы. Так что полностью этажи изолированы друг от друга не будут. Но главной транспортной системой в роттердамской башне суждено быть, конечно же, облаку лифтов.
Пример зеленого развития
Башня задумана многофункциональной. Тут запланированы зоны апартаментов, коммерческие зоны, развлекательные уровни, офисы и, разумеется, смотровые площадки. В Monolab Architects считают, что Rotterdam City Tower надлежит стать образцом экологически чистого развития городской среды. И дело здесь не только в солнечных батареях. Большая парковка на тысячу автомобилей у подножия башни пригодится не только посещающим ее жителям и гостям города. Она поможет властям города разгрузить его центр от автомобилей. Ведь рядом, как рассуждает Кейленбюрг, реально создать пешеходно-велосипедную парковую зону. Широкий парящий бульвар должен соединять башню с берегом, парковкой и расположенной рядом станцией метро. Бульвар состоит из стальных конструкций, покрытых прочным стеклом, так что гуляющие могут видеть под ногами воду.
Сама себе электростанция
Открытые этажи, или «небесные фойе», предусмотрено облицевать антибликовым стеклом, чтобы обеспечивался наилучший обзор окрестностей. Другие уровни башни будут прикрыты фотоэлектрическими стеклами, вырабатывающими электроэнергию на нужды Rotterdam City Tower. Хотя на рисунках студии эти участки сооружения показаны серыми, на самом деле такие стекла будут полупрозрачными – так пояснили в голландской архитектурной компании. [pic]В ночное время башня должна радовать взор мириадами светодиодных огней. В том числе светиться будут и лифты, создавая с так называемой транспортной стороны небоскреба постоянно меняющийся и неповторимый рисунок.
Будет ли гвоздь?
Ответ руководителей города на предложения Monolab Architects, впрочем, пока не известен. Тем временем Ян Виллем уже ведет переговоры с девелоперами, а также ищет источники инвестиций за рубежом. Архитектор мечтает воплотить экзотическую башню в жизнь. И главное, он оптимистично настроен в отношении реакции земляков: «Жители Роттердама гордятся небоскребами, они энергичны и готовы пойти на новые предложения». В общем ландшафте Роттердама башня от Monolab выглядит железным гвоздем. Станет ли она гвоздем программы туристов, посещающих город, зависит уже не от авторов проекта.
По материалам интернет-журнала MEMBRANA (www.membrana.ru) подготовил Дмитрий ЖУКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2009 год в рубрике проектир.